Техническое обслуживание и ремонт пути

Железнодорожный путь постоянно находится под воздействием проходящих по нему поездов. Поэтому должен быть постоянно в исправном состоянии, чтобы поезда могли вполне безопасно и плавно двигаться по нему с установленными для данного участка скоростями, а на станционных путях могла бесперебойно выполняться работа по приему, отправлению, формированию и расформированию поездов.

 

Для поддержания пути в постоянной исправности осуществляется техническое обслуживание (далее текущее содержание) пути. Главная задача текущего содержания пути — обеспечить исправное состояние верхнего строения пути — ВСП, земляного полотна, искусственных сооружений, переводов и всех других устройств.

 

Текущее содержание пути заключается, во-первых, в систематических и тщательных осмотрах и проверках пути. Такие осмотры и проверки позволяют своевременно обнаружить неисправности пути, их причины и принять необходимые меры к устранению неисправностей. Если не принять своевременных мер, то даже незначительные неисправности могут вызвать расстройства пути и создать угрозу безопасности движения.

 

Особое внимание уделяют при этом состоянию рельсов, стыков, стрелочных переводов, кривых участков пути, рельсовых цепей, плавности бесстыкового пути.

 

При осмотрах и проверках пути, помимо визуального осмотра, применяют различные инструменты, приборы и средства диагностики. К ним относятся: путевые шаблоны, путеизмерительные тележки, путеизмерительные автомотрисы, вагоны-путеизмерители с автоматическим контролем под нагрузкой со скоростью до 160 км/ч, с записью на лентах, с автоматической расшифровкой результатов измерения геометрических параметров пути; вагоны-дефектоскопы, вагоны-лаборатории для инженерно-геологического обследования земляного полотна, оптические приборы, штангенциркули для измерения износа рельсов и металлических элементов стрелочных переводов, рельсовые термометры и др.

Для того чтобы хорошо изучить путь, знать его состояние, правильно планировать путевые работы, состояние пути и сооружений систематически контролируется. Контроль осуществляется визуальным осмотром пути и проверками путеизмерительными средствами.

 

Сроки и порядок контроля установлены Инструкцией по текущему содержанию пути.

 

Обходчики железнодорожных путей осматривают путь в пределах путевого обхода по графику; а обходчики искусственных сооружений — искусственные сооружения и подходы к мостам и тоннелям.

 

Дежурный по переезду осматривает и проверяет переезд, его устройства и подходы к нему в течение дежурства.

 

Оператор по путевым измерениям по графику проверяет путеизмерительной тележкой по уровню и ширине колеи главные и приемоотправочные пути.

 

Бригадир пути осматривает и проверяет все пути и стрелочные переводы 1,2 и 3-го классов не реже двух раз в месяц, 4 и 5-х классов — не реже одного раза в месяц с записью результатов осмотра в соответствующие книги ПУ-28, ПУ-29.

 

Дорожный мастер осматривает и проверяет свой линейный участок не реже одного раза в месяц с записью результатов в книги ПУ-28, ПУ-29. Также систематически осматривают путь, земляное полотно, искусственные сооружения и устройства старшие дорожные мастера, начальники участков, мостовые мастера, командный состав дистанций пути, отделений дороги, службы пути дороги.

 

Оператор дефектоскопной тележки по графику проверяет состояние рельсов. Регулярно сплошь проверяются пути путеизмерительными вагонами и автомотрисами, а рельсы — дефектоскопными вагонами и автомотрисами.

 

В экстремальных условиях (высокая температура летом, низкая зимой, в период снежных заносов, весеннего паводка) назначаются дополнительные проверки пути и сооружений.

 

На дорогах получила распространение система контроля пути и сооружений машинистами поездных локомотивов.

 

Машинист, обнаруживший при следовании по графику сильный боковой или вертикальный толчок, сильный удар или заметивший неисправность пути визуально, принимает меры к снижению скорости и даже к остановке поезда. По радиосвязи он уведомляет об этом машинистов поездов, следующих за ним по перегону, а при необходимости машинистов встречных поездов, следующих по соседнему пути и дежурных ближайшей станции или поездного диспетчера.

Состояние ширины колеи, положение рельсовых нитей в вертикальной и горизонтальной плоскостях оценивают по результатам расшифровки лент путеизмерительных вагонов.

 

Путеизмерительными вагонами контролируются и записываются на бумажную ленту следующие параметры рельсовой колеи:

 ширина колеи;

 положение рельсовых нитей по уровню;

 просадки рельсовых нитей;

 положение пути в плане (кривизны в плане).

 

На ленте отмечаются границы пикетов и километров. Кроме того, новый путеизмеритель, имеющий рабочую скорость 160 км/ч, ЦНИИ-4 контролирует уклон и отметки профиля, ускорение кузова и букс, местоположение реперных точек, скорость движения и пройденный путь. В его состав входит аппаратно-программный контрольно-вычислительный комплекс, в связи с этим расшифровка записей происходит автоматически.

 

Исходя из целей наиболее рационального определения видов и сроков выполнения работ по устранению и предупреждению отступлений от норм содержания колеи и условий обеспечения безопасности движения поездов, оценка отступлений от норм производится по четырем степеням их величин, по принципу, чем выше установленные скорости движения поездов, тем меньше допустимые величины степеней отступлений.

 

К I степени относятся отступления, не требующие работ по их устранению. Это допуски при данной установленной скорости движения.

 

КоII степени относятся отступления, также не требующие уменьшения установленной скорости движения поездов, но оказывающие влияние на плавность движения и интенсивность расстройства пути. Это сигнал для начала профилактических работ.

 

КIII степени относятся отступления, которые при неустранении их после обнаружения могут перерасти в отступления, вызывающие уменьшение установленной скорости движения поездов.

 

К IV степени относятся отступления, которые могут привести к сходу подвижного состава, поэтому при обнаружении отступлений IV степени скорость уменьшается и даже, в отдельных случаях, закрывается движение поездов.