Виды речевой деятельности

Речевая деятельность - один из видов деятельности человека. Выделяют четыре вида речевой деятельности: говорение, письмо, слушание, чтение. Говорение– это отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию. Слушание(или аудирование) – восприятие речевых акустических сигналов и их понимание. Письмо– зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов. Чтение– расшифровка графических знаков и понимание их значений. Механизмы кодирования информации действуют при говорении и письме, механизмы декодирования – при слушании и чтении. При говорении и слушании человек оперирует акустическими сигналами, при письме и чтении – графическими знаками.[39]

Указанные четыре вида речевой деятельности составляют основу процесса речевой коммуникации. От того, насколько у юриста сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность профессионального общения. Кроме того, степень сформированности навыков речевой деятельности служит критерием оценки уровня владения языком и показателем общей культуры человека.

Как нам известно, коммуникативная ситуация является отправной точкой, побуждающей человека к речевому действию (например, к высказыванию). Примеры коммуникативных ситуаций в речевой практике юриста: необходимость задать вопрос доверителю, дать письменное заключение по правовой проблеме, составить документ, быть участником переговорного процесса). Коммуникативная ситуация порождает намерение (мотив) высказывания, который перерастает в потребность совершения этого действия. В реализации речевого действия выделяются следующие этапы.

1. Подготовка высказывания. На этом этапе происходит осознание мотивов, потребностей, целей, осуществляется вероятностное прогнозирование результатов высказывания на основе прошлого опыта и на основе учета обстановки. У развитого в речевом отношении человека, с быстрыми реакциями, эти подготовительные решения протекают с большой скоростью на подсознательном уровне. Завершается этап созданием внутреннего плана высказывания с различной степенью обобщенности или конкретности. Успех речевого действия зависит от того, насколько активно знание языка, насколько сформированы у человека речевые навыки и умения.

2. Структурирование высказывания. Говорящий (пишущий) осуществляет выбор слов, располагает их в нужной последовательности. Предполагается, что выбор слов в памяти осуществляется методом проб и ошибок, путем отбрасывания слов, которые недостаточно точно выражают намеченное содержание. Все это происходит во внутреннем плане. В оперативной речевой памяти человека слова сохраняются не разрозненно, а в систематизированном виде, например в виде тематических блоков, что ускоряет и облегчает выбор нужного слова. Прослеживается тенденция повторного употребления слов, которые неоднократно использовались. У говорящего в выборе слов определенную роль играют также словесные ассоциации, которые образуются на основе предшествующего опыта.

3. Переход к внешней речи. На этом важном этапе происходит переход от внутренней речи к внешней. Осуществляется звуковое или графическое оформление высказывания. Результат речевого действия говорящего можно оценить по тому, как у человека отсутствует навык его воспринимают слушающие, то есть по обратной связи. О недостаточно хорошем навыке речевой деятельности говорит труднопонимаемая, бессвязная речь.

Говоря о слушании или чтении нужно понимать, что восприятие речи - это процесс смысловой интерпретации, который включает также несколько этапов. Сначала осуществляется переход с акустического или графического кода на код внутренней речи, расшифровываются синтаксические структуры и грамматические формы. Затем следуют понимание общего плана высказывания; понимание замыслов и мотивов высказывания. Очень важна оценка полученной информации т.е. содержания высказывания, идеи и позиции говорящего. Завершающий этап - понимание выбора формы и языковых средств. Понимание (как составная часть процесса восприятия) происходит на языковом и содержательном уровнях. Первый без второго возможен, второй без первого — нет. Очевидно, что полное понимание достигается не всегда. Эффективное восприятие возможно при активном желании воспринимающего понять речь автора высказывания. Обратная связь (то есть реакция на высказывание) — важный элемент контроля речевого действия, позволяющий оценить его результат. Наиболее полно обратная связь осуществляется в диалоге.

Юристам приходится иметь дело со всеми видами речевой деятельности. Например, постановка вопросов перед свидетелями (говорение), составление протокола судебного заседания (письмо), допрос сторон (слушание), разбор материалов уголовного дела, анализ заключения эксперта (чтение).

Владение всеми видами речевой деятельности — важная состав-ляющая профессиограммы юриста. Вот, например, что говорит профессор Н.И.Порубов, о председательствующем судье: «Многое при этом зависит от уровня культуры председательствующего, на которого законом возложена обязанность обеспечения воспитательного воздействия процесса. Председательствующему мало соблюдать процессуальные законы — он должен в совершенстве знать материалы дела, уметь правильно применять законы, обладать способностью быстро ориентироваться во всем, что происходит в судебном заседании, точно и своевременно оценивать происходящее. Только наличие этих качеств и умелое их применение на практике могут свидетельствовать о культуре судьи, о широте его кругозора»[40].

Профессиональная коммуникация осуществляется в форме письменной и устной речи. Подчеркнем еще раз ряд важных моментов. Эффективное получение информации относится как к устной, так и к письменной речи и зависит от уровня владения навыками чтения и слушания. Эффективная передача информации (в письменной и устной формах) предполагает владение навыками письма и говорения. Достижение поставленной цели путем убеждения собеседника предполагает знание основных риторических приемов (как в устной, так и в письменной речи), а также владение речевыми тактиками убеждения и побуждения. Получение дополнительной информации о собеседнике возможно на основе общих знаний о современном русском языке (чтобы определить уровень социально-культурного развития человека, его социальную принадлежность), умения различать оттенки интонации и голоса собеседника (чтобы оценить его эмоциональное состояние), умения интерпретировать содержание его высказываний и понять возможный подтекст. Эффективная речевая деятельность юриста предполагает владение основами культуры речи (письменной в том числе), что включает в себя знание норм языка, этикетных правил и умение «исполнить» свою речь в соответствии с ситуацией общения, продемонстрировав свои положительные качества и профессиональные умения.