Вопрос 3. Практические аспекты реализации алгоритмов внутреннего контроля на примере построения организационной модели внутреннего контроля процесса продаж.

Значительное усложнение параметров производственно-хозяйственной деятельности организации объективно предопределило необходимость поиска путей развития организационных и методических аспектов текущего управления экономическим субъектом, значительная часть которых реализуются с использованием развернутой системы внутрихозяйственного контроля в коммерческой организации. Вместе с тем, в современных условиях внутренний контроль на отечественных предприятиях зачастую носит последующий характер, выполняя функции экономической диагностики отклонений анализируемого объекта от заданных количественных стандартов. На наш взгляд, подобный подход к контрольным действиям сводится по сути к ревизионным процедурам, имеющим высокую результативность, однако не являющихся исчерпывающими в составе методического инструментария внутрихозяйственного контроля организации. В этой связи безусловно актуальными представляются исследования, рассматривающие контроль в превентивном аспекте, в виде разработки исходных шаблонных алгоритмов действий исполнителей на каждом этапе выполнения своих должностных обязанностей. Указанные алгоритмы целесообразно рассматривать разрезе объектов, субъектов, источников, параметров и методов контроля в рамках развернутых хозяйственных процессов, разделенных на отдельные стадии, каждая из которых в свою очередь состоит из последовательных этапов. Подобные модели контроля должны предполагать максимально предметную регистрацию и документирование принятых решений должностного лица, позволяющую в последующем оценить правомерность и эффективность действий сотрудника как самостоятельного центра административной ответственности. В частности организационная модель внутреннего контроля реализации готовой продукции на промышленном предприятии должна охватывать стадии преддоговорной работы, подготовку и заключение договора поставки, а также его исполнение. Предлагаемая в составе лекционного материала модель базируется на научных разработках проф. В.В. Бурцева и сформирована с учетом развернутой организационной структуры функциональных служб предприятия.

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ КОНТРОЛЯ ПРОДАЖИ

ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

 

Стадия I. Преддоговорная работа