Общение и его функции.

Д.С. Лихачев, подчеркивая взаимность влияния людей друг на друга сказал: «Общаясь, люди создают друг друга». Такой подход обеспечивает обусловленность общения как основы риторики не только в речеведческом, но и в философском и психологическом планах. Это и определяет и основное средство общения – речь. Именно поэтому общение – это основной механизм культуры, обеспечивающий связь между людьми, их мыслями, словами и делами. Давайте разберемся, что такое общение и почему оно значимо с точки зрения риторики. Коммуникация произошло от лат. сommunicati, что означает – сообщение, общение. Важнейшая функция языка - коммуникативная, т.е. функция общения, обмена мыслями. А для чего людям необходимо общение? Какие функции оно выполняет в обществе? Формулировка функций разными учеными различна и дается с учетом той науки, в рамках которой рассматривается общение. Мы остановимся на функциях общения, данных С.И. Самыгиным[10]:

1) Контактная, цель которой в установлении контакта с собеседником;

2) Информационная – обмен мнениями с собеседником;

3) Перцептивная – адекватное восприятие смысла сообщения, понимание партнерами друг друга;

4) Эмотивная – обмен эмоциями между партнерами;

5) Координационная взаимное ориентирование партнера и согласование действий при совместной деятельности.

В свою очередь человек как субъект общения в рамках общения как деятельности выполняет разнообразные функции: коммуникативную (обеспечение взаимосвязи), информационную (взаимовыражение), когнитивную (взаимопознание), эмотивную (переживание взаимоотношений), творческую (взаимовлияние, преобразование).

Таким образом, общение – многоаспектная деятельность человека, удовлетворяющая различные потребности личности. Заметим, что эти потребности носят культурный характер: они связаны с ценностями и ценностным отношением к себе и окружающему миру, с диалогичностью, с процессами познания и самопознания. Итак, люди общаются для того, чтобы лучше понять себя и других людей, для того, чтобы быть понятыми, для организации совместной деятельности.