Топ «Род и вид» (разновидности)

Топ «род и вид» описывает разложение идеи по вертикали — общее/частное или топ разновидности.

Топ «род и вид» (включая топ «разновидности») отражает универсальный закон человеческой мысли (и речи) — ее «нисхождение» от общего к частному (дедукция) и «восхождения от частного — к общему (индукция).

Смысловая модель «определение»

Определение (definitio — дефиниция, или explicatio — экспликация) предмета речи занимает в структуре речи одно из почетных первых мест, следуя чаще всего после вступления(praemium) или после вступления и повествования(narratio).

Топ «определение» - непременное условие ясности, непротиворечивости содержания речи, а также одна из традиционных «частей» речи, важный элемент ее структуры.

Топ «целое — части»Изобретение содержания речи осуществляется с использованием модели «целое — части».

Предмет речи (идею) нужно:

1. рассматривать как часть некого целого и рассуждать так же и об этом целом.

2. Рассмотреть элементы, части, составляющие предмет речи, и говорить о них по отдельности.

Топ «целое — части» отражает универсальный закон работы мысли — ее движение от целого к частям предмета и снова к целому. В традиционной речи — описание конкретного предмета этап описания отдельных его частей следует непосредственно за определением предмета.

Выделяются (перечисляются и описываются) именно и только те части таких предметов, которые и делают их функциональными, непосредственно служат для их употребления, а так же самые заметные, бросающиеся в глаза элементы, отличающие их от других сходных объектов (принцип дифференциальных частей-признаков).

Разделение, расчленение смысловой структуры в речи сопутствует анализу и синтезу — механизмам мысли.

Смысловая модель «свойства»

Топы «признаки», «качества», «функции».

Топ «свойства»- это признаки и качества предмета речи, его функции, его характерные действия.

Для правильного использования топа «свойства» нужно:

1. отбирать только существительные, характерные признаки, функции, качества объекта, причем такие из них, которые делают его действительно интересным как предмет речи и для говорящего, и для адресата

2. не избегать при этом выражения собственных оценок, эмоций..

Смысловая модель «Сопоставление»