Библиографический список
1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник. М.: Наука, 1994. Раздел III.
2. Андрющенко Т.Ю. Психология профессионального общения/ Т.Ю. Андрющенко, В.П. Кисляков. Волгоград, 1990.
3. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. М.: ЮНИТИ, 2000.
4. Ахвердова О.А. Практикум по социальной психологии: учебное пособие / О.А. Ахвердова, К.С. Гюлушанян, В.В. Коленкова. М., 2006.
5. Битянова М.Р. Социальная психология: учебное пособие. 2-е изд., перераб. СПб.: Питер, 2008. С.181-311.
6. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М.: Прайм-Еврознак, 2003. 672 с.
7. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозова. СПб., 2008.
8. Выготский Л.С. Речь и мышление// Собр. соч. Т.2. С. 227.
9. Гаджиева Н.М. Основы самосовершенствования. Тренинг самосознания / Н.М. Гаджиева, Н.Н. Никитин, Н.В. Каслинская. Екатеринбург, 1998.
10. Гребеньков Н.Н. Психологические основы педагогической практики студентов/ Н.Н. Гребеньков, Е.И. Дымов, Ю. А. Лунев. М.: РПА, 2001. 144 с.
11. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций: хрестоматия. СПб., 2001. 416 с.
12. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2008.
13. Добрынин Н.Ф. Психологический анализ урока // Учен. зап. МГПИ им. В.П. Потемкина. М., 1952. Т. 17.
14. Дубовицкая Т.Д. Опросник значимости учебных предметов для профессиональной подготовки будущего специалиста // Психологический журнал. 2003. № 5.
15. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2000.
16. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д :Феникс,1997. 480 с.
17. Зимняя И.А. Психологический анализ урока иностранного языка/ И.А. Зимняя, Е.С. Ильинская // Ин. яз. в шк. 1984. № 3.
18. Иванов С.В. Анализ урока/ Воронеж: Воронежский госпединститут, 1975.
19. Ивашкин В.С. Психологическое изучение школьников. Владимир, 1990.
20. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2001. 752 с .
21. Климов Е.А. Какую психологию и как преподавать будущим педагогам? // Вопросы психологии. 1998. № 2. 57-61 с.
22. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 2001.
23. Кондаков И.М. Мониторинг образования: анализ ситуационно-специфического поведения учащихся // Прикладная психология. № 3. 2002 // Электронный ресурс - http://www.matlab.mgppu.ru/work/0021.htm. Режим свободного доступа.
24. Лазурский А.Ф. Школьные характеристики СПб., 1913.
25. Лазурский А.Ф. Очерки науки о характерах. М., 1995. С. 100-102.
26. Лебедева М. М. Политическое урегулирование конфликтов. М., 1997.
27. Львова Ю.Л. Как рождается урок. М.: 3нание,1976. 62 с.
28. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 312 с.
29. Мелибруда Е. Я — Ты — Мы: психологические возможности улучшения общения/ пер. с польск. М.: Прогресс, 1986.
30. Меняев А. Конфликты в обучении и воспитании // Прикладная психология и психоанализ. 2000. № 3. С.12–24.
31. Мерлин B.C. Взаимоотношение иерархических уровней взаимодействия в системе "человек-общество". Темперамент. Пермь, 1976.
32. Методы социальной психологии / под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. Л., 1977.
33. Морено Я.А. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 2001.
34. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн.3: Психодиагностика М., 2001.
35. Общая психология: словарь / под. ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. 251 с.
36. Ольшанский Д.В. Политическая психология. СПб. :Питер, 2002.
37. Охитина Л.Т. Психологические основы урока. М.: Просвещение, 1977. 96с.
38. Петровская Л.А. О понятийной схеме психологического анализа конфликта // Социальная психология: хрестоматия /сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. М., 2003.
39. Практикум по общей психологии / под ред. А.И. Допира, Г.В. Дьяконов, Т.И. Пашукова. М.: ООО "Школа ДЭИР", 2001.
40. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. СПб., 2008.
41. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища / Н. В. Кузьмина. М.: Высш. шк. 1989. 166 с.
42. Психологические основы педагогической практики студентов / под ред. А.С.Чернышева. Курск, 1999. Режим доступа: http://kursk-psychol.narod.ru/publish.htm#3
43. Психологические исследования в школе: в помощь студенту-практиканту. изд. 2-е/ под ред. Е.В. Левченко. Пермь, 2002. 67 с.
44. Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося: методические указания / Калинингр. ун-т; сост. Н.В. Ковалева. Калининград, 1997. 24 c.
45. Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности/ Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. М., 1998.
46. Романова Е.С. Психодиагностика. СПб., 2008.
47. Росс Л. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / пер. с англ. В. В. Румынского; под ред. Е. Н. Емельянова, B. C. Магуна/ Л. Росс, Р. Нисбетт. М.: Аспект Пресс, 1999. 429с.
48. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе. М., 1991.
49. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учебник. М.: ООО «ТК Велби», 2003. С.138-236.
50. Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока/ СПб.: Речь, 2002. 148с.
51. Социально-психологические аспекты оптимизации жизнедеятельности молодежных групп в изменяющихся социально-экономических условиях// Сборник научных трудов памяти проф. Л.И. Уманского. Курск, 1996.
52. Словарь / под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. М.: ПЕР СЭ, 2006. 176 с.
53. Скотт Д. Способы разрешения конфликтов. СПб., 1994.
54. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ М.: Изд. центр Академия, 1998. 288 с.
55. Тринитатская О.Г. Управление развивающей средой инновационного образовательного учреждения. автореф. дисс…. док. пед. наук. М., 2009.
56. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: в 3 ч. Ч. 1. М., 2003.
Дополнительный список литературы для самостоятельного изучения:1. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. Заведений. М.: Аспект Пресс, 2006. 365 с.
2. Ахвердова О.А. Практикум по социальной психологии: учеб. пособие. М.: Изд-во СФЕРА, 2006.
3. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология/ М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций/ Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 2001.
5. Нуркова В.В. Психология/ В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. М., 2005.
6. Психология личности// хрестоматия: в 2-х Т. Самара: Бахрах; М, 2006. 544 с.
7. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: учебное пособие. СПб., 2005.
8. Практикум по социальной психологии/под ред. И.С. Клециной. 1-е изд. СПб.: Питер, 2008. 256 с.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.
10. Социальная психология: учеб. пособие / под ред. А. Н. Сухова, А.А. Деркача. М., 2001, 2002.
11. Тихомиров О. К. Психология: учебник для студентов вузов, обучающихся по напр. и спец. психологии. М.: Высшее образование, 2006. 538 с.
12. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005. 349 с.
Интернет-ресурсы:
1. azps.ru/tests/ - тесты для психологов.
2. holognew.com/cont.html - книги по психологии.
3. list.net/praktikum/ - психологический практикум.
4. chology.ru/tests/ - психодиагностический материал.
5. chological.ru - книги по психологии.
6. koob.ru - книги по психологии.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................................................................. 3
Раздел I. Психологическая характеристика учащегося.... 7
Введение.................................................................................... 7
Примерный план психологической характеристики
учащегося................................................................................ 12
Общие психолого-педагогические выводы по характеристике учащегося 25
Рефлексивный отчет по результатам составления
психологической характеристики учащегося...................... 26
Критерии оценки..................................................................... 26
Раздел II. Психологическая характеристика малой группы (школьного класса, студенческой группы)................................................................................................. 31
Примерный план психологической характеристики
малой группы ......................................................................... 31
Критерии оценки преподавателем психологической
характеристики группы.......................................................... 39
Раздел III. Психологический анализ урока....................... 45
Что такое психологический анализ урока............................. 45
Для чего проводится психологический анализ урока........... 45
Какие положения лежат в основе психологического
анализа урока.......................................................................... 46
Как проводить психологический анализ урока..................... 49
Каковы критерии оценки........................................................ 68
Раздел IV. Психологическое обследование учащегося и малой группы (школьного класса, студенческой группы)......................................................................... 70
Задание 1. Изучение социометрического статуса личности
и структуры межличностных связей в группе...................... 72
Задание 2. Изучение психологического климата группы..... 82
Задание 3. Изучение сплоченности группы.......................... 92
Задание 4. Изучение мотивации обучения в вузе................. 98
Раздел V. В помощь студенту: педагогическое общение в напряженных ситуациях 111
Понятие конфликта и конфликтной педагогической
ситуации................................................................................ 111
Психологический анализ конфликтных ситуаций.............. 117
Рекомендации по предупреждению конфликтных
ситуаций................................................................................ 122
Условия конструктивного разрешения конфликтов........... 127
Правила педагогического общения и решения конфликтных
ситуаций................................................................................ 130
Способы регуляции стрессового напряжения..................... 136
Глоссарий............................................................................. 144
Библиографический список.............................................. 165
Учебное издание
Коллектив авторов: Александра Юрьевна Бергфельд,
Анна Евгеньевна Деменева,
Асия Гарафовна Исмагилова,
Светлана Владимировна Томилина,
Елена Викторовна Шевкова,
Наталья Николаевна Яровая
под общ. ред. Елены Васильевны Левченко