ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ

«Три дерева»

 

Инструкция по проведению теста “три дерева” предполагает, что в ходе предварительной беседе ребенка расспрашивают о составе его семьи, как кого зовут, сколько кому лет, кем работают или где учатся члены семьи, какая квартира и кто в какой комнате живет.

Оборудование: лист формата А4, цветные карандаши

Инструкция: нарисуй, пожалуйста, любые три дерева

Пока ребенок рисует, психолог, если это необходимо, может побеседовать в соседнем помещении с родителями наедине.

Когда рисунок готов, психолог хвалит ребенка и его рисунок. Затем ребенок называет каждое дерево и подписывает его название цветным карандашом, который больше всего подходит данному дереву. Анализ рисунка включает в себя интерпретацию основного цветового фона изображения, цвета отдельных его элементов, цвета надписи.

Известно, что цвет отражает различные эмоциональные состояния человека. Причем один и тот же цвет может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний. Символика цвета определяется одновременно множеством факторов - как наследуемых, так и формирующихся при жизни

Символообразование формируется по принципу сгущения. Этот важный аналитический принцип предполагает, что в каждом образе или элементе рисунка одновременно проявляются символические отражения множества различных событий, происшедших с пациентом в разное время. Другой важный аналитический принцип символообразования - принцип амбивалентности - предполагает существование у одного и того же символа прямо противоположных значений. Именно поэтому при анализе символики цвета выделяют два основных полюса в спектре символических значений каждого цвета, что помогает сделать затем необходимые диагностические выводы.

 

Положительное значение цвета цвет Отрицательное значение цвета
любовь, страсть эротическое начало вдохновение   красный агрессия ненависть опасность
разум дисциплина порядок, верность   синий безумие иррациональность
открытость активность свобода, слава, сила   желтый ревность, зависть жадность, лживость мания, бред
Зрелость личности радость энергия, сила   оранжевый вытесняет другие цвета страсть борьбы и войны
витальное начало рост надежда   зеленый яд болезнь незрелость
равновесие мистика, колдовские чары сокровенное знание покаяние   фиолетовый внутреннее беспокойство тревога, отречение меланхолия
материнство плодородие земля   коричневый грязь гной кал
достоинство торжественность   черный смерть траур грех
чистота гармония белый привидение траур
    серый неясность туман депрессия

 

После того, как ребенок назвал и подписал деревья, его просят выбрать дерево, которое ему “больше всего нравится”. Психолог просит у ребенка разрешение подписать на его рисунке, что выбранное им дерево ему больше всего нравится. Тем самым подчеркивается, что рисунок - это интимное пространство самого ребенка, и психолог относится к нему с уважением. В этом плане психолог как бы компенсирует позицию слишком доминирующей матери, которая, исходя из своих собственных патологических страхов и комплексов, не относится с достаточным уважением к внутреннему пространству ребенка, например, ставя уже достаточно повзрослевшему ребенку клизмы, не замечая, что вторгается в частную, интимную сферу. Ребенок чувствует, что его тело принадлежит не ему, а матери. Таким образом, у него может происходить некоторое отчуждение собственного тела.

Затем ребенок отвечает на следующие вопросы психолога:

- Какое дерево самое большое?

- Какое дерево самое маленькое?

- Какое дерево самое молодое?

- Какое дерево самое старое?

- Какое дерево самое красивое?

Последовательность задаваемых вопросов подобрана таким образом, чтобы вначале предлагались наиболее легкие и приятные вопросы. К примеру, обращение вначале внимания на “высокое дерево” отражает более высокую оценку в плане уровня притязаний. При такой последовательности обращение затем к “более маленькому дереву” воспринимается уже не как более низкая оценка в плане уровня притязаний, а как продолжение ряда сравнений. По этой же причине лучше сначала спросить о “более молодом дереве”, а лишь затем о “более старом”.

Все характеристики деревьев психолог с разрешения ребенка подписывает под соответствующим деревом на рисунке.

В качестве следующего задания психолог предлагает ребенку представить себя садовником или садовницей. Дети должны ответить на вопрос: “Чтобы можно было бы сделать для каждого дерева?” В случае необходимости предлагаются альтернативные ответы: полить, внести удобрения, дать больше тепла, больше света, пересадить, огородить. Обязательно проговаривается и такой вариант ответа: “А некоторым деревьям вообще ничего не нужно. Им и так хорошо.” Психолог с разрешения ребенка записывает под каждым деревом все, что ему нужно.

Прежде чем попросить ребенка сравнить нарисованные и описанные деревья с членами его семьи психолог предлагает какое-нибудь интерферирующее задание, чтобы избежать прямых сравнений и ассоциаций обсужденных свойств деревьев с особенностями членов семьи. К примеру, ребенка можно попросить проранжировать предметы в школе по ступенькам своеобразной лестницы - от самого приятного до самого неприятного. Или психолог может провести какой-либо тест. Лишь после этого ребенка просят сравнить каждое дерево с членами его семьи. Когда ребенок это сделает, его просят подписать на рисунке около каждого дерева, с кем он его мог бы сравнить. При этом для каждого члена семьи ребенок подбирает подходящий этому человеку цвет.

Даная методика является валидной для младших подростков с умственной отсталостью с 11 – 12 лет и прошла апробацию дипломных работах выпускников ИСПиП.