Особенности аудитории

Еще в «Риторике» Аристотеля было обращено внимание на то, что успех публичного выступления во многом зависит от этической составляющей.

Этическая позиция оратора по той или иной проблеме небезразлична для слушателя.

Чтобы состоялись доброжелательные взаимоотношения с аудиторией, необходимо:

а) показать, что желание блага для слушателей — ваша главная цель;

б) постоянно контролировать себя, обращать внимание на то, насколько стиль вашего выступления доброжелателен;

в) постоянно учитывать реакцию аудитории на вашу доброжелательность, чтобы не скатиться до заискивания перед слушателями.

Чтобы сформировать образ порядочного человека, необходимо:

а) продемонстрировать своим поведением, стилем общения, что делать благо для другого человека, для вашего партнера — ваша главная миссия;

б) там, где это уместно, использовать тон доверительного общения:

в) постоянно следить и учитывать реакцию аудитории на ваше поведение как порядочного человека.

Проблема речевого этикета в процессе публичного выступления — это и проблема выбора тональности общения, выбора способов, приемов установления доброжелательного, интеллигентного обращения к слушателям. В зависимости от этапа выступления и особенностей складывающегося взаимопонимания выбираются способы обращения, это может быть: приветствие; благодарность за предоставленную возможность выступить; извинение в чем-либо; поздравления; просьба; предложение; совет; комплимент; одобрение; пожелание; прощание и др.

В процессе публичного выступления нет мелочей. Каждая мысль, каждый жест, каждое слово формируют тональность общения оратора и его слушателей. Как заметил Расул Гамзатов, нет просто слова. Оно либо проклятье, либо поздравление, либо красота, либо боль, либо грязь, либо цветок, либо ложь, либо правда, либо свет, либо тьма.

Этика публичного выступления, как и этика любого делового общения, требует, чтобы к слову относились как к средству живой и образной речи.

Оратору следует всегда помнить, что этика слова характеризует этические нормы и идеалы самой личности оратора. Для слушателя этически значима личность оратора, и прежде всего его нравственность, гуманизм, интеллигентность, общекультурная подготовка.

Одной из важнейших характеристик этики оратора является его тактичность, способность уважать профессиональные, национальные, возрастные особенности слушателей. Доверительность, доброжелательность, открытость — важнейшие качества этики оратора. И наоборот: настороженная подозрительность, агрессивность, самоуверенность, безапелляционность, фамильярность создают негативное отношение к оратору и в целом к его выступлению. Этика публичного выступления требует от оратора, чтобы он учитывал профессиональную этику, особенность профессиональной, научной, общекультурной подготовки слушателей, той аудитории, на которую он рассчитывает.

Говоря об этике оратора, нельзя не отметить, что в процессе публичного выступления следует отличать прямоту и даже резкость суждений от грубости и фамильярности, которая чаще всего проистекает из общей низкой культуры оратора. Поэтому, развивая и совершенствуя ораторское мастерство, всякий раз следует помнить о том, что не все достигается техникой и даже искусством публичного выступления, многое привносится за счет духовной культуры и творческого потенциала личности оратора.

Итак, этика публичного выступления оратора прежде всего характеризует его нравственный потенциал, его личностные и профессиональные качества.

Для юриста первейшая обязанность во всех ситуациях и делах быть справедливым и объективным, стремиться к поиску и утверждению истины во что бы то ни стало.

Только постоянно развивая в себе высокую этическую культуру, всякий раз ориентируясь на нормы профессиональной этики, оратор может рассчитывать на успех своего публичного выступления.

Успех публичного выступления может также сильно зависеть от знания оратором специфики той или иной аудитории.

Аудитории можно разделить по разным основаниям:

по возрасту — детская, молодежная, среднего и старшего возраста; При выступлении в детской аудитории следует: рассматривать только один вопрос, выступать коротко, давать аудитории отдохнуть и расслабиться, чаще хвалить отдельных слушателей и аудиторию в целом,избегать намеков, подтекста, все мысли формулировать развернуто, изложение строить как последовательность событий, максимально использовать средства наглядности. Молодежная аудитория не любит прямых назиданий, морально-оценочных рекомендаций в ее адрес. Оратору важно демонстрировать смелость мышления, принципиальность, вести диалог максимально откровенно, окрашивая его личностным отношением, не укорять аудиторию за ошибочное понимание того или иного вопроса, быть эмоциональным. При выступлении оратор должен находиться как можно ближе к аудитории. В аудитории среднего возраста эффективны апелляции к жизненным проблемам и ситуациям, связанным с материальной стороной жизни людей. Выступление лучше строить как некое сопоставление или сравнение. Выступая перед старшим поколением, оратор должен помнить о следующем: говорить медленно, апеллировать к опыту слушателей, истории, историческим фактам, не переубеждать, а информировать, иметь наготове библиографию или даже книги и брошюры, которые можно можно было бы показать интересующимся слушателям, ссылаться на авторитеты, известные источники, статистические данные.

по отношению к оратору — благожелательная, равнодушная и неблагожелательная; Благожелательная аудитория хорошо реагирует на одностороннюю аргументацию, тезис надо сформулировать прямо во вступлении, наибольший эффект дает восходящая аргументация. Внимание равнодушной аудитории надо завоевать через увлекательное начало, различные приемы захвата внимания, эмоциональность выступающего. В начале целесообразно сформулировать «за» и «против» и подвести к своей позиции. Сложнее всего выступать в негативно настроенной аудитории. Надо попытаться найти хотя бы нескольких союзников среди сидящих в зале и опереться на них. Начинать выступление надо с бесспорного материала, чтобы сразу достигнуть согласия. Предпочтительнее дедуктивная подача материала, а тезис дать в заключении как вывод.

по уровню подготовленности — хорошо подготовленная, подготовленная и мало подготовленная; При выступлении перед хорошо подготовленной аудиторией необходимо акцентировать внимание на том новом, что она узнает из выступления. Диалогичность в этом случае должна быть максимальной, необходимо называть различные подходы к проблеме, не уходить от спорных вопросов, предлагать по ним свои решения. При выступлении перед подготовленной аудиторией нужно быть более эмоциональным и конкретным, необходимо делать для аудитории практические выводы, рассуждения сопровождать примерами, эффективным оказывается применение риторических приемов. При выступлении перед малоподготовленной аудиторией рекомендуется говорить медленно. Эффективна вопросно-ответная форма выступления. Эмоциональность должна быть максимальной. Лучше приводить много примеров, случаев из жизни, можно использовать юмор, парадоксы, убедительны ссылки на авторитетов. Главную мысль нужно неоднократно повторить.

по профессиональному признаку — представители точных наук, гуманитарии, учащиеся, работающие и т.д.; Представители точных наук требуют от выступающих точных формулировок, тезисов, необходимо подавать информацию аналитически, данная аудитория привыкла к цифровым данным. Как писал П. Мицич: «Для технаря четыре цифры доказательнее 1000 слов». Для гуманитариев более эффективной оказывается индуктивная подача материала, минимум цифр.

по размеру — большая, небольшая;Большой считается аудитория больше 30 человек. В большой аудитории, как ни парадоксально, выступать легче, чем в маленькой. Большая аудитория настроена менее критически, в ней царит приподнятое настроение, действует механизм заражения. Кроме того, в большой аудитории действует закон снижения интеллектуального уровня, поэтому чем больше аудитория, тем проще, ярче, эмоциональнее должна быть речь выступающего.

по степени однородности — однородная, разнородная; Более удобной и легкой для любого выступления считается однородная аудитория. В разнородной аудитории ориентироваться надо на слабых слушателей и выносить на обсуждение только один вопрос.

по типу психики — ригидная и гибкая; Ригидный слушатель верит авторитетам, сформировавшемуся мнению, не склонен менять своих мнений. Гибкий слушатель вырабатывает собственное мнение как бы каждый раз заново,с учетом нынешней ситуации. Этот слушатель по всем вопросам имеет свое мнение, не зависит от авторитетов, самостоятельно вникает в суть каждого факта. Промежуточный между ригидным и гибким — это средний слушатель. Старшее поколение обычно склонно к ригидности, молодежь, как правило, относится к гибкому типу. Гибкие люди - наиболее благодатная аудитория, легко вступающая в диалог с оратором, осмысливая приводимые аргументы.

по гендерному признаку — мужская, женская; Мужская аудитория обычно лучше информирована по всем вопросам, преобладающие интересы мужчин связаны с работой и политикой. При выступлении в мужской аудитории надо быть сдержанным эмоционально и использовать дедуктивную подачу материала, быть кратким, соблюдать регламент, не следует делать выводы за аудиторию. Мужская аудитория допускает рассмотрение 2-3 вопросов в одном выступлении. При выступлении перед женской аудиторией рекомендуется: индуктивная подача информации, высокая эмоциональность изложения, апелляция к бытовым проблемам и примерам, случаям из повседневной жизни, проблемам семьи, максимальное использование наглядности. Целесообразно рассматривать в выступлении только одну проблему.

по национальному признаку — аудитория различной национальности; Одни и те же доводы, аргументы, риторические приемы имеют разную силу в разных культурах, обладают разной эффективностью. Поэтому готовясь к выступлению перед той или иной национальной аудиторией, следует ознакомиться с риторическим идеалом в данной культуре.

по уровню понимания — слушатели, воспринимающие без понимания, понимающие тему и предмет сообщения, понимающие содержание и овладевающие им; Выступая перед аудиторией, не переоценивайте ее способности понять вас, ориентируйтесь на средний уровень и не требуйте от аудитории полного понимания. Четко сформулируйте главную мысль и повторите ее на протяжении выступления несколько раз в разной номинативной форме.

по отношению к воспринимаемой информации — сверхактивные, сопереживающие, потенциальные и негативные. Негативные слушатели обычно перед началом выступления стремятся сесть в последние ряды, как можно дальше от оратора. Не надо стараться их заинтересовать, эффект будет крайне мал, а сил на это будет потрачено много. Сопереживающие и сверхактивные видны по активной позе слушания, потенциальные — по пассивной. Исследователи показали, что в среднестатистической аудитории ее активная часть, чье внимание оратору обеспечено, обычно составляет около 30%, негативные слушатели — 10%, около 60% - это потенциальные слушатели. Вот за них-то и нужно бороться. Если оратору удается увеличить активную часть аудитории до 50-60% , то это вполне достаточно, чтобы выступление считать удачным. Всех заинтересовать никогда не удастся, поэтому не надо к этому и стремиться.

Готовясь к публичной речи, к деловой, профессиональной или личной беседе, прежде всего необходимо заранее представить себе слушателя, собеседника. Кто он? Каковы особенности его личности? Может быть есть темы, которые вовсе нельзя затрагивать? « В доме повешенного не говорят о веревке» - пословица, гуманным смыслом которой сейчас нередко пренебрегают. Кроме того, вряд ли стоит затрагивать такие темы или высказывать в категорической форме такие суждения, по которым данный собеседник или данная аудитория заведомо с вами не только не согласится, но и яростно отвергнет вас, поскольку принципиально не приемлет данную точку зрения. Не без основания говорят, что начинать речь или беседу без предварительной оценки аудитории — это все равно что выходить в море без карты.

Мастерство публичного выступления приходит с опытом работы в профессии. И все же узнать о главных "секретах" ораторского искусства и применении их в аудитории полезно как можно раньше, начиная со студенческой скамьи.

 

Контрольные вопросы

1. В чем заключаются особенности взаимодействия оратора и аудитории?

2. Что такое композиция речи? Охарактеризуйте ее основные элементы.

3. Что такое убеждающая речь? В каких ситуациях в деятельности юриста она появляется?

4. Какой может быть тактика юриста в убеждающей речи в зависимости от настроения аудитории?

5. Какими способами говорящий может обеспечить контакт с аудиторией?

6. Какие лексические и синтаксические особенности выступления способствуют его более легкому восприятию?

7. Каков должен быть внешний вид оратора, его поведение, мимика, жесты?

8. Охарактеризуйте этапы подготовки публичного выступления.

9. Каковы основные приемы поиска материала? На что следует обращать внимание при разработке информационного обеспечения выступления?

10. Что такое план публичной речи. Виды плана и их назначение. Что такое риторический эскиз выступления?

11. Каковы задачи оратора во вступлении к публичной речи, в заключении? С помощью каких риторических средств эти задачи выполняются?

12. Каковы задачи оратора в основной части речи? Почему необходимы переходы между частями речи?

13. Какие приемы импровизации можно использовать в случае невозможности подготовиться к выступлению заранее? Приведите пример.

14. Охарактеризуйте различные приемы поддержания внимания аудитории к публичному выступлению, планируемые в ходе подготовки выступления.

15. Каковы возможные недостатки композиции публичного выступления?

16. Какова роль изобразительно-выразительных средств языка в воздействующей публичной речи?

17. Какие виды аргументов вам известны? Приведите примеры из судебных речей.

18. Расскажите о способах аргументации? Приведите примеры из судебных речей.

19. Каковы правила эффективной аргументации?

20. Какие виды публичных выступлений по цели вам известны?

21. Как побороть неуверенность перед выступлением?

22. В чем заключаются особенности выступления экспромтом?