Топ «Род и вид» (разновидности)
Топ «род и вид» описывает разложение идеи по вертикали — общее/частное или топ разновидности.
Топ «род и вид» (включая топ «разновидности») отражает универсальный закон человеческой мысли (и речи) — ее «нисхождение» от общего к частному (дедукция) и «восхождения от частного — к общему (индукция).
Смысловая модель «определение»
Определение (definitio — дефиниция, или explicatio — экспликация) предмета речи занимает в структуре речи одно из почетных первых мест, следуя чаще всего после вступления(praemium) или после вступления и повествования(narratio).
Топ «определение» - непременное условие ясности, непротиворечивости содержания речи, а также одна из традиционных «частей» речи, важный элемент ее структуры.
Топ «целое — части»Изобретение содержания речи осуществляется с использованием модели «целое — части».
Предмет речи (идею) нужно:
1. рассматривать как часть некого целого и рассуждать так же и об этом целом.
2. Рассмотреть элементы, части, составляющие предмет речи, и говорить о них по отдельности.
Топ «целое — части» отражает универсальный закон работы мысли — ее движение от целого к частям предмета и снова к целому. В традиционной речи — описание конкретного предмета этап описания отдельных его частей следует непосредственно за определением предмета.
Выделяются (перечисляются и описываются) именно и только те части таких предметов, которые и делают их функциональными, непосредственно служат для их употребления, а так же самые заметные, бросающиеся в глаза элементы, отличающие их от других сходных объектов (принцип дифференциальных частей-признаков).
Разделение, расчленение смысловой структуры в речи сопутствует анализу и синтезу — механизмам мысли.
Смысловая модель «свойства»
Топы «признаки», «качества», «функции».
Топ «свойства»- это признаки и качества предмета речи, его функции, его характерные действия.
Для правильного использования топа «свойства» нужно:
1. отбирать только существительные, характерные признаки, функции, качества объекта, причем такие из них, которые делают его действительно интересным как предмет речи и для говорящего, и для адресата
2. не избегать при этом выражения собственных оценок, эмоций..
Смысловая модель «Сопоставление»