БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ И ИХ РОЛЬ В ПОДДЕРЖАНИИ ЗДОРОВЬЯ, РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наличие цикличности режимных процессов и соотношение его с особенностями «биоритмологического портрета» является необходимым условием для развития физиологических и других процессов, и самочувствия человека, который растет, его настроения. Все общие положения режима необходимо конкретизировать с учетом индивидуально-типологических биоритмологических особенностей.

При оценке этих режимов можно констатировать что в целом они составлены по рациональному принципу перехода от одного вида деятельности к другому, т.е. носят ритмический характер.

Но их следует индивидуализировать, исходя из биоритмологического портрета. Как же это сделать?

1. В течение 2-3 дней провести анализ обычного поведения.

2. В результате можно установить временную динамику многих психологических и других качеств, среди которых следует выделить работоспособность и эмоциональное настроение.

3. Высокая работоспособность и преимущественно хорошее настроение в дообеденное время характерны для - «жаворонков». Те же качества, лучше проявляющиеся во второй половине дня, свойственны - «совам». У аритмиков эти качества существенно не меняются в течение дня, оставаясь на высоком или реже низком уровне.

Индивидуальные биоритмологические околосуточные особенности следует учитывать при реализации любого воспитательного мероприятия. Особенно это касается занятий.

Наибольшую значимость правильное проведение занятий приобретает в старших и подготовительных группах.

В чем же должен состоять главный биоритмологический принцип проведения занятий? Прежде всего, в регулировании степени умственной и эмоциональной нагрузки в зависимое и от времени дня и соответствующих проявлений биоритмов.

Интенсивность умственной и физической активности должна находиться в соответствии с индивидуальными проявлениями суточных ритмов.

Примерно такая же динамика свойственна и эмоциональным реакциям детей. повышенной плаксивостью и раздражительностью: у «сов» по утрам, а у «жаворонков» во второй половине дня, что необходимо учитывать при планировании и проведении воспитательно-образовательной работы.

Можно провести работу по некоторой коррекции биоритмологических проявлений у ребенка. Следует так организовать распорядок дня ребенка, чтобы обеспечить условия для постепенного формирования у него достаточно высокого уровня работоспособности в течение всего дневного времени, исключая период сна.

Такая коррекция должна быть преимущественно направлена на предупреждение спадов работоспособности и нежелательных изменений эмоционального настроения у детей - «жаворонков» во второй половине дня, а у детей «сов» - в первой.

Эту задачу можно решить при рациональном сочетании умственных, физических и эмоциональных нагрузок в процессе игры ребенка, которая, по данным психологов, является ведущей формой деятельности в дошкольном детстве.

Необходим и учет роли сезонных биоритмов в динамике состояния здоровья дошкольника. Всем известны факты возрастания случаев острых распираторных заболеваний осенью и весной, что рассматривается как проявление сезонной цикличности в реактивности организма.

Итак, рациональный режим, включающий в себя разумное распределение часов, отведенных для приема пищи и сна, правильное чередование физических, умственных и эмоциональных проявлений жизнедеятельности детей обеспечивают условия для оптимальной ритмичности процессов в растущем организме, способствуют всестороннему и гармоническому развитию здорового ребенка.

Изменение работоспособности в течение рабочего дня. Суточные колебания работоспособности.

Исследования состояний человека проводятся, прежде всего, в интересах оптимизации рабочей деятельности человека. В этом плане состояние соотносится в первую очередь с работоспособностью. Говоря о работоспособности,выделяют общую (потенциальную, максимально возможную работоспособность при мобилизации всех резервов организма) и фактическую работоспособность, уровень которой всегда ниже. Фактическая работоспособностьзависит от текущего уровня здоровья, самочувствия человека, а также от типологических свойств нервной системы, индивидуальных особенностей функционирования психических процессов (памяти, мышления, внимания, восприятия), от оценки человеком значимости и целесообразности мобилизации определенных ресурсов организма для выполнения определенной деятельности на заданном уровне надежности и в течение заданного времени при условии нормального восстановления расходуемых ресурсов организма.

В процессе выполнения работы человек проходит через различные фазы работоспособности. Фаза мобилизациихарактеризуется предстартовым состоянием. При фазе врабатываемостимогут быть сбои, ошибки в работе, организм реагирует на данную величину нагрузки с большей силой, чем это необходимо; постепенно происходит приспособление организма к наиболее экономному, оптимальному режиму выполнения данной конкретной работы.

Фаза оптимальной работоспособности (или фаза компенсации)характеризуется оптимальным, экономным режимомработы организма и хорошими, стабильными результатами работы, максимальной производительностью и эффективностью труда. Во время этой фазы несчастные случаи крайне редки, и то по причине объективных экстремальных факторов или неполадок оборудования. Затем, во время фазы неустойчивости компенсации (или субкомпенсации),происходит своеобразная перестройка организма: необходимый уровень работы поддерживается за счет ослабления менее важных функций. Эффективность труда поддерживается уже за счет дополнительных физиологических процессов, менее выгодных энергетически и функционально. Например, в сердечно-сосудистой системе обеспечение необходимого кровоснабжения органов осуществляется уже не за счет увеличения силы сердечных сокращений, а за счет возрастания их частоты. Перед окончанием работы, при наличии достаточно сильного мотива к деятельности, может наблюдаться также фаза «конечного порыва»