Зрительное восприятие оратора аудиторией.

Лицо человека высказывает больше и более интересные вещи,

нежели его уста:

уста высказывают только мысль человека,

лицо - мысль природы.

А. Шопенгауэр

 

Зрительное восприятие — совокупность процессов построения зрительного образа.

Поль Л. Сопер, профессор университета штата Теннеси и автор известной книги «Основы искусства речи», полагал, что «хорошая речь на добрую четверть воспринимается чисто зрительным путем». По современным данным – около 50% информации в процессе публичного выступления передается невербально, то есть не средствами собственно речи.

Все это свидетельствует о большом значении зрительно воспринимаемых элементов речи, среди которых можно выделить: внешность, манеры, позу, жесты и мимику.

В нашем внешнем поведении проявляется то многое, что у нас есть внутри. Эти проявления нужно уметь, во-первых, распознавать, во-вторых, активно применять на практике.

За отдельными, едва заметными проявлениями рук, глаз, позы, аудитория может увидеть настроение, желания, помыслы оратора. Так же и оратор может с помощью определённых невербальных средств установить прочный контакт с аудиторией, не только для воздействия, а, главное, для эффективного взаимодействия с ней.

Итак, невербальное речевое воздействие – это воздействие, осуществляемое сопровождающими речь несловесными сигналами.

Несловесные сигналы – материальные, чувственно воспринимаемые действия общающихся, включая действия с предметами, несущие для собственников фиксированный, закреплённый данной культурой смысл.[65]

Эти сигналы сопровождают речь, дополняют её, а в некоторых случаях могут заменять слова.

Среди невербальных сигналов И.А. Стернин различает:

симптомы – невербальные явления (движения, действия), бессознательно проявляющиеся в деятельности человека и отражающие психическое или физическое состояние участника общения. Симптомы представляют собой мимические движения и их сочетания (симптомы страха, радости, удовольствия, задумчивости и т.д.);

символы – невербальные явления, являющиеся носителями так называемого социального символизма – символического значения, приписываемого обществом определённым предметам, действиям, явлениям.

Символы непосредственно не участвуют в коммуникации, но они несут информационную нагрузку в процессе обмена информацией между людьми. Например, очки – признак людей, которые много читают, дорогая иномарка – признак высокого уровня благосостояния, длинные волосы у мужчин говорят о творческом виде деятельности. Так, для юриста из деталей одежды характерны: строгий, не вычурный костюм, портфель, галстук. Следует отметить, что социальные невербальные символы имеют ярко выраженную национальную окраску, то есть имеют значение для определённой нации людей и не являются общими для всех стран и людей всего мира;

знаки, или собственно невербальные сигналы, - невербальные действия, имеющие в данной культуре определённый знаковый смысл, стандартное значение, автоматизировано или сознательно продуцируемые с целью передачи этого значения собеседнику.

Знаки, по мнению И.А. Стернина, включают: знаки языка телодвижений (взгляд, мимика, поза, стойка, движение, походка, осанка, посадка, физический контакт, манипуляции с предметами), знаки организации пространства общения (проксемические знаки), знаки отсутствия говорения (молчания), а также жесты – значимые движения тела.

 

Классификация невербальных сигналов имеет следующий вид:[66]

 

Невербальные знаки: Невербальные симптомы Невербальные символы  
язык телодвижений радость высокий социальный статус          
взгляд удовольствие низкий социальный статус          
мимика растерянность зажиточность          
позы грусть интеллигентность          
осанка сожаление образованность          
стойка   принадлежность к определённой группе          
походка, движение в ходе общения          
           
       
         
физический контакт в ходе общения    
       
         
     
       
         
       
         
манипуляции с предметами    
     
       
         
     
       
         
жесты    
     
       
         
сигналы расположения    
     
     
дистанция общения    
     
выбор места общения    
     
Молчание в общении    
Уважение и неуважение    
Горизонтальное расположение относительно собеседника    
     
вертикальное расположение относительно собеседника    
             
                         

Поль Л. Сопер приводит занимательный пример: “Лектор Сэм Сэнфорд однажды рассказал о случае, происшедшем в фойе гостиницы городка, где он должен был выступать. Молоденькая продавщица табачного киоска, где он покупал газету, радостно объявила ему, что вечером собирается послушать лекцию профессора Сэнфорда. Узнав, что перед ней сам Сэнфорд, девушка внимательно окинула его взглядом и сказала: «Ну что ж... Все - таки я пойду»”[67].

Этот пример свидетельствует о важности внешнего вида, который оказывает значительное влияние на восприятие человека в его профессиональных проявлениях окружающими людьми.

Однако можно намеренно использовать для эффективного воздействия на аудиторию знания о влиянии различных деталей одежды, сочетании цветов и т.д. Например, общеизвестно, что красный цвет обычно предпочитают физически здоровые, сильные люди, они живут сегодняшним днем и испытывают желание получить все, что хотят, тоже сегодня. Красный цвет давно стал символом любви и силы. И, видимо, не случайно в 1337 году во Франции вышел указ, запрещающий простолюдинам носить красную одежду. Этой привилегией пользовались только короли, кардиналы и сенаторы. Так, юрист для выступления перед аудиторией может выбрать красный галстук. Это поспособствует восприятию аудиторией его как человека сильного, уверенного и поможет внушить доверие в истинности правовой позиции по делу.

return false">ссылка скрыта

«Говори речи соответствующие твоему пальто

или оденься соответственно твоим речам»

Пифагор

Внешность оратора должна быть привлекательной, но в пределах нормы. Мужчине лучше выступить в костюме, который должен быть умеренно модным. Женщина тоже должна быть одета умеренно модно; очень модно одетые женщины оцениваются аудиторией отрицательно. Мода должна утвердиться, с момента ее появления должен пройти минимум год.

Костюм или платье не должны плотно обтягивать фигуру. Одежда оратора должна соответствовать его возрасту, всякие несоответствия в ту и другую сторону раздражают аудиторию.

Манеры - способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика. Манера оратора воспринимается и оценивается аудиторией положительно, если она энергичная, достаточно напряженная и демонстрирует уверенность оратора.[68]

Обязательным условием общения является деликатность. Деликатность не должна быть излишней, превращаться в льстивость, приводить к ничем неоправданному восхвалению увиденного или услышанного. Выступить публично — это значит дать слушателю возможность познакомиться с вами. Надлежащие манеры оратора имеют более существенное значение, чем его внешность. В самом деле, если он развернется, то заставит забыть о своей внешности. Еще Стендаль в свое время писал: «Гибкость ума заменяет красоту».

Группа слушателей – нечто большее, чем простое скопление людей. Она подчинена законам психологии внимания. В ней каждый склонен к такой же реакции, как и все: благоприятной или неблагоприятной. Это прекрасно учитывают опытные ораторы. Они знают, что раз удалось возбудить интерес аудитории, то естественная заразительность настроений поможет его поддержать. Они понимают, что, если не захватить внимание всей группы в целом, невозможно будет удержать кого–либо под своим влиянием.

Психология слушателя такова, что он требует от оратора больше, чем это возможно в ином случае. Когда разговаривают двое или трое знакомых, их беседа протекает в обстановке свободы и равенства каждого при обмене мыслями. Совершенно иное – официальная обстановка, в которой произносится речь. Здесь нет свободы и равенства. Слушатель вовсе не склонен забывать, что приходится на время вашего выступления как бы поступиться своей индивидуальностью, пожертвовать удобствами и временем. В силу ограничений, налагаемых правилами общественного приличия, он отдает себя временно во власть оратора. И понятно, что слушатели предъявляют к оратору особые требования: они предоставили ему главную роль – оратор должен с этим считаться. Если он будет держать себя нерешительно, безразлично и как бы извиняясь за свою миссию, чувство ожидания у слушателя немедленно сменится разочарованием и досадой.

Еще одна особенность психологии слушателей: они ощущают потребность в интимной и теплой атмосфере частной беседы. Им не по душе несколько натянутая, официальная обстановка публичного доклада. Если оратор ничего не сделает, чтобы изменить положение, ему поставят это в вину. Оратор – живой человек, а не говорящий автомат. Необходимо овладеть умением создать дружескую и вместе с тем деловую атмосферу. [69]