Зоны ответственности основных участников системы внутреннего контроля
Участник | Зона ответственности |
Совет директоров (реализация отдельных полномочий может быть делегирована комитету по аудиту при совете директоров) | – определение целевого уровня развития системы внутреннего контроля, которого должна достичь компания, и стратегии по его реализации; – утверждение и пересмотр основополагающих документов, регулирующих внутренний контроль в компании; – оценка результатов работы специализированного подразделения по внутреннему аудиту; – контроль эффективности внутреннего контроля и аудита в компании; – взаимодействие с ревизионной комиссией и внешним аудитором |
Ревизионная комиссия | – ежегодная проверка финансово-хозяйственной деятельности компании и подготовка соответствующего отчета для общего собрания акционеров; – внеплановая проверка (ревизия) организации |
Генеральный директор | – общее организационное обеспечение реализации процедур внутреннего контроля в компании; – утверждение политики и процедур по внутреннему контролю; – утверждение плана контрольных мероприятий подразделения внутреннего аудита; – инициирование внеплановых проверок наиболее рискованных областей деятельности (бизнес-процессов) компании; – утверждение отчетности подразделения внутреннего аудита; – отчетность перед советом директоров об устранении нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий (может быть делегировано руководителю специализированного подразделения по внутреннему аудиту); – подготовка предложений для совета директоров по совершенствованию процедур внутреннего контроля в компании |
Бизнес-подразделения (уполномоченные сотрудники) | – разработка структуры контроля на основе единых стандартов в целях снижения рисков в бизнес-процессах до приемлемого уровня; – контроль подразделений, находящихся в зоне ответственности, на предмет соответствия установленным параметрам эффективности; – управление рисками бизнес-процессов; – исполнение контрольных процедур в текущем режиме; – оценка эффективности и подготовка предложений по совершенствованию контрольных процедур |
Департамент стратегического управления | Контроль исполнения стратегических целей, регулярное информирование руководства компании о достижении установленных стратегических показателей |
Финансовый департамент | План-факт анализ ключевых показателей эффективности, проверка достоверности управленческой отчетности, контроль использования денежных средств в соответствии с утвержденным бюджетом. Выявление налоговых рисков в ходе проведения мероприятий по налоговому планированию (может быть делегировано бухгалтерии) |
Бухгалтерия | Выполнение контрольных процедур по повышению достоверности финансовой отчетности (сверки, инвентаризация, разделение полномочий в сфере учета операций и т. д.) |
Административный департамент | Контроль исполнения приказов и поручений, протоколов заседаний совета директоров, правления, совещаний у генерального директора и т. д. |
Управление персоналом | Проведение мероприятий по повышению лояльности персонала и уровня нетерпимости к корпоративным злоупотреблениям со стороны сотрудников |
Юридическая служба | Выявление и минимизация юридических рисков в деятельности компании (корпоративная структура, инвестиционная и договорная деятельность, претензионно-исковая работа) |
Подразделение IT | Защита информационной системы компании от несанкционированного доступа как извне, так и изнутри компании, реализация автоматизированного контроля |
Подразделение по управлению рисками | Формирование перечня рисков, их ранжирование, разработка механизмов управления и предотвращения, подготовка ежеквартальной отчетности о ходе работ по минимизации рисков |
Подразделение экономической безопасности | Защита активов, проверка контрагентов на предмет их добросовестности и отсутствия признаков аффилированности с сотрудниками компании, проведение внутренних расследований совершенных злоупотреблений, взаимодействие с правоохранительными органами |
Подразделение внутреннего аудита | Оценка эффективности систем внутреннего контроля и управления рисками, проведение плановых и внеплановых контрольных мероприятий, последующий контроль устранения нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий, подготовка предложений по совершенствованию процедур внутреннего контроля, а также анализ регламентации бизнес-процессов и достаточности содержащихся в них контрольных процедур |
Принципиальным аспектом внедрения системы внутреннего контроля является рассмотрение подходов к построению организационной структуры, способствующей эффективной реализации контрольных мероприятий. В этой связи необходимо рассмотреть содержание работы Р. Макеева «Какая организационная структура упростит внедрение системы внутреннего контроля» (приведена в составе материалов ЭОР). Материал указанной публикации является обязательным к изучению и выносится на текущий и экзаменационной контроль по следующим принципиальным вопросам:
1. Каким образом автором предлагается вывести часть контролирующих функций из подчинения генерального директора?
2. В чем заключается обеспечение коллегиального принятия ключевых для компании решений?
3. Как автор предлагает разделить функции исполнения и учета рамках производственного цеха, строительной компании, структуры филиала, структуры компании, ориентированной на завоевание доли рынка?
Этап 4
Эффективная система внутреннего контроля предполагает тестирование контрольных процедур и оценку их качества. Тестирование проводится по двум направлениям:
- соблюдение разработанных регламентов контрольных процедур;
- появление ошибок в отчетности, которые не были предотвращены системой контроля.
Соблюдение разработанных регламентов оценивается путем выборочной проверки документов, в которых должен быть отражен факт контроля. К примеру, по ряду платежных поручений проверяется наличие правильно оформленных и подписанных листов согласования. Появление ошибок в отчетности выявляется в ходе аудита отчетности и первичной документации.
Нужно отметить, что в течение первого полугодия с момента внедрения системы необходимо регулярное тестирование процедур контроля. Это позволит исключить ошибки, допущенные при разработке. В дальнейшем тестирование системы внутреннего контроля может проводиться менее часто.
По результатам тестирования должен составляться отчет о его результатах, который также включает рекомендации по устранению выявленных недостатков контрольных процедур.
Оценка эффективности функционирования системы внутреннего контроля предполагает разработку системы показателей, позволяющих осуществлять мониторинг и наблюдение за результатами внедрения контрольных процедур. В этой связи к семинарскому занятию необходимо изучить содержание кейса, посвященного указанным вопросам, и предложить подходы к его решению.
Кейс к семинарскому занятию.
Данила Актянов, внутренний аудитор дивизиона «Наука и инновации» госкорпорации «Росатом», член Международного института внутренних аудиторов, в своих публикациях указывает на то, что для того чтобы усилить систему внутреннего контроля в компании, прежде всего необходимо правильно мотивировать сотрудников, участвующих в ее реализации, в частности, руководителей подразделений, их заместителей, а также сотрудников, отвечающих за ключевые функции бизнес-процессов. Стимулировать этих специалистов на результативное выполнение контрольных процедур помогут правильно выбранные ключевые показатели эффективности.
return false">ссылка скрытаАвтор указывает на то, что есть общие показатели эффективности исполнения внутреннего контроля, с которыми можно увязать размер премий всех руководящих сотрудников бизнес-процессов. Они помогут заинтересовать сотрудников корректно выполнять типовые контрольные функции:
- регулярный мониторинг эффективности контрольных процедур. Он необходим для получения уверенности в достижении требуемого результата;
- своевременную реализацию корректирующих действий. Эта функция нужна для устранения нарушений, выявленных по результатам независимых проверок (внутренние и внешние аудиторские проверки контролирующими органами).
Укажем показатели эффективности, позволяющие мотивировать сотрудников на результативное выполнение контрольных функций.
Таблица 3
Показатели эффективности
Показатель эффективности | Обоснование фактора мотивации |
Контрольные функции общего характера | |
1. Отсутствие повторных существенных нарушений в курируемых бизнес-процессах (соотношение количества повторно выявленных нарушений и общего количества нарушений, указанных в актах внутреннего аудита или внешних контролирующих органов). Внедрение показателя предполагает установление критериев существенности нарушений. | Премиальные выплаты ответственных сотрудников зависит от результатов контроля. |
2. Выполнение корректирующих мероприятий на 100 процентов в соответствии с ранее утвержденным планом, подготовленным по результатам внутреннего аудита. | Стимулирует к своевременному устранению недостатков контроля в бизнес-процессах, обнаруженных в ходе проверочных мероприятий. |
3. Количество рациональных предложений от ответственных сотрудников бизнес-процессов бизнес-процессов по совершенствованию контроля. | Стимулирует сотрудников инициировать изменения, направленные на повышение качества контрольных процедур. |
Служба снабжения | |
1. Утверждение годового плана закупок к установленному сроку. | Стимулирует департамент снабжения своевременно проводить закупочную кампанию и не допускать авральных закупок на невыгодных условиях. |
2. Доля открытых закупочных процедур в общем объеме. | Конкурентные способы закупок (тендеры) и т.д. повышают прозрачность закупочной компании. |
3. Количество конкурентных процедур закупок, по которым жалобы на действия заказчика закупки признаны обоснованными. | Показатель пригодится, когда проигравшие конкурс поставщики могут обжаловать условия прошедшей закупочной процедуры в связи с допущенными нарушениями в ходе ее проведения (в рамках внутренних регламентов компании и законодательства России). Чем выше этот показатель, тем хуже работают специалисты, ответственные за контроль закупочных процедур. |
3 Соотношение между нормативной и фактической стоимостью закупок. | Потребуется установить нормативные цены по основным закупаемым позициям (например, топ-10 по весу в структуре себестоимости) с учетом прошлых закупок и поправкой на инфляцию. И если факт превышает норму, к примеру, на 15–20 процентов, то можно сделать вывод, что цены завышены, а ответственные сотрудники неэффективно исполняют контрольные функции по снижению стоимости закупаемой номенклатуры. |
Отдел продаж | |
1. Доля просроченной дебиторской задолженности. | Чем выше первый показатель, тем хуже выполняет свои контрольные функции отдел продаж, поскольку не оценивает в полном объеме риски работы с покупателями и необоснованно принимает решения об отсрочке платежа. Долю просроченной дебиторской задолженности можно нормировать и затем контролировать отклонение от норматива. Например, допустима просроченная задолженность, но не более 5 процентов от ее общей суммы. Норматив лучше закрепить в регламенте управления дебиторской задолженностью. |
2. Доля возврата продукции (стоимость возвращенной продукции к общему объему продаж организации). | Показатель направлен на предотвращение искусственного увеличения объемов реализации в целях получения бонусов сотрудниками отдела сбыта, если их премия привязана к объемам реализации. Например, это может произойти, когда товар реализуется аффилированной компании в одном отчетном периоде, а через некоторое время в другом отчетном периоде сделка расторгается. Высокая доля возврата продукции свидетельствует о неэффективной работе отдела сбыта. |
Производство, техническое обслуживание и ремонт | |
1. Наличие производственных аварий и травм. | Стимулирует сотрудников строго соблюдать технику безопасности. |
2. Уровень рекламаций на качество продукции со стороны клиентов компании | Мотивирует следить за качеством продукции на каждом этапе ее производства. |
3. Количество нарушений, выявленных надзорными органами на производственных объектах. | Направлен на соблюдение норм эксплуатации оборудования (к примеру, в рамках пожарной безопасности, природоохранных мероприятий). |
Служба персонала | |
1. Уровень удовлетворенности сотрудников компании работой отдела кадров (по результатам ежегодного анонимного анкетирования). | Чем выше показатель, тем эффективнее контролируются функции этого отдела. |
2. Количество уволившихся сотрудников. | Чем выше показатель, тем, скорее всего, хуже контролируются функции службы персонала. К примеру, нет регламента выбора кандидатов на предлагаемые должности. Отсутствует список установленных критериев выбора нужного специалиста, а также подход к тестированию, собеседованию и т. д. В итоге текучесть персонала в отчетном году выше уровня среднегодового значения. |
Изучив предложения автора, необходимо:
1. Дать собственную критическую оценку указанным показателям, обосновать, какие из них нуждаются в конкретизации и уточнении. Следует ли, на Ваш взгляд, дополнить состав показателей либо исключить отдельные показатели из перечня?
2. Дополнить таблицу показателями эффективности, актуальными для оценки результативности контрольных процедур в работе а) финансового отдела б) бухгалтерии в) службы внутреннего аудита.