Этапы риторического канона: инвенция, диспозиция, элокуция, меморио, акцио гипокризис.

Для осуществления эффективного речевого взаимодействия нам следует понять и уяснить, как воз­никает и как организуется само содержание речи. Дру­гими словами, нам надо ясно и четко представлять, как зарождающийся в голове человека идеальный образ, идея превращается в добротную, риторически грамотную речь. Такую речь, которая пробуждает у собеседника определен­ные чувства, ответную мысль, его собственное живое слово. Можно ли сделать так, чтобы мыслей стало больше, чтобы они были интереснее, чтобы доступно и отчетливо переда­вали собеседнику то, что желает передать ему говорящий?

Традиционная риторика учила строить тексты-монологи — ораторские публичные речи, письма, лекции, при этом в центре внимания ритора была письменная речь, заранее разработанная и тщательно подго­товленная. Нам необходимо учитывать осо­бенности речевого взаимодействия современного юриста. Для него значимыми являются не только выступления в суде в качестве адвоката или государственного обви­нителя, но и активные взаимодействия с оппонентами во время следственных процедур, во время отстаивания интересов клиентов в финансово-экономических инстан­циях, будучи арбитром спорящих сторон при исполне­нии обязанностей мирового судьи и т.д. Значит, юристу нужно знание и использование риторических канонов во всех аспектах речемыслительной дея­тельности. Но для того, чтобы научиться создавать тексты разных жанров, в зависимости от ситуации общения, нужно овладеть коммуникативно-речевыми умениями. Одним из таких умений является умение изобретать содержание речи. Термин «изобретение» впервые встречается в античной риторике и означает нахождение мыслей и идей. Первая задача ритора заключается в том, чтобы найти, что сказать. Этот процесс проявляется «в способности найти уместное для данной аудитории содержание, развернуть доказательство, подобрать нужные аргументы, определить стиль общения с аудиторией»[7]. Итак, риторика дает рекомендации, которые помогают грамотно подготовить речь - устную и письменную. Эти своего рода правила, образец называемый риторическим каноном.

Это такой исходный элемент формулирования мыс­лей, их вербализации и передачи от одного собеседника к другому.

По своему содержанию риторический канон включает пять этапов-элементов, которые раскрывают путь развития мысли к речи:

1)инвенция (лат. inventio), т.е. нахождение, изобретение «изобрести что сказать»;

2)диспозиция (лат. dispositio), т.е. расположение изобретенного или элокуция (лат. elocutio), т.е. словесное оформление мысли, собственно красноречие— «украсить словами»;

3)запоминание (лат. memorio). В Античности речи учили наизусть, репетировали. Часто автор речи (логограф) писал ее для заказчика, который только заучивал и затем произносил речь;

4)произнесение (лат. actio hypocrisis), т.е. актерское, теа­тральное исполнение речи. Этап, на котором речь не только произносится, но и разыгрывается (греч. hypocrites — актер) с соответствующим использованием жеста, мимики, голо­совых данных оратора.

Два последних шага — запоминание и произнесение в их современном виде мы рассмотрим ниже.

В своем «Кратком руководстве к красноречию» М. В. Ломо­носов указывает, что в красноречии существуют «правила трех родов»: «Первые показывают, как изобретать "содержание", что о предложенной материи говорить должно — "инвенция", "изобретение"; другие учат, как изобретенное украшать — "элокуция", "выражение"; третьи наставляют, как оное распо­лагать надлежит — "диспозиция", "расположение": и по сему разделяется риторика на три части, на изобретение, украшение и расположение».

1. Инвенция. Тема речи должна быть осмыслена, а это значит, что ее нужно разработать, т.е. подразделить на ряд подтем, которые в совокупности и составят тему. Как это сделать? Античный образец предлагает уже готовую программу, смысловые модели, по которым любой ритор мог творить сам. Речь — карта местности, на которой каждая идея, каждое подразделение темы имело свое положение — место, позицию.

Мысли приходят и уходят; иногда они трудноуловимы. Как их вызвать, привлечь, поймать? Допустим, нам нужно писать (говорит) о праве. Сначала полагается: 1) дать определение этого понятия; 2) затем доказать справедливость этого определения: 3) выделить разновидности права, сравнить их и т.д. Разработка темы подразумевает и нечто более сложное: на данном этапе ставится задача отбора речевого материала в соответствии с ситуацией общения, то есть задача выбора способов убеждения слушателя. В конкретной ситуации не все элементы могут понадобиться, одни нужно оставить, другие опустить. Аргументы и мысли для своей темы, которые потом будут отражены в структурно-смысловых частях текста, ритор выбирает из традиционных «общих мест». Прежде чем использовать ту или иную модель для развития идеи, т.е. для получения мыслей, говорящий определяет обдумывает систему способов убеждения, которая наилучшим образом позволит выступающему реализовать свою идею, основную мысль, цель выступления. Эти аргументы и мысли должны быть уместны и достаточны для понимания слушателями сущности предмета.

 

«Общие места» (Топы). Топика.

В риторической практике в новое время «общее место» стало пониматься как общее рассуждение, наблюдение, описание, которое говорящий мог запомнить, чтобы использовать в подходящем случае, то есть «расхожая истина». Однако это смысловые модели, источники изобретения. Знание топов помогает выразить мысль, подсказывает способ развития идеи, ее развертывания, изложения содержания. Преимущество топов в том, что они не требуют глубоких знаний. Главное – умение опознавать тип речевой ситуации и быстро приспособить схему или топ к условиям речевого общения. В античности выделяли достаточное большое количество топов: у Аристотеля – 38 топов, у Цицерона – 16, у М.В. Ломоносова – 16, у Н.Ф.Кошанского – 24.

Самые распространенные топы мы рассмотрим ниже.

Топика. Совокупность «общих мест» (топов, смысловых моделей) и способы их применения на этапе инвенции называются топикой. Топика отражает общие законы человеческого мышления.