В. Грамматика
для чтения и письменной фиксации информации | для устной речи и письменной передачи информации |
I. Структура простого предложения 1) Формальные признаки подлежащего: позиция в предложении (повествовательном, вопросительном); обороты there is, there are; личные местоимения в именительном падеже (I, he, she, they, we). | I. Структурные типы предложения: вопросительное (с вопросительным словом/ оборотом, без вопросительного слова/ оборота), повествовательное (утвердительное, отрицательное), побудительное; простое, сложносочиненное, сложноподчиненное. |
2) формальные признаки сказуемого: позиция в предложении (повествовательном, вопросительном); окончание смыслового глагола в 3 лице единственного числа -s и суффикс -ed, строевые слова: вспомогательные глаголы (be, have, do, will/shall), модальные глаголы (can, may /might, must) и утратившие полнозначность глаголы (get, grow, become, make и др.); состав: а) однокомпонентного сказуемого (смысловой глагол), б) многокомпонентного сказуемого (строевое слово – вспомогательные, связочные и утратившие полнозначностъ глаголы в сочетании с инфинитивом/ причастием/ именной (предложной) группой/ прилагательным. | П. Грамматические формы и конструкции, обозначающие: 1) Предмет/лицо/явление – субъект действия – существительное в единственном/ множественном числе с детерминативом (артикль, указательное/ притяжательное местоимение, местоимение-прилагательное, существительное в притяжательном падеже, числительное); безличное местоимение it (в составе конструкции it is cold/ accessary); конструкция there is/ there are. |
3) Формальные признаки второстепенных членов предложения: позиция (перед группой подлежащего/ после подлежащего и сказуемого); предлоги в именной группе, личные местоимения в косвенном падеже. | 2) Действие/ процесс/ состояние: глаголы полнозначные (переходные/непереходные) и связочные a Present/Past Indefinite Active/ Passive, Present Perfect Active; конструкция to be going, to do smth. для выражении будущего. |
4) Строевые слова-средства связи между элементами предложения: but, and, as... as, so... as, either... or, neither... nor, both... and и др. | 3) Побуждение к действию/ просьба – глагол в повелительной форме; конструкции с let (let us do it, let me do it, let him do it). |
II. Структура сложноподчиненного предложения 1) Формальные признаки: строевые слова – союзы, союзные слова, относительные местоимения. | 4) Долженствование/ необходимость/ желательность/ возможность действия – модальные глаголы (must, can, may; have, be). |
2) Бессоюзные предложения. | 5) Объект действия – существительное в единственном/множественном числе (без предлога/ с предлогом); личные местоимения в косвенном падеже; местоимения something, somebody,anything, nothing и др. |
6) Место/ время/ характер действия – существительное с предлогом; наречие; придаточное предложение (места, времени). | |
7) Причинно-следственные и условные отношения – придаточное предложение (причины, следствия, условия), | |
8) Цель действия – глаголы в неопределенной форме. | |
9) Признак/ свойство/ качество явления/ предмета/ лица – прилагательное; существительное с предлогом; существительное в притяжательном падеже; определительное придаточное предложение (союзное, бессоюзное). | |
III. Усложненные структуры (конструкции) в составе предложения. 1) Формальные признаки цепочки определений в составе именной группы (наличие нескольких левых определений между детерминативом существительного и ядром именной группы). | Грамматические формы и конструкции, обозначающие: 1) Субъект действия – указательное местоимение (this, that и др.); местоимения somebody, something, anybody, anything, nobody, nothing; герундий. |
2) Формальные признаки сложного дополнения (Complex Object). | 2) Действие/ процесс/ состояние –глагол в Future Indefinite, Past Perfect, Present Continuous (для выражения настоящего и будущего). |
IV. Формальные признаки логико-смысловых связей между элементами текста (союзы, союзные слова, клишированные фразы, вводные обороты и конструкции, слова-сигналы ретроспективной (местоимения) и перспективной (наречия) связи. | 3) Объект действия – существительное в единственном/ множественном числе/ личное местоимение в косвенном падеже в сочетании с неопределенной формой глагола/ причастием I (Complex Object). |
V. Формальные признаки придаточного бессоюзного предложения – отсутствие союза/ союзного слова. | 4) Характеристику явления/ предмета/ лица - причастия I и II; прилагательное в сравнительной и превосходной степени. |
VI. Формальные признаки конструкции «именительный падеж с инфинитивом». | 5) Характеристику действия/ процесса/ состояния – наречие в сравнительной и превосходной степени. |
6) Предложение/ необходимость/ желательность/ возможность действия – безличный оборот в сочетании с неопределенной формой глагола типа it is necessary (for you) to ..., модальные глаголы should, would. | |
7) Условие действия – условное/ уступительное придаточное предложение. | |
8) Логико-смысловые связи – союзы/союзные слова (nevertheless, (al)though и др.); клишированные словосочетания (in (his connection, in particular, in addition, that’s why и др.). | |
9) Лексико-грамматические средства связи предложений и абзацев. |
Тематика дидактических материалов для обучения различным видам речевой деятельности:
· повседневная
· страноведческая
· общенаучная
· деловая
· узкопрофессиональная.
Итоговый контроль:
А. 1. Письменная зачетная работа, предшествующая экзамену: перевод узкопрофессионального текста объемом 1200 печатных знаков; время выполнения – 90 минут.
2. Тест по грамматике: объем –100 заданий; время выполнения – 45 мин.
Б. Экзамен, на котором студент должен выполнить следующие задания:
1. Ознакомиться с содержанием текста на иностранном языке (объемом 800 печ.зн.). Пользоваться словарем разрешается. Время подготовки – 45 минут. Пересказать содержание текста. Задать вопросы к тексту.
2. Принять участие в беседе с преподавателем на одну из заданных тем.