Система физического воспитания

Цель физического воспитания – это оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования физических качеств и способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.

Цель физического воспитания –это формирование физической культуры личности.

В физическом воспитании решается комплекс конкретных специфических и общепедагогических задач, которые отражают многогранность процесса воспитания, этапы возрастного развития учащихся, уровень их подготовленности, условия достижения намеченных результатов.

К специфическим задачам физического воспитания относятся 2 группы задач: задачи по оптимизации физического развития человека и образовательные задачи.

Решение задач по оптимизации физического развития человека должно обеспечить:

- оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку;

- укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание организма;

- совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций;

- многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности.

Всестороннее развитие физических качеств имеет большое значение для человека. Широкая возможность и переноса на любую двигательную деятельность позволяет использовать их во многих сферах человеческой деятельности – в разнообразных трудовых процессах, в различных условиях среды.

Здоровье населения в стране рассматривается как самая высшая ценность, как отправное условие для полноценной деятельности и счастливой жизни людей. На базе крепкого здоровья и хорошего развития физиологических систем организма может быть достигнут высокий уровень развития физических качеств.

Совершенствование телосложения и гармоническое развитие физиологических функций человека решаются на базе всестороннего воспитания физических качеств и двигательных способностей, что приводит к нормальному естественному формированию телесных форм. Данная задача предусматривает коррекцию недостатков телосложения, воспитание правильной осанки, пропорциональное развитие мышечной массы всех частей тела, содействие сохранению оптимального веса с помощью физических упражнений, обеспечение телесной красоты. Совершенство форм тела в свою очередь, выражает в определенной мере совершенство функций организма человека.

Физическое воспитание обеспечивает долголетнее сохранение высокого уровня физических способностей, продлевая тем самым работоспособность людей.

К специальным образовательным задачам относятся:

- формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков;

- формирование спортивных знаний научно-практического характера;

- приобретение базовых знаний научно-практического характера.

Физические качества человека могут наиболее полно и рационально использоваться, если он обучен двигательным действиям. В результате обучения движениям формируются двигательные умения и навыки. К жизненно важным умениям и навыкам относится возможность осуществлять двигательные действия, необходимые в трудовой, оборонной, бытовой или спортивной деятельности.

Так, непосредственное прикладное значение для жизни имеют умения и навыки плавания, передвижения на лыжах, бега, ходьбы, прыжков и т.д. Умения и навыки спортивного характера имеют косвенную прикладность. Формирование умений и навыков развивает у человека способности к овладению любыми движениями, в том числе и трудовыми. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче осваиваются им новые формы движений.

Передача обучаемым специальных физкультурных знаний, их систематическое пополнение и углубление также являются важными задачами физического воспитания. К ним относятся знания:

- сущности физической культуры, ее значения для личности и общества;

- физкультурно-гигиенического характера;

- закономерностей формирования двигательных умений и навыков;

- техники физических упражнений, ее значения и основ применения;

- укрепление и поддержания хорошего здоровья на многие годы.

Повышение физкультурной грамотности людей позволяет широко внедрять физическую культуру и спорт в быт и на производстве.

К общепедагогическимотносят задачи по формированию личности человека. Эти задачи выдвигаются обществом перед всей системой воспитания как особо значимые. Физическое воспитание должно содействовать развитию нравственных качеств, поведению в духе требований общества, развитию интеллекта и психомоторной функции.

В процессе физического воспитания решаются и определенные задачи по формированию этических и эстетических качеств личности. Духовное и физическое начало в развитии человека составляют неразделимое целое и позволяют в ходе физического воспитания эффективно решать и эти задачи.

Общепедагогические задачи физического воспитания уточняются в соответствии со спецификой избранного направления физического воспитания, возраста и пола занимающихся.

Цель физического воспитания может быть достигнута при условии решения всех его задач. Только в единстве они становятся действительными гарантами всестороннего гармонического развития человека.

Общие социально-педагогические принципы системы физического воспитания. Принципы –наиболее важные, наиболее существенные положения, которые отражают закономерности воспитания.

Общими принципами реализации задач, вытекающих из цели физического воспитания являются:

Принцип содействия всестороннему и гармоничному развитию личности.Данный принцип раскрывается в двух основных положениях.

1. Обеспечить единство всех сторон воспитания, формирующих гармонически развитую личность. В процессе физического воспитания и смежных формах использования физической культуры необходим комплексный подход в решении задач нравственного, эстетического, физического, умственного и трудового воспитания.

2. Комплексное использование различных факторов физической культуры для полного общего развития физических качеств и двигательных способностей наряду с формированием широкого фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни. В специализированных формах физическое воспитание необходимо обеспечивать единство ОФП и СФП.

Принцип связи физического воспитания с практикой жизни (прикладности). Этот принцип в наибольшей мере отражает целевое назначение физкультуры: готовить человека к трудовой, а также к военной деятельности. Принцип прикладности конкретизируется в следующих положениях:

1. Решая конкретные задачи физической подготовки, следует отдавать предпочтение тем средствам (физическим упражнениям), которые формируют жизненно важные двигательные умения и навыки прикладного характера.

2. В любых формах физкультурной деятельности необходимо стремиться обеспечить приобретение широкого фонда разнообразных двигательных умений и навыков, а также разностороннее развитие физических способностей.

3. Постоянно и целенаправленно связывать культурную деятельность с формированием активной позиции личности на основе воспитания трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств.

return false">ссылка скрыта

Принцип оздоровительной направленности. Смысл принципа заключается в обязательном достижении эффекта укрепления и совершенствования здоровья человека. Этот принцип обязывает:

- определяя конкретное содержание средства и метода физического воспитания, непременно исходить из их оздоровительной ценности, как обязательного критерия;

- планировать и регулировать тренировочные нагрузки в зависимости от пола, возраста, уровня подготовленности занимающихся;

- обеспечивать регулярность и единство врачебного и педагогического контроля в процессе занятий и соревнований;

- широко использовать оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

Таким образом, основное назначение общих принципов системы физического воспитания сводится к следующему:

- во-первых, к созданию наиболее благоприятных условий и возможностей для достижения цели и решения задач физического воспитания;

- во-вторых, к обозначению общей направленности процесса физического воспитания (всесторонности, прикладности, оздоровления);

- в-третьих, к определению основных путей, гарантирующих достижение положительных результатов физического воспитания.

В общих принципах заложено требование общества, государства к процессу физического воспитания и его результату (каким должен стать человек, занимающийся физкультурой). Принципы системы физического воспитания представляют собой единство. Нарушение одного из них отражается на осуществлении других.

Связь физического воспитания с другими сторонами воспитания личности (умственным, нравственным, эстетически и трудовым).В возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит физическому воспитанию. Это касается не только содействия нормальному физическому развитию растущего организма и его совершенствованию, укреплению здоровья, но и формированию духовных качеств личности. Все это становится возможным и реальным при правильной постановке физического воспитания, осуществлении его в органической связи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим.

Взаимосвязь физического воспитания с умственным. Она проявляется непосредственно и опосредованно. Непосредственная связь заключается в том, что в процессе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением техникой физических упражнений, её совершенствованием, овладением приемами практических действий и пр. (как выполнить движения экономичнее, точнее, выразительнее и т.д., как распределить силы на дистанции и др.)

Учитель физической культуры в зависимости от квалификации и возраста занимающихся намеренно создает на занятиях познавательные и проблемные ситуации различной степени сложности. Учащиеся должны сами принимать решения, действовать активно и творчески подходить к решению поставленных перед ними задач. Разнообразные новые знания в области физической культуры, приобретаемые учащимися, служат их духовному обогащению и способствуют развитию умственных способностей, позволяют более эффективно использовать средства физического воспитания в спортивной деятельности, жизни.

Опосредованная связь состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил в процессе физического воспитания составляют необходимое условие для нормального умственного развития детей. Это отмечал ещё выдающийся ученый П.Ф. Лесгафт.

В результате осуществления оздоровительных задач физического воспитания повышается общая жизнедеятельность организма, что ведет к большой продуктивности в умственной деятельности.

Взаимосвязь физического воспитания с нравственным.С одной стороны, правильно организованное физическое воспитание способствует формированию положительных черт морального облика человека. В процессе урочной деятельности проверяются и формируются моральные качества учащихся, крепнет и закаляется воля, приобретается опыт нравственного поведения.

С другой стороны, от уровня воспитанности учащихся, их организованности, дисциплинированности, настойчивости, воли и других черт характера зависит эффективность занятий по физическому воспитанию.

На нравственной основе осуществляется воспитание спортивного трудолюбия, способности к преодолению трудностей, силы воли и других личностных качеств.

Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим. Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание красоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов и предоставлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма.

Эстетическое воспитание развивает учащихся духовно, позволяет также правильно понимать и оценивать прекрасное, стремиться к нему. Человек с развитым эстетическим вкусом стремиться создавать эстетические ценности, осуществляя эстетическую деятельность, которая в различных формах широко представлена в спорте и физической культуре.

Взаимосвязь физического воспитания с трудовым.Систематические занятия физическими упражнениями формируют организованность, настойчивость, способность преодолевать трудности, воспитывают трудолюбие. Кроме того, выполнение учащимися различных поручений педагога по самообслуживанию, ремонту спортивного инвентаря, оборудованию, простейших спортивных площадок и прочего содействует формированию элементарных трудовых навыков. Результаты трудового воспитания по формированию качеств личности положительно отражаются и на эффективности процесса физического воспитания.