Высота самооценки

ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Исследование самооценки (методика Дембо – Рубинштейн)

Методика предназначена для исследования самооценки у школьников; она основана на непосредственном оценивании (шкалировании) учащимися ряда личностных качеств, таких как способности, красота и т.д.Методика валидна для умственно отсталых младших школьников от 9 – 10 лет. Методика прошла апробацию в диссертационных исследованиях (Малинаускене М.А., 1977; Гаурилюс И.А., 1998), дипломных исследованиях выпускников ИСПиП.

Оборудование: бланк, на котором изображено 7 линий, высотой каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. Шкалы обозначены:

1. здоровье;

2. ум, способности;

3. характер;

4. авторитет у сверстников;

5. умение много делать своими руками, умелые руки;

6. внешность;

7. уверенность в себе.

Инструкция: «Представь себе, что на этой линии (1 шкала) стоят все ученики твоей школы. Внизу стоят самые больные дети, они часто болеют, у них плохое здоровье. Вверху стоят дети с очень хорошим здоровьем, ни не болют, про их говорят, что они очень здоровые. Отметь, пожалуйста, где, как ты думаешь, находишься ты («-»). А теперь отметь, куда бы поставила тебя твоя учительница (друзья)» («Х»). Аналогичным образом ребенок оценивает себя по остальным шкалам.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка проводится по 6 шкалам (первая, тренировочная – «здоровье» - не оценивается). Каждый ответ выражается в баллах.

1. По каждой шести шкалам определяется:

· уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «Х»;

· высоту самооценки – от «0» до знака «-»

· значение расхождений между уровнем притязаний и самооценкой – расстояние от знака «Х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки он выражается отрицательным числом.

  1. Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный – сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удовлетворяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высока» самооценка) удовлетворяют реалистическую («адекватную») самооценку.

Количество баллов от75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценки. Завышенная самооценка может указывать на незрелость личности, неумение правильно оценивать результаты своей деятельности.

Количество балов ниже 45 указывает на заниженную самооценку и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности.

 

 


Несуществующее животное

 

По своему характеру тест “Несуществующее животное” относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест – ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования. Методика валидна для умственно отсталых подростков от 9 – 10 лет. Дана методика была апробирована в дипломных исследованиях работах студентов ИСПиП/

Оборудование: лист формата А-4, простой карандаш средней мягкости

Инструкция: “Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием”.