Математическая модель и анализ транспортной задачи
Обозначим xij - величина груза, перевозимого с базы Ai потребителю Bj .
Так как стоимости перевозок (тарифы) известны, запишем функцию общих затрат на перевозку:
. (2.10)
Величина перевозимых грузов не может быть отрицательна:
. (2.11)
Если задача с выполненным балансом, т.е. выполняется условие (2.9), то количество вывозимого с i-ой базы груза должно совпадать с запасами на этой базе:
, (2.12)
количество привозимого j-ому потребителю груза должно совпадать с его потребностями
. (2.13)
Математическая модель задачи: требуется минимизировать функцию затрат (функцию цели) Z:
(2.14)
При наличии ограничений:
(2.15)
Отметим следующие особенности транспортной задачи:
1. Все коэффициенты в системе ограничений равны единице.
2. Не все m + n уравнений являются независимыми. В силу условия одно из ограничений можно исключить и тогда для общего числа m´n переменных будет m + n - 1 ограничений. То есть опорный план должен содержать не более m + n - 1 компонент. В этом случае план называется невырожденным. В случае вырожденного опорного плана число компонент будет меньше, чем m + n - 1. Если план оказывается вырожденным, то в клетку следует ввести пустую поставку (груз, равный 0) и считать ее заполненной.
При решении транспортной задачи выделяются следующие шаги.
1. Составление начального плана перевозок.
2. Проверка плана на оптимальность и его пошаговое уточнение.