Образ оратора

Профессия юриста предполагает множество коммуникаций с самыми разными людьми, популярность, авторитетность, надежность ее представителей, а все эти характеристики во многом определяются привлекательным образом, или, как сейчас принято говорить, имиджем.

Слово «имидж» происходит от латинского «imago», что означает «картинка». В переводе с английского «image» – образ, престиж, репутация. В переводе с французского image – образ, изображение, представление. [58]

А.С.Лемех, Т.Г. Кизилова, А.Г. Пронченко рассматривают имидж как самопрезентацию, «конструирование человеком своего образа для других». В.М.Шепель считает, что имиджелогия учит овладению технологией личного обаяния.

Интересна история слова. Например, древние римляне употребляли его для обозначения посмертных восковых масок, которые сопровождались биографическим текстом. Это слово широко использовалось в искусстве: во Франции издавался знаменитый журнал «IMAGE», а в Англии в начале XX в. образовалось литературное течение имажинистов. Это слово открыли для себя специалисты по рекламе и политике, руководители и социологи. [59]

Руководители, признавая понятие «имидж», несомненно, ориентируются на психологическое значение слова – «неосознанный идеал». Имидж – это знаковые характеристики, где присутствуют форма и содержание. Существует имидж репутации, имидж лидера (политика, руководителя), имидж товара (услуг...), имидж организации. Но огромное значение принадлежит имиджу выступающего оратора. Современное значение имиджа – это впечатление, производимое человеком на окружающих. На имидж влияет: что и как он говорит; что и как делает; стиль его мышления; стиль его поведения; как общается; какова его внешность; как одевается; каковы его манеры.

В настоящее время понятие «имидж» нередко связывают с понятием «acme» (вершина – греч.), которое используется при исследовании и описании высшей точки в развитии – расцвета, зрелости, максимальной дееспособности человека как личности, как профессионала. Именно в период взрослости происходит активное формирование социальной зрелости. Человек вовлекается в те или иные события, в решение социальных вопросов. По мнению А.А. Бодалева, процесс этот неизбежно ведет к возникновению проблемы восприятия человека человеком – к проблеме имиджа. [60]

Сегодня «имидж» – это «действенное» значение «образа» активного человека, что связано с осмыслением его участия в отношениях людей, прежде всего, в их профессиональной деятельности.

В главе 2 нами уже говорилось об образе оратора, его образовании.

Каждый выступающий имеет свои особенности, которые влияют на стиль речи, проявляются в манере выступления. Поэтому теоретики ораторского искусства, издавна выделяли разные типы ораторов.

С.Ф. Иванова в работе «Специфика публичной речи» выявила индивидуальные речевые типы:[61]

Рационально-логический. Ораторы этого типа склонны к анализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументации своих и чужих поступков. Их подготовка к любому высказыванию отличается последовательным отбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот выношенный план как бы «сидит у них внутри», и ораторы во время выступления не пользуются им. Их часто заботит иное: как сделать свою речь более яркой, эмоциональной, какие подобрать примеры, чтобы заинтересовать аудиторию.

Эмоционально-интуитивный. Представители этого типа говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами, каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи и «свести концы с концами». План своей речи пишут не всегда, считая, что он их сковывает.

Философский. Ораторы - «философы» более или менее эмоциональны, склонны к анализу, иногда бывают очень организованны в своей работе, а иногда без всякой видимой организации раскрывают какой-нибудь один вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом света, озаряют все найденной идеей. Их общая черта — стремление к исследованию,глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию.

Лирический, или художественно-образный. Глубокая эмоциональность, лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность — черты, характерные для этого типа.

В зависимости от позиции оратора в ходе публичного выступления выделяют:

1)информатора (директивная направленность);

2)комментатора (оценка);

3)собеседника (выражение своего мнения, вопросы);

4)советчика (акцентирование);

5)эмоционального лидера (аудитория ожидает действия).

В качестве негативных позиций оратора значительную роль играют наставник (категоричное отношение) и проситель (просьба подождать изменений).

Следует уделить внимание и проблеме первого впечатления. Встреча оратора со слушателями, как правило, непродолжительна, и он не имеет достаточно возможностей для того, чтобы изменить впечатление о себе в свою пользу, если сразу не смог завоевать симпатии аудитории. Общее впечатление, производимое оратором, является синтезом многих факторов, которые необходимо контролировать и которые важно учитывать для создания облика оратора.[62]

Первое впечатление – очень сильное, яркое, оно хорошо запоминается. В дальнейшем его приходится опровергать, менять, корректировать, а это всегда предполагает большие усилия. Повиноваться первому впечатлению легко и приятно, изменять его обычно люди не любят или, по крайней мере, делают это неохотно. При первом восприятии оратора внимание слушателей распределяется следующим образом: 60% – кто оратор, что он из себя представляет; 30% – как оратор говорит;10% – что он говорит.

Экспериментально установлено, что большинство черт, которые приписываются человеку при первом впечатлении, не могут быть выведены из его внешности или наблюдаемого поведения. Таким образом, 85% качеств, приписываемых человеку при первом впечатлении, внешне никак не могут быть обнаружены, но, тем не менее, они приписываются человеку.

Очень важно иметь в виду, что слушатели не отделяют в процессе выступления сведения, которые сообщает оратор, от личности самого оратора. Вспомним один из законов риторики: «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит». Все, что он говорит, напрямую связывается с его личностью. Чтобы выступать публично, ритор должен обладать рядом специальных навыков и умений. По определению психологов, навык – это способность осуществлять ту или иную операцию наилучшим образом. Например, навык ориентации во времени, навык отбора литературы, навык работы с аудиторией и т.д.

В ораторе аудитория хочет прежде всего видеть личность, индивидуальность, непохожесть на других. Она хочет знать, в чем отличительные черты очередного оратора, какую позицию он занимает, можно ли ему доверять.

Вместе с тем, любая аудитория видит и запоминает личность оратора упрощенно, подводя ее под некоторые стереотипные схемы, представления, роли: безнадежный теоретик, чистый практик, моралист, бюрократ или чиновник, умница, весельчак и балагур и т. д. Необходимо заботиться, чтобы ваш имидж был благоприятным и чтобы вы были восприняты именно так, как вы хотите себя подать.

return false">ссылка скрыта

Все выдающиеся ораторы были индивидуальностями. Выдающегося русского адвоката Федора Никифоровича Плевако знала вся Россия, а журнал "Право" за 1908 год сравнил его с Пушкиным: "Плевако был гениальным русским оратором. В этой области он был для нас тем же, чем был Пушкин для русской поэзии. Как после Пушкина стало трудно быть русским поэтом, так после Плевако стало трудно быть русским оратором".

Народная молва превратила слово "Плевако" в символ высочайшего профессионализма. И если кому-то требовался хороший адвокат, то говорили "найду себе Плевако", связывая с этим словом-именем представление о защитнике, на мастерство которого можно было надеяться в полной мере. Почти сорок лет отдал правозащитной деятельности Федор Плевако. Прекрасные образцы его судебного ораторского искусства вошли в золотой фонд русской культуры и стали ее историческим духовным наследием.[63]

Прекрасным оратором в XVI веке был Иван Грозный. Он был очень возбудим, эмоционален, и в таком состоянии был необычайно красноречив устно и письменно, остроумен, сыпал колкостями; однако утомление лишало его красноречия.[64]

Именно индивидуальность ораторской манеры – тот важнейший фактор, который, побуждает слушать оратора, доверять ему, запоминать его идеи. Запоминается личность, а вместе с личностью – идеи этой личности.

По мнению Иосифа Абрамовича Стернина, личность и индивидуальность оратора складываются из трех взаимосвязанных элементов: зрительного образа, образа поведения и речевого образа. Все три перечисленных вида восприятия помогают составить мнение о выступающем, создать определенный имидж оратора в своем сознании.