Барьеры восприятия и понимания.

Комфортному общению может препятствовать разное социальное положение партнёров. Избавиться от такого отношения помогает следующая установка перед разговором: «Мой собеседник такой же человек, как и я. Ему присущи все человеческие слабости».

Барьер отношения к нам один из самых серьезных. Можно назвать счастливыми тех, у кого на пути нет таких препятствий или им удается легко их преодолевать. «Сердце человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям: то, чего он стоит, целиком определяется тем, какие отношения к другому человеку он способен устанавливать≫.

Барьер отрицательных эмоций возникает в общении с расстроенным человеком. Если ваш собеседник, который обычно с вами вежлив, встречает вас нелюбезно, разговаривает не поднимая глаз, не спешите принимать это на свой счет и искать причину в изменении его отношения к вам: быть может, он не в состоянии справиться с плохим настроением из-за хода собственных дел, семейных неурядиц или его вывел из себя предыдущий посетитель. Иной раз бывает лучше перенести разговор на другое время. Если это невозможно, следует потрудиться в начале разговора, чтобы помочь партнеру улучшить эмоциональное состояние .

Барьер характера тоже создаёт сложности в общении. У каждого человека свой характер, но воспитанные, владеющие собой люди умеют вести себя так, чтобы их характер не был источником конфликта или даже дискомфорта. Не все, однако, хотят и умеют разобраться в себе и контролировать себя. Люди с ярко выраженными особенностями темперамента могут быть неудобными собеседниками. Мобильный собеседник(экстраверт-сангвиник) быстро мыслит, быстро говорит, перескакивает с одной темы на другую, потому что ему кажется все ясным. Следить за ходом его рассуждений трудно, а перебивать нельзя — он сердится. Рекомендуется дать такому собеседнику высказаться до конца и лишь затем уточнить что-то или даже вернуться к началу разговора. Таких людей надо ценить как генераторов идей. Доминантный собеседник(экстраверт-холерик) любит лидировать в разговоре. Говорит громко, безапелляционным тоном, настаивает на своем мнении. Попытаетесь поставить такого собеседника на место — получится конфликт. Лучше, оставаясь при своем мнении, позволить ему высказаться, как он того хочет, а затем в решающий момент тихо, но твердо настоять на своем. Ригидный собеседник(интроверт-флегматик) —≪малоподвижный≫ собеседник. Думает медленно, детально обсуждает обстоятельства дела. Вам давно всё ясно, однако подгонять его нельзя. Эти люди ценны как эксперты или критики идей, и в разговоре с ними надо просто набраться терпения. Пассивный собеседник(интроверт-меланхолик) не обнаруживает своей реакции, не высказывается. Поддерживать с ним разговор трудно. Следует применить метод активного слушания: задавать вопросы, перефразировать и т.д. И попытаться выяснить его мнение. Молчание — далеко не всегда знак согласия.

Препятствием к конструктивному общению является барьер установки. Существует закон восприятия, согласно которому в собеседнике мы видим нечто главное, а все остальное будет лишь фоном. От того, что мы выделяем как главное, а что как фон, зависит впечатление от объекта в целом. Один и тот же человек разными людьми может быть оценен по-разному.

Что влияет на наше восприятие партнера по общению? Прежде всего это социокультурные, эстетические и этические нормы поведения, сформированные, как правило в детстве. Особо отметим речь человека как имиджеобразующий фактор. Наконец, восприятие другого человека зависит от нашего представления о себе. Например, для неуверенного собеседника слишком активное поведение партнера может трактоваться как вызов и даже агрессия.

Другими словами, восприятие собеседника зависит от нашего опыта, наших предпочтений и опасений. Зная, что существуют причины, приводящие к необъективности восприятия, необходимо учитывать их особенно в профессиональном общении. Можно предложить некоторые рекомендации:

1. Стремитесь получить полную информацию о человеке, с которым вам предстоит общаться.

2. Развивайте наблюдательность, обращайте внимание на особенности внешнего облика и психологического склада человека.

3. Спокойно отнеситесь к неприязни как к проявлению человеческого невежества, слабости, отсутствия культуры, простой неосведомленности. Тогда несправедливое отношение не будет вас задевать, а вскоре оно и вовсе исчезнет, так как ваши дела и поступки заставят партнера изменить свое мнение.

4. Уважать собеседника, каким бы он ни был.

5. Стараться понять, чем вызвано поведение человека, посмотреть на ситуацию его глазами. Стоит сказать человеку: «Понимаю вас», и появляется возможность конструктивно повести разговор.

6. Снимает напряженность сочувственное отношение к возмущенному партнеру, когда вы поддакиваете: «Да-да, вы правы». Обычно после этого накал страстей ослабевает.

7. Прием самообвинения хорошо действует, когда партнер кричит, потому что не прав. Вы извиняетесь, и, как правило, партнер в недоумении успокаивается. А то и начинает извиняться сам!

8. Напряженную обстановку можно разрядить шуткой. Но она даст нужный эффект лишь тогда, когда вы уверены в том, что у вашего партнера есть чувство юмора.

9. Иметь чувство собственного достоинства.

Контрольные вопросы

1.Как объясняется значение риторики в современных толковых словарях? Как эти толкования соотносятся с определение риторики как науки?

2.С какими отраслями научных знаний связана риторика?

3. В чем значение юридической риторики для профессионального общения юриста?

4. Почему риторика – это часть культуры?

5. Назовите основные категории риторики. Охарактеризуйте их.

6. Расскажите о риторических законах.

7. Что такое риторический канон? Как вы понимаете «путь от мысли к слову»?

8. Охарактеризуйте все пять частей риторического канона.

9. В чем смысл и значение топики? Какие топы вам известны?

10. Расскажите о структуре трех функциональных типах текста: описание, повествование, рассуждение.

11. Почему тип текста рассуждение является основным в юридическом дискурсе? Хрия как способ рассуждения.

12. Как вы понимаете значение слов «коммуникация», «речь»?

13. Какие функции выполняет в обществе коммуникация? Почему общение – многоаспектная деятельность человека?

14. Охарактеризуйте понятия: «коммуникативная ситуация», «модель коммуникативной ситуации», «коммуникативное намерение». Почему для эффективного общения необходимо их учитывать?

15. Расскажите о видах и средствах общения. По каким признакам можно классифицировать виды общения?

16. Почему мимика и жесты являются видом невербальной коммуникации?

17. Какие барьеры в общении могут отрицательно повлиять на процесс взаимодействия собеседников. Как избежать барьеров в профессиональной деятельности юриста?