Виды деловых документов. Особенности их структурирования и оформления.
Документ – деловая бумага, оформленная с учетом соответствующих норм и правил, служащая доказательством чего-либо, подтверждающая право на что-либо и имеющая юридическую силу.
В зависимости от того, к какой сфере человеческой деятельности относится документируемая информация, различают управленческие, научные, технические, производственные, финансовые и др. виды документов.
Ядро служебной документации составляют управленческие документы, обеспечивающие управляемость объектов как в рамках всего государства, так и в отдельной организации. Разновидностями управленческих документов являются:
1. Директивные и распорядительные документы (закон, постановление, приказ, распоряжение).
2. Административно-организационные документы (отчет, договор, контракт).
3. Информационно-справочные документы (справка, докладная записка, акт).
4. Официальная корреспонденция (деловые и коммерческие письма разных типов).
5. Финансовые и учетные документы (квитанция, накладная).
Особую группу составляют личные (частные) документы (заявление, автобиография, расписка, доверенность, резюме).
Общим для всех видов и типов документов является требование четкого соблюдения правил их оформления в соответствии с действующими ГОСТами и стандартами. Особое значение при этом имеет соблюдение всех реквизитов документа.
Реквизиты – это обязательные признаки, установленные законом или распорядительными положениями для отдельных видов документов. Именно реквизиты обеспечивают фактологическую достоверность и узнаваемость официальных бумаг. Совокупность реквизитов документа называют формуляром.
К наиболее распространенным жанрам личных документов относятся заявление, резюме, автобиография, доверенность, расписка, объяснительная записка.
Заявление– документ, содержащий просьбу или предложение лица (лиц) учреждению или должностному лицу. Заявление пишется обычно от руки в одном экземпляре.