Аэродромное диспетчерское обслуживание. Вылетающие и прибывающие воздушные суда.

3.6.1 При предоставлении аэродромного диспетчерского обслуживания диспетчеры УВД предоставляют информацию и выдают разрешения находящимся под их управлением воздушным судам для обеспечения безопасного, упорядоченного и быстрого потока воздушного движения на аэродроме или вблизи аэродрома в целях предотвращения столкновений между:

● воздушными судами, выполняющими полёт в установленной зоне ответственности диспетчерского пункта, включая аэродромный круг;

● воздушными судами, движущимися по площади маневрирования;

● выполняющими посадку и взлетающими воздушными судами;

● воздушными судами и транспортными средствами, движущимися по площади маневрирования;

● воздушными судами на площади маневрирования и находящимися на этой площади препятствиями.

3.6.3 Движение воздушных судов на рабочей площади аэродрома.

Движение воздушных судов по рабочей площади аэродрома, осуществляется в порядке, определённом инструкцией по производству полётов в районе аэродрома.

Для предотвращения столкновений воздушных судов, выполняющих руление по рабочей площади аэродрома:

● при сближении двух воздушных судов на встречных курсах или на курсах, близких встречным, каждое воздушное судно останавливается и, если возможно, отворачивает вправо, соблюдая достаточный интервал;

● при движении двух воздушных судов на сходящихся курсах воздушное судно, справа от которого находится другое судно, уступает дорогу.

Руление по маневренной площади аэродрома осуществляется в соответствии со схемами опубликованными в разделе «Стоянки и руление» аэронавигационной информации.


В период между заходом и восходом солнца на воздушных судах включаются:

● аэронавигационные огни (для указания относительной траектории движения воздушного судна);

● огни, предназначенные для указания габаритов их конструкции, за исключением постоянного или какого-либо соответствующего освещения;

● огни предназначенные для привлечения внимания к воздушному судну (проблесковые маяки и т.д.);

● огни (при их наличии), обозначающие работу двигателей.

Командир воздушного судна может уменьшить интенсивность или отключить проблесковые огни если они:

● отрицательно сказываются или могут отрицательно сказаться на выполнении его обязанностей;

● вызывают или могут вызвать опасное ослепление лиц обслуживающего персонала аэропорта (аэродрома) или экипажи воздушных судов.

3.6.3 Схемы движения воздушных судов в районе аэродрома при вылете и прилёте, при полётах на воздушных трассах и по МВЛ ниже нижнего (безопасного) эшелона.

А) Выход воздушного судна из района контролируемого аэродрома осуществляется по установленной схеме или по указаниям органа ОВД.


Б) Полёт по местной воздушной линии ниже нижнего (безопасного) эшелона осуществляется по соответствующим картам.

В) Вход воздушного судна в район контролируемого аэродрома производится по схеме опубликованной в аэронавигационной информации или по указаниям органа ОВД.

ГЛАВА 4. ПЛАНИРОВАНИЕ И КООРДИНИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ В РАЙОНЕ АЭРОДРОМА

Планирование использования воздушного пространства.

Планирование использования воздушного пространства осуществляется:

А) Главным центром Единой системы — в воздушном пространстве классов А и С над территорией Российской Федерации, а также за её пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию, на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства, по которым главный центр Единой системы выдаёт разрешение на использование воздушного пространства;

Б) Зональным центром Единой системы — в воздушном пространстве классов А и С, а также в воздушном пространстве класса G в отношении полётов беспилотных летательных аппаратов своей зоны на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства по которым зональный центр Единой системы выдаёт разрешение на использование воздушного пространства;

В) Районным центром Единой системы — в воздушном пространстве классов А и С, а также в воздушном пространстве класса G в отношении полётов беспилотных летательных аппаратов и деятельности, не связанной с полётами воздушных судов своего района, на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства, по которым районный центр Единой системы выдаёт разрешение на использование воздушного пространства.

Центры Единой системы осуществляют стратегическое, предтактическое и тактическое (текущее) планирование использования воздушного пространства.

Стратегическое планирование использования воздушного пространства осуществляется за двое и более суток до дня использования воздушного пространства с целью согласования вопросов, связанных с организацией использования воздушного пространства и его обеспечения.

Предтактическое планирование использования воздушного пространства осуществляется накануне дня использования воздушного пространства с целью распределения воздушного пространства по месту, времени и высоте.

Тактическое планирование использования воздушного пространства осуществляется в процессе выполнения суточного плана путём перераспределения воздушного пространства по времени, месту и высоте с целью обеспечения безопасности спланированной деятельности и деятельности, планы которой поступают в текущие сутки.

Координирование использования воздушного пространства осуществляется в целях обеспечения заявленной пользователями воздушного пространства деятельности в зависимости от складывающейся воздушной, метеорологической, аэронавигационной обстановки и в соответствии с государственными приоритетами в использовании воздушного пространства.

Планы использования воздушного пространства подразделяются на:

● планы полётов воздушных судов;

● планы запуска шаров-зондов;

● планы проведения стрельб, пусков ракет и взрывных работ.

План полёта воздушного судна представляется пользователем воздушного пространства или его представителем в органы обслуживания воздушного движения (управления полётами) в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации.

План полёта воздушного судна представляется до получения разрешения на использование воздушного пространства классов А и С, а также в целях уведомления органов обслуживания воздушного движения (управления полётами) для получения полётно-информационного обслуживания при использовании воздушного пространства класса G.

План полёта воздушного судна содержит:

● информацию об опознавательном индексе воздушного судна (номере рейса, радиотелефонном позывном командира воздушного судна, государственном и регистрационном опознавательных знаках);

● информацию о правилах полёта и типе полёта;

● информацию о количестве и типе воздушных судов, категории турбулентности следа;

● информацию об оборудовании воздушного судна;

● информацию об аэродроме вылета и времени вылета;

● информацию о маршруте полёта;

● информацию об аэродроме назначения и общем расчётном истекшем времени (до посадки), запасных аэродромах;

● прочую информацию, необходимую для описания особенностей маршрута полёта, регистрационных знаков воздушного судна, наименование эксплуатанта, лётно-технических данных воздушного судна, используемого оборудования, и иную информацию, если она отличается от плановой или требует особого отношения со стороны органов обслуживания воздушного движения (управления полётами);

● необходимую дополнительную информацию относительно запаса топлива, числа лиц на борту, аварийно-спасательного оборудования, фамилии командира воздушного судна и другую информацию.

Состав (объём) информации, включаемой в сообщение о плане полёта воздушного судна, и правила подачи указанного плана определяются табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации.

Сообщение экипажа с борта воздушного судна о плане полёта воздушного судна при использовании воздушного пространства класса G передаётся по усмотрению пользователя, а при намерении использования воздушного пространства классов А и С — не менее чем за 30 минут до входа в воздушное пространство классов А и С.

В районах с высокой интенсивностью воздушного движения орган обслуживания воздушного движения (управления полётами) доводит до экипажа воздушного судна условия или ограничения в отношении плана полёта воздушного судна, представляемого с борта.

Сообщение о представлении плана полёта воздушного судна передаётся не более чем за 5 суток и не менее чем за 1 час до расчётного времени отправления.

Сообщение о повторяющемся плане полёта воздушного судна передаётся не менее чем за 14 суток, а изменения, вносимые в этот план, представляются не менее чем за 7 суток.