ВВЕДЕНИЕ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ................................................................. 6

1. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ХИМИИ............................................ 7

Контрольные вопросы и задания..................................................................................... 12

2. СТРОЕНИЕ АТОМА И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ
СИСТЕМА ЭЛЕМЕНТОВ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА ....... 13

2.1. Модели строения атома.......................................................................................... 13

2.2. Двойственная природа электрона...................................................................... 14

2.3. Атомное ядро. Изотопы, изобары....................................................................... 16

2.4. Квантовые числа. Принцип Паули...................................................................... 17

2.5. Правило Гунда............................................................................................................ 21

2.6. Правила В. М. Клечковского. Последовательность заполнения электронами энергетических состояний в атоме............................................................................ 22

2.7. Периодический закон Д. И. Менделеева.......................................................... 23

Контрольные вопросы и задания..................................................................................... 26

Компетенции студента........................................................................................................ 27

3. ТЕОРИЯ ХИМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ И СТРОЕНИЯ
МОЛЕКУЛ............................................................................. 28

3.1. Параметры химической связи............................................................................ 28

3.2. Ковалентная связь................................................................................................... 29

 

3.2.1. Метод спиновой теории валентности, или метод валентных схем....................... 30

3.2.2. Метод молекулярных орбиталей............................................................................. 31

3.2.3. Насыщаемость и направленность ковалентной связи, а-, п- и 8-связи. 33

3.2.4. Конфигурации строения молекул..................................................................... 35

3.2.5. Гибридизация, ее виды............................................................................................ 36

3.2.6. Полярность и поляризуемость связи............................................................... 38

 

3.3. Ионная связь.............................................................................................................. 39

3.4. Водородная связь.................................................................................................... 40

3.5. Металлическая связь.............................................................................................. 41

3.6. Межмолекулярное взаимодействие. Силы Ван-дер-Ваальса................ 41

Контрольные вопросы и задания..................................................................................... 43


В Химия. Учеб. пособие


-1-


ОГЛАВЛЕНИЕ

Компетенции студента ........................................................................................................ 44

4. КОМПЛЕКСНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ ..................................... 45

4.1. Строение комплексных соединений ............................................................... 45

4.2. Номенклатура комплексных соединений ..................................................... 47

4.3. Изомерия комплексных соединений .............................................................. 49

Диссоциация комплексных соединений. Константа нестойкости комплексного иона 50

Контрольные вопросы и задания .................................................................................... 51

Компетенции студента ........................................................................................................ 51

5. ЭНЕРГЕТИКА ХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ................... 52

5.1. Внутренняя энергия и энтальпия ..................................................................... 52

5.2. Энтропия ....................................................................................................................... 56

5.3. Энергия Гиббса ............................................................................................................ 57

Контрольные вопросы и задания .................................................................................... 60

Компетенции студента ........................................................................................................ 61

ХИМИЧЕСКАЯ КИНЕТИКА И РАВНОВЕСИЕ ... 62

Скорость химической реакции и влияние на нее различных факторов 62

6.2. Понятие о катализе и катализаторах ............................................................... 66

6.3. Колебательные реакции ...................................................................................... 68

6.4. Химическое равновесие и его смещение ...................................................... 69

6.5. Фазовые равновесия ............................................................................................ 72

Контрольные вопросы и задания .................................................................................... 78

Компетенции студента ........................................................................................................ 79

7. РАСТВОРЫ ...................................................................... 81

7.1. Способы выражения концентрации растворов ......................................... 81

7.2. Растворы неэлектролитов .................................................................................. 83

 

7.2.1. Осмос и осмотическое давление ............................................................................. 83

7.2.2. Давление пара над растворором. Первый закон Рауля ............................ 85

7.2.3. Замерзание и кипение растворов. Второй закон Рауля ........................... 86

7.3. Растворы электролитов ...................................................................................... 87

7.3.1. Теория электролитической диссоциации ..................................................... 87


В Химия. Учеб. пособие


-2-


ОГЛАВЛЕНИЕ

7.3.2. Теория кислот и оснований .............................................................................. 90

7.3.3. Ионо обменные реакции .......................................................................................... 93

7.3.4. Константы кислотности и основности ............................................................ 94

7.3.5. Закон разбавления Оствальда ................................................................................ 96

7.3.6. Ионное произведение воды. Водородный показатель .............................. 97

7.3.7. Произведение растворимости электролита ........................................................... 98

7.4. Гидролиз солей ..................................................................................................... 100

7.4.1. Виды гидролиза ...................................................................................................... 100

7.4.2. Константа и степень гидролиза ...................................................................... 103

7.5. Жесткость воды и методы ее устранения .................................................. 105

Контрольные вопросы и задания .................................................................................. 107

Компетенции студента ...................................................................................................... 110

8. ДИСПЕРСНЫЕ СИСТЕМЫ ........................................... 111

8.1. Классификация дисперсных систем ............................................................. 111

8.2. Получение дисперсных систем ...................................................................... 113

 

8.2.1. Диспергационные методы ............................................................................... 114

8.2.2. Конденсационные методы ............................................................................... 115

8.2.3. Метод пептизации .................................................................................................. 116

 

8.3. Строение мицелл .................................................................................................. 116

8.4. Устойчивость дисперсных систем ................................................................ 118

 

8.4.1. Виды устойчивости ........................................................................................... 119

8.4.2. Коагуляция лиофобных коллоидных систем .............................................. 120

8.4.3. Коагуляция коллоидных систем под действием физических факторов 122

Контрольные вопросы и задания .................................................................................. 122

Компетенции студента ...................................................................................................... 123

9. ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ......................... 124

9.1. Окислительно-восстановительные реакции ............................................. 124

9.1.1. Определение степени окисления. Типы окислительно-восстановительных реакций 124

9.1.2. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций 127

 

9.2. Измерение электродных потенциалов металлов .................................... 129

9.3. Гальванические элементы ................................................................................ 132

9.4. Электролиз .............................................................................................................. 135

 

9.4.1. Основные законы электролиза ....................................................................... 136

9.4.2. Потенциал разложения . Перенапряжение .......................................................... 137


В Химия. Учеб. пособие


-3-


ОГЛАВЛЕНИЕ

9.4.3. Последовательность электродных процессов ....................................... 137

9.4.4. Практическое применение электролиза ................................................ 139

Контрольные вопросы и задания ................................................................ 141

Компетенции студента ................................................................................ 142

10. КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛОВ ............................................. 144

10.1. Виды коррозии .................................................................................. 144

10.1.1. Химическая коррозия ....................................................................... 145

10.1.2. Электрохимическая коррозия ............................................................ 146

10.2. Защита металлов от коррозии ............................................................ 148

Контрольные вопросы и задания ................................................................ 152

Компетенции студента ................................................................................ 153

11. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТАЛЛОВ ................. 154

11.1. Классификация металлов .................................................................. 155

11.2. Физические свойства металлов .......................................................... 156

11.3. Химические свойства металлов .......................................................... 157

11.4. Способы получения металлов из руд ................................................. 164

11.5. Получение мет аллов высокой степени чистоты ................................. 167

Контрольные вопросы и задания ................................................................ 168

Компетенции студента ................................................................................ 169

12. ПОЛИМЕРЫ И ОЛИГОМЕРЫ ..................................... 170

12.1. Основные понятия ............................................................................. 170

12.2. Классификация и номенклатура полимеров ........................................ 171

12.3. Применение полимеров и олигомеров ................................................ 176

Контрольные вопросы и задания ................................................................ 179

Компетенции студента ................................................................................ 179

13. ХИМИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ............................. 180

13.1. Порядок выполнения анализа вещества ............................................. 181

13.2. Качественный анализ ......................................................................... 183

 

13.2.1. Аналитические реакции ................................................................... 183

13.2.2. Методы качественного анализа ......................................................... 185

13.2.3. Аналитическая классификация катионов и анионов ............................. 186

13.2.4. Качественные реакции на катионы и анионы ....................................... 187


В Химия. Учеб. пособие


-4-


ОГЛАВЛЕНИЕ

13.2.5. Качественные реакции на анионы .............................................................. 190

13.2.6. Устранение мешающих ионов ............................................................................ 191

13.3. Физико-химические методы анализа .......................................................... 193

13.3.1. Оптические методы анализа ............................................................................... 194

13.3.2. Электрохимические методы анализа ................................................................. 199

13.3.3. Хроматографические методы анализа ............................................................... 201

Контрольные вопросы и задания .................................................................................. 206

Компетенции студента ...................................................................................................... 208

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ..................................... 209

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ .................................. 210

ПРИЛОЖЕНИЕ ..................................................................... 215


В Химия. Учеб. пособие


-5-


ВВЕДЕНИЕ

Химия – одна из важнейших фундаментальных естественных наук, изучающая вещества, их свойства и процессы превращения веществ, сопро­вождающиеся изменением состава и структуры.

Что такое металл, галоген, полимер, пластмассы? Чем обусловлена разница в свойствах веществ? Почему идут химические реакции? Что такое коррозия? Как сохранить чистоту природы: рек, озер, морей, лесов, атмосфе­ры? Ответить на эти и многие другие вопросы без знания химии нельзя.

Особенно велико значение химии в технике, развитие которой немыс­лимо без понимания процессов превращения веществ. Глубокое знание зако­нов химии и их применение позволяет как совершенствовать существующие, так и создавать новые процессы, машины, установки и приборы.

Знание основных химических понятий, закономерностей и законов не­обходимо для формирования современных специалистов - бакалавров, ин­женеров, магистров.

Химия является общетеоретической дисциплиной. Она призвана дать студентам современное научное представление о веществе как одном из ви­дов материи, о путях, механизмах и способах превращения одних веществ в другие. Владение техникой химических расчетов, понимание возможностей, предоставляемых химией, значительно ускоряет получение нужного резуль­тата в различных сферах инженерной и научной деятельности.

Технический прогресс промышленного производства неразрывно свя­зан с разработкой и использованием новейших материалов, создание и ис­пользование которых невозможно без знаний химических свойств, состава, строения и структуры веществ.

Особенностью «Химии» как дисциплины для студентов нехимических специальностей является то, что небольшой по объему курс должен содер­жать сведения практически из всех областей химии. Общая, неорганическая, физическая и аналитическая химия закладывают теоретические основы мно­гообразной и сложной картины химических явлений.

Приведены контрольные вопросы и задания, способствующие закре­плению знаний и успешному выполнению студентами самостоятельной работы. Каждая глава завершается перечнем основных положений изучае­мой темы, ориентированных на формирование и развитие компетенций, т. е. знаний, умений, навыков, алгоритмов действия студентов, которые направлены на повышение качества их подготовки к будущей профессио­нальной деятельности.

Цель дисциплины «Химия» – помочь студентам изучить химическую форму движения материи, познать законы её развития и основные законо­мерности протекания химических реакций.