Определение риторики. Современное понимание риторики
Слово «риторика» имеет древнегреческое происхождение и в переводе означает «ораторское искусство». Главными действующими лицами в риторике считаются ритор и оратор. Ритор – человек, который прекрасно владеет и разговорным языком, и теорией, часто является преподавателем этой дисциплины. Слово «оратор» (лат.говорить, молиться) имеет два значения: 1) человек, произносящий речь, выступающий с докладом; 2) человек, мастерски владеющий искусством слова. Красноречие – синоним риторики.Классическая античная традиция рассматривала риторику как «искусство находить способы убеждения относительно каждого данного предмета» (Аристотель), «искусство хорошо (достойно) говорить (ars bene et ornate dicendi – Квинтилиан). В русской традиции риторика определяется как «учение о красноречии» ”. В первой неизданной рукописи “Риторики” 1743 года М.В. Ломоносов определяет: “Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать”.
В 1748 году М.В. Ломоносов вводит слово “красноречие”, назвав свое сочинение “Краткое руководство к красноречию”. Так Ломоносов утвердил в русской науке слово “красноречие”, под которым понималось искусство убеждать, говорить красиво и уместно о всякой материи, предложенной ритору. Риторика же понималась как теория – “учение о красноречии вообще”, “наука изобретать, располагать и выражать мысли”.
Можно ли ставить знак равенства между красноречием и ораторским искусством? А. Ф. Кони различал эти термины. Под красноречием он понимал «дар слова, волнующий и увлекающий слушателей красотой формы, яркостью образов и силою метких выражений». Ораторское же искусство, по утверждению А. Ф. Кони, представляет собой умение говорить грамотно и убедительно. А. Ф. Кони полагал, что красноречие-природное дарование, развиваемое трудом, а ораторскому искусству можно учиться и человеку, лишенному природного дарования. Определение «ораторского искусства» как искусства звучащего слова, устной речи, как искусства убеждать и побуждать к действию массы слушателей подтверждает обоснованность того, что при исследовании ораторской речи на первый план выдвигается проблема управления деятельностью людей посредством речи, ибо ораторская речь — это речь, создаваемая с целью убеждения. Искусство и мастерство подготовки убедительной и эффективной речи — неотъемлемая черта современного юриста.. Ораторское искусство, по его мнению, «всегда есть напряженное эмоционально-интеллектуальное творчество, воплощаемое посредством звучащего слова». Думается, что следует согласиться с данным мнением, ведь ораторское искусство предполагает определенный дар слова, определенные способности, талант к ораторству. Однако если к ораторству нужно иметь талант, то можно ли будущего юриста научить произносить яркие и убедительные судебные речи? Нельзя отрицать того, что хороший оратор должен изначально иметь способности к публичным выступлениям, но тем не менее, каждого человека можно научить строить речь целесообразно и логично, точно и убедительно выражать мысли, проявлять в публичной речи индивидуальность.
Одной из разновидностей ораторского искусства является судебное красноречие, которое представлено жанрами: 1) речи представителей истца и ответчика в гражданском и арбитражном процессах, 2) обвинительная и защитительная речи в уголовном процессе, 3) реплика, 4) напутственное слово председательствующего в суде присяжных. Эти выступления произносятся в сугубо официальной обстановке и выражают одностороннюю позицию судебных ораторов.
На разных этапах развития общества понятие риторики менялось, конкретизировалось с учетом социальных и экономических особенностей, убеждений и взглядов. Современный подход к риторике как творческому процессу обусловлен тем, в основе лежат законы мышления и речи, правила создания текста (речевые жанры) устного и письменного (виды речи). Ораторство - это специфическая сфера творческой деятельности по подготовке и произнесению публичной речи. Это высокая степень мастерства публичного выступления, искусное владение словом. В современном понимании риторика – наука о способах убеждения, эффективных формах влияния через слово на слушателя или аудиторию с учетом особенностей речевой ситуации; наука, изучающая законы и правила ведения речи в разных видах и жанрах современной словесности. Поэтому в центре изучения этого воздействия находятся категории утверждения, убеждения, эмоциональной оценки, методы наиболее эффективного воздействия на аудиторию.Изменения в жизни человечества ставят перед наукой новые задачи, требуют разработки новых методик. Говоря о риторике прошлого, настоящего и будущего, следует помнить, что воздействовать с помощью слов можно по-разному. Приказ, закон, обман, пропаганда – все это случаи принудительного словесного воздействия на слушателя. Все они формулируются и звучат прямо и конкретно с опорой на силу и общественное признание. Более того, обман, реклама, пропаганда – это манипулирование, где принуждение к подчинению чужой воле скрыто.
В случае манипулирования говорящий не проясняет слушателю ситуацию, а запутывает ее. Сообщая неточную или неполную информацию. В случае использования внушения оратор отрезает слушателя от независимых источников информации, знакомит только с одним мнением, подталкивает к ложным выводам. Следует помнить, что манипулирование - оружие обоюдоострое. Не составляет труда обернуть его против манипулятора, опираясь на одну из задач риторики – прояснение обсуждаемой проблемы, в данном случае прояснение самой речевой ситуации. Рано или поздно оратору придется поднимать вопрос этики и морали, взывать к нормам общества. Можно оказаться в положении, когда обман вскроется или против него самого будут использованы те же принципы. Важным субъективным условием возможного манипулирования является наличие в аудитории слушателей с некритическим мышлением (как правило, с низким культурным уровнем и социальным положением), а объективным условием – отсутствие независимых источников информации. Однако знание уловок и приемов манипулирования (по-другому их можно определить как полемические уловки, речь о них пойдет в главе 5) позволяет другим ораторам обратить на это внимание, продемонстрировать аудитории скрытые или искаженные факты, тем самым нейтрализовав манипулятора. Искусство же красноречия должно приводить к добровольному согласию с оратором. Манипулирование сознанием, психологически «тяжелая» обработка словом для риторики не основное направление, однако необходимо знать и это. Знание приемов «черной риторики» научит выявлять, разгадывать и устранять ее влияние.
По определению, данному А.А. Волковым[1], «риторика- это классическая наука о целесообразном и уместном слове, которая востребована в наши дни как инструмент управления и благоустройства жизни общества, формирования личности через слово». Однако сегодня нет единственного подхода к определению риторики. Мы остановимся на определении, предложенном А.К. Михальской: «Риторика — это теория и мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи».
Проанализируем это определение.
Риторика действительно представляет собой теорию, так как содержит в себе закономерности возникновения, функционирования и развития способов убеждающего воздействия.
В то же время, риторика — это и мастерство речевого взаимодействия разных собеседников, потому, что включает в себя конкретные речевые акты каждой из сторон, которые нельзя закрепить в какой-то алгоритм.
Взаимодействие всегда ситуативно и требует от каждого из собеседников личного мастерства в эффективном использовании способов убеждения по тому или иному предмету беседы, публичного выступления, спора и т.д.
Что касается целесообразности речи, то это означает ее соответствие цели говорящего, речевому намерению.
Риторически грамотная и мастерски построенная речь всегда способна пробудить чувства и мысли любого слушателя, принуждая его сначала прислушаться к своему собеседнику, а затем создаст в его мыслях тот образ предмета речевого взаимодействия, который предложит ему говорящий. Такая речь способна заставить собеседника не только проявить чувства сопричастности с говорящим, но и подвигнуть его на активные действия в пользу последнего, а иногда даже изменить свой образ жизни. Мы с уверенностью можем говорить о том, что риторика в практическом воплощении обладает определенной силой воздействия на собеседника.
Риторика для говорящего — это еще и возможность достижения им гармонизирующей речи. Современная риторика, ориентируясь на обеспечение наилучшего взаимопонимания между людьми, конструктивное разрешение возникающих противоречий, в первую очередь решает задачу объединения участников общения. В связи с этим в качестве непременного требования к успешной речи для взаимодействующих сторон вводится еще одно условие — гармонизация отношений говорящего и его собеседника.
Риторически грамотная речь должна быть сформирована в соответствии с имеющимися у адресата чертами и свойствами его мышления, как костюм по меркам заказчика, иначе она не будет успешной. Каждому ясно, что и с законопослушным гражданином, и с правонарушителем следует говорить о законности и правопорядке, но разговор следует вести по-разному, разными гармонизирующими речами, чтобы можно было достичь положительного результата[2].
Сегодня риторика – это и наука, и учебный предмет. Это комплексная дисциплина, использующая знания философии (как формы мировоззрения), логики, психологии (наука, изучающая закономерности психики, обеспечивающие взаимодействии человека с окружающей средой), психолингвистики (наука о речевом поведении людей), социологии (наука об обществе), социолингвистики (отрасль языкознания, изучающая вопросы общественного существования и развития языка) и конечно же, филологии. Правилами и нормами речевой деятельности ведает ортология, включающая орфографию (отрасль языкознания, изучающая правильное написание слов), пунктуацию (отрасль языкознания, изучающая правильное выделение синтаксических конструкций), орфоэпию ( отрасль языкознания, изучающая произношение). Для риторики знание правил и владение нормами языка обязательно. Поскольку ни одна сфера человеческой деятельности не обходится без речевой коммуникации, то можно считать риторику универсальной дисциплиной. Она необходима во всех отраслях общественно-политической и культурной жизни страны. Риторика как наука и учебная дисциплина, опираясь на сведения о языке, полученные нормативной грамматикой, использует эти знания для усиления воздействия речи на мышление человека, его поведение. Очевидно, что создание красивой речи невозможно и без обращения к лексикологии и семасиологии. Точность и логичность речи, как и ее коммуникативные качества, не могут быть правильно поняты без описания лексических значений слов, их соотнесенности с миром вещей и миром идей. Лексическими значениями слов обосновывается их семантическая, смысловая сочетаемость, которая прямо соотносится с логичностью речи. Риторика непосредственно связана и с учением о стилях, стилистикой. В ней заключены знания о средствах речевой выразительности, закономерностях функционирования языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения
Поскольку риторика является наукой, у нее есть предмет и объект.
Предмет риторики- законы, нормы, правила, приемы создания речевого высказывания в процессе общения. Объект риторики- речевое взаимодействие двух и более собеседников, включающее в себя множество компонентов этого взаимодействия.
Актуальность риторики как учебной дисциплины продиктована универсальностью и феноменальностью ее составляющей – языка. Речевая деятельность представляет широкие возможности: от простого общения до создания художественных шедевров. Речь определяет индивидуальность человека, объединяет с коллективом, моделирует поступки, позволяет реализовать идеи. Как часто успех задуманного зависит от речевых навыков человека! Однако к словам следует приложить профессионализм и дисциплинированность.
Общепринято выделять общую риторику (с использованием данных психологии, лингвистики, логики излагаются риторические правила работы над содержанием и композицией речи, приемами публичного выступления) и частные риторики (рассматриваются правила речи применительно к определенной области человеческой деятельности: политической, юридической, научной, педагогической, дипломатической и т.п.).
Роды и виды красноречия. Мы видим, что слово сопровождает все формы общественной жизни. В соответствии с тем, где оно звучит и целью воздействия, выделяю следующие роды и виды риторики.
- Общественно-политическое красноречие: его предмет – проблемы экономического характера, социально-политического. Это политические речи, митинговые, дипломатические, парламентские выступления, международное обозрение.
- Академическое красноречие предназначено для узкого круга специалистов. Для этого рода риторики характерна информационная насыщенность, научный стиль речи. К видам можно отнести научный доклад, лекция, семинар, диспут, полемика.
- Судебное красноречие: одно из древних родов риторики. Опираясь на законодательство и отстаивая интересы общества, с.к. имеет целью защиту прав и интересов граждан. Для юридической речи характерны как устная (переговоры в управленческой, коммерческой деятельности), так и письменная (техника юр. письма).
Умение говорить публично издавна считается необходимым профессиональным качеством юриста. Достаточно вспомнить такие российские имена. Как Анатолий Федорович Кони, Федор Никифорович Плевако, Николай Платонович Карабчевский, Михаил Григорьевич Казаринов, Сергей Аркадьевич Андреевский, Александр Иванович Урусов. Суд – это та инстанция, где от умения опровергать, аргументировать, доказывать порой зависит судьба человека. «Судебные ораторы знают цену слова»,- А.Е. Михневич.
- Социально-бытовое красноречие – самый распространенный род риторики, который используется в процессе вербального общения людей в форме беседы, обсуждения, диалога, юбилейной речи (эпидейктической) произносится по поводу юбилейного события, в связи с презентацией).
- Богословско-церковное красноречие (Гомилетика) представляет собой совокупность правил составления церковных проповедей. Яркой фигурой в гомилетике был церковный деятель Иоанн Златоуст (334-407), который разработал методику построения и произнесения церковных проповедей. Риторика всегда была обязательным предметом в христианских богословских учебных заведениях.
Понимание специфики каждого рода и вида красноречия дает возможность сделать конкретное выступление адекватным речевой ситуации по форме и стилю.
Изучение особенностей каждого жанра риторики составляет задачу частных риторик.