Глоссарий
Авторитарные педагогические способности – способности непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.
Авторитарный стиль педагогического общения – субъект-объектная система отношений в педагогическом процессе, где роли участников строго регламентированы, учащемуся принадлежит подчинённая роль.
Академические педагогические способности – способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).
Барьеры педагогического общения – это психологическое препятствие между участниками педагогического процесса на пути адекватной передачи учебной информации, при котором информация искажается или теряет изначальный смысл. Выделяют личностные (стереотипы мышления, предвзятость, отсутствие внимания и интереса к другому, пренебрежение фактами и др.); социально-психологические; физические барьеры.
Взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур. Исследованиями установлены такие виды взаимодействия, как содружество, конкуренция и конфликт. Нужно иметь в виду, что эти виды — не только взаимодействие двух личностей: они происходят и между частями групп, и между целыми группами. Взаимодействие как материальный процесс сопровождается передачей материи, движения и информации: оно относительно, происходит с конечной скоростью и в определенном пространстве-времени. Но эти ограничения действуют лишь для непосредственного взаимодействия; для опосредованных форм взаимодействия пространственно-временные ограничения многократно ослабляются.
Взаимооценка экспертная внутригрупповая – метод социально-психологический, основанный на оценках разнообразных личностных и межличностных характеристик путем взаимного опроса членов группы, которые выступают в роли экспертов, оценивающих поведение друг друга в значимых ситуациях общения и деятельности совместной. Процедура содержит разработку списка личностных и межличностных характеристик, шкалу их оценки, испытание предложений методики, анонимный опрос оцениваемых и пр. Взаимооценка экспертная внутригрупповая практически всегда сочетается с выявлением самооценки индивида по тому же набору характеристик, что позволяет получать данные о соотношении оценки, данной ему другими членами группы, и самооценки.
Влияние— процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и прочего в ходе взаимодействия с ним. Различаются влияние направленное и ненаправленное. Механизм первого — убеждение и внушение. При этом субъект ставит задачу добиться определенного результата от объекта влияния. Ненаправленное влияние подобной специальной задачи не имеет, хотя эффект воздействия возникает, часто проявляясь в действии механизмов заражения и подражания. Различаются также: 1) влияние прямое — когда субъект открыто предъявляет объекту воздействия свои притязания и требования; 2) влияние косвенное — непосредственно направленное не на объект, а на окружающую его среду. Критерии полезности влияния — общечеловеческие ценности и интересы общества.
Внешняя непрофессиональная мотивация педагогической деятельности – комплекс внешних стимулов, связанных с материальным вознаграждением (повышение разряда, ослабление требований и контроля), ориентированность на внешние показатели своего труда; ведет к снижению эффективности профессиональной деятельности в целом, а также наносит вред учащимся в плане их личностного развития.
Внимание – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.).
Внутренняя мотивация учения – совокупность мотивов, заложенных в самой учебной деятельности (мотивы, связанные с содержанием и самим процессом учения).
Возрастные особенности— качественно специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития человека.
Возрастные особенности формирования учебной деятельности –младший школьный возраст: введение учащегося в УД, овладение всеми ее компонентами; УД имеет здесь ведущее значение; средний школьный возраст: идет становление произвольности УД, овладение ребенком ее общей структурой, осознание индивидуальных особенностей своей учебной работы, использование УД как средства организации своего взаимодействия с другими школьниками; старший школьный возраст: характеризуется использованием УД как средства профориентации и профподготовки, овладением способами самостоятельной УД и самообразования, а также переходом от усвоения общественно выработанного опыта УД к его обогащению, т.е. творческой исследовательской познавательной деятельности.Воспитанность – определенный уровень личностного развития, проявляющийся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью оформленности общественно значимых качеств; актуальный уровень развития личности в отличие от воспитуемости - потенциального уровня личности, зоны ее ближайшего развития.
Воспитуемость – подготовленность человека к сравнительно быстрому формированию новых для него познавательных, эмоциональных или поведенческих умений и навыков.
Воспитывающее обучение – обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков и формированием у них эмоционально-целостного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу.
Восприятие межличностное — восприятие, понимание и оценка человека человеком. Специфика, по сравнению с восприятием неодушевленных предметов, — в большей пристрастности, что проявляется в слитности когнитивных и эмоциональных компонентов, в ярче выраженной оценочной и ценностной окраске, в более прямой зависимости представления о другом человеке от мотивационно - смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. Значительное число исследований восприятия межличностного посвящено изучению формирования первого впечатления о человеке. В них выясняются закономерности «достраивания» образа другого человека на основе наличной, обычно ограниченной информации о нем, а также при выявлении актуальных потребностей воспринимающего субъекта; фиксируется действие механизмов, приводящих к искажению восприятия межличностного. Важная особенность восприятия межличностного — не столько восприятие качеств человека, сколько восприятие его во взаимоотношениях с другими людьми (восприятие предпочтений в группе, структуры группы и пр.). Важнейшие из изученных механизмов межличностного восприятия: 1) идентификация — понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним; 2) рефлексия социально-психологическая — понимание другого путем размышления за него; 3) эмпатия — понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания; 4) стереотипизация — восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик некоей группы социальной и пр.
return false">ссылка скрытаВосприятие межгрупповое — процессы социальной перцепции, в которых субъектом и объектом восприятия выступают группы или социальные общности. Характерно стереотипностью, большой слитностью когнитивных и эмоциональных компонентов, яркой аффективной окрашенностью и резко выраженной оценочной направленностью. Именно поэтому отличается пристрастностью, а сами межгрупповые представления уязвимы в том, что касается их истинности, точности и адекватности. Эти характеристики и особенности межгруппового восприятия выражаются в таких эффектах, как межгрупповая дискриминация и внутригрупповой фаворитизм. Специфика восприятия межгруппового по сравнению с восприятием межличностным: 1) объединение индивидуальных представлений в некое целое, качественно отличное от составляющих его элементов; 2) длительный и значительно менее гибкий процесс формирования, ибо восприятие межгрупповое, будучи сформированным, становится устойчивым к внешним влияниям; 3) схематизация и упрощение возможного диапазона сторон восприятия и оценки другой группы.
Группа – реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства (также в реальном процессе их жизнедеятельности), определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию (хотя мера и степень осознания могут быть весьма различными). Это общность взаимодействующих людей во имя сознаваемой цели, общность, которая объективно выступает как субъект действия.
Группа малая — относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами. Особенность, отличающая группы малые от групп сложных и больших, — ее относительная «структурная простота». Это означает, что в группах малых, как правило, есть авторитетный лидер (если группа неофициальная) или авторитетный руководитель (если официальная), вокруг которого объединены остальные члены группы. При этом размер группы незначим и может достигать нескольких десятков человек. Если же внутри занятой некоей деятельностью группы малой появляются другие лидеры и часть ее членов начинает поддерживать их и вводимые ими нормы и ценности, то группа малая становится структурно сложной и нередко распадается на две или более группы малых. Новые группы малые вступают в отношения межгрупповые и могут развиваться независимо одна от другой (например, группы по интересам внутри учебного подразделения). Если группа малая занята социально ценной и значимой для всех ее членов деятельностью, опосредующей отношения межличностные, то она может стать группой высокого уровня развития — коллективом.
Группа неформальная (группа неофициальная) — реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий либо на основе прагматической пользы. Группы неформальные могут выступать как изолированные общности или складываться внутри групп официальных. Их интересы могут иметь профессиональную и внепрофессиональную направленность (различные кружки технического творчества, ансамбли, самодеятельность, дружеские компании). Также существуют условные неформальные группы — объединения людей на основе общих интересов, но непосредственно не общающихся.
Группа формальная (группа официальная) — реальная или условная социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально, заданной деятельностью. Группы официальные всегда имеют определенную нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов.
Демократический стиль педагогического общения – стиль взаимодействия с определённой регламентаций ролей участников диалога, не ущемляющей свободы проявления индивидуальных склонностей и особенностей характера и позволяющий гибко корректировать механизмы взаимодействия с учётом возрастающей роли учащегося, как участника равноправного диалога.
Дидактические педагогические способности – способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.
Знание- это проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знания фиксируются в форме знаков естественного и искусственного языков.
Зона ближайшего развития - уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности. Введено Л.С. Выготским для определения специфики развития человека в онтогенезе; основано на идее о примате обучения (во всех разнообразных его формах) в развитии человека.
Интеллектуальное развитие— появление и совершенствование интеллектуальных операций, формирование умственных действий, позволяющих полно и адекватно осуществлять ориентировку в скрытых от непосредственного наблюдения отношениях между объектами.
Интерес – мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности.
Импульсивность в принятии решений – скорость реагирования и действия, скорость выбора или принятия решения в простой или сложной ситуации.
Коммуникация— 1. Понятие, близкое к понятию общения, но расширенное. Это связь, в ходе коей происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе. Коммуникативный акт анализируется и оценивается по следующим компонентам: 1) адресант — субъект коммуникации; 2) адресат — кому направлено сообщение; 3) сообщение — передаваемое содержание; 4) код — средства передачи сообщения; 5) канал связи; 6) результат — то, что достигнуто в итоге коммуникации. Коммуникация может обслуживаться и неречевыми средствами; среди них выделяются: 1) средства оптико — кинетические — жесты, мимика, пантомимика; 2) средства паралингвистические — качество голоса, его диапазон, тональность; 3) средства экстралингвистические — паузы, плач, смех, темп речи; 4) средства пространственно — временные — взаиморасположение партнеров, временные задержки начала общения и пр. 2. Коммуникация рассматривается и как смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие выполняется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно содержит, наряду с физическим, коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными. Различают процесс коммуникации и составляющие его акты. Основные функции процесса коммуникации состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. В отдельных актах коммуникации реализуются управленческая, информативная, эмотивная и фатическая функции; первая из них — генетически и структурно исходная. По соотношению этих функций условно выделяются: 1) сообщения побудительные — убеждение, внушение, приказ, просьба; 2) сообщения информативные — передача реальных или вымышленных сведений; 3) сообщения экспрессивные — возбуждение эмоционального переживания; 4) сообщения фатические — установление и поддержание контакта.
Коммуникативные педагогические способности - проявляются в специфической чувствительности педагога к способам установления с учащимися и развитию педагогически целесообразных взаимоотношений на основе завоевания у них авторитета и доверия, наличия педагогического такта.
Конфиденциальность — обязательство неразглашения информации, полученной от обследуемого.
Конформность, или конформное поведение - психологическая характеристика позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, мера подчинения индивида групповому давлению. Противоположными конформности понятиями являются понятия «независимость», «самостоятельность позиции», «устойчивость к групповому давлению» и т.п.
Лидерство- психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководствов большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.
Лидер— член группы, за которым все остальные члены группы признают право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, — решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Самая авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации деятельности совместной и регулировании взаимоотношений в группе. В психологии приняты различные классификации лидеров: 1) по содержанию деятельности — лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель; 2) по характеру деятельности — лидер универсальный и лидер ситуативный; 3) по направленности деятельности — лидер эмоциональный и лидер деловой и пр. Лидер и руководитель не обязательно соединяются в одном человеке. В отличие от руководителя, которого иногда избирают, а чаще назначают и который, неся ответственность за положение дел в коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания, лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями, на него не возложены никакие официальные обязанности. Если руководитель группы и ее лидер — не одно и то же лицо, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности деятельности совместной и гармонизации жизни группы или же могут обретать конфликтный характер, что определяется уровнем группового развития.
Личностно-ориентированная модель общения –цель: обеспечение чувства психологической защищенности ребенка, доверие его к миру, радость существования, формирование начала личности, развитие индивидуальности ребенка; характерными способами являются: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции); тактика и сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей; личностная позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Личность – определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
Малая группа – небольшая по численности совокупность людей, включающая от 2–3 до 20–30 человек, занятых общим делом и имеющих прямые личные контакты друг с другом.
Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Методика — конкретная, частная процедура, или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве (предмет обследования) у конкретного контингента испытуемых (объект обследования) в определенном классе ситуаций (условия обследования) для решения определенных задач (цель обследования).
Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта, предметно-направленная активность определенной силы.
Мотивация — вся совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, стремлений, целей, влечений, мотивационных установок или диспозиций, идеалов и т. п., что в наиболее широком смысле подразумевает детерминацию поведения вообще.
Мотивация учения - частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность.
Мотивы внешнего самоутверждения учителя –самоутверждение через внешнюю положительную оценку окружающих, мотив престижа
Мотивы личностной самореализации педагога –проявляютпотребность в самоактуализации, реализации себя как личности и профессионала, в создании нового видения различных форм педагогической действительности.
Мотивы учебной деятельности –мотивы, в которых конкретизируется потребность учебной деятельности, когда общее стремление учащихся к усвоению теоретических знаний направлено на овладение вполне определенным общим способом решения некоторого класса частных задач.
«Мы-чувство» – универсальным принципом психического оформления общности является различение для индивидов, входящих в группу, некоторого образования «мы» в отличие от другого образования — «они». «Мы-чувство» выражает потребность отдифференцировать одну общность от другой и является своеобразным индикатором осознания принадлежности личности к некоторой группе, т.е. социальной идентичности.
Навык – это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов.
Наблюдение – целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.
Норма групповая — совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально действующей общностью; важнейшее средство регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения. Групповые нормы – специфический вид и своеобразная призма преломления социальных норм, регулирующих жизнедеятельность групп больших и общества в целом. Наличие в группе достаточно развитой, разветвленной и устойчивой системы групповых норм не только позволяет ей соотнести поведение каждого своего члена с эталоном и на этом основании выбрать эффективное средство воздействия на конкретную личность, но и сильно облегчает осуществление социального контроля за активностью этой общности со стороны окружения социального. Групповые нормы способствуют повышению устойчивости и стабильности группы.
Обучаемость— сложная динамическая система индивидуальных свойств человека, способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых знаний, умений, навыков, действий, новых форм деятельности), обусловливающая продуктивность учебной деятельности, скорость и качество овладения социальным опытом.
Обученность – результат прошлого опыта и цель предстоящего обучения.
Обучение (психологический аспект) — процесс передачи ребенку общественно-исторического опыта, рассматриваемый со стороны механизмов усвоения нового материала, его этапов, организации оптимального хода усвоения в соответствии с поставленными целями и задачами, а также со стороны взаимоотношений между обучаемыми и обучающими.
Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или эмоционально-оценочного характера.
Общие способности – индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.
Общеучебные умения и навыки – это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни.
Организация управляемого обучения – процесс, обеспечивающий планомерное формирование необходимых качеств, целенаправленное овладение человеком средствами и способами коммуникации с другими людьми с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся.
Организаторские педагогические способности – способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и способность организовать свою собственную работу.
Организованность – способность правильно организовать свою собственную деятельность, что предполагает аккуратность, деловитость, четкость, умение планировать
свою работу, организовать самоконтроль.
Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Педагогическая профессиональная рефлексия – способность занять исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и самому себе как ее субъекту.
Педагогические способности – совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Ведущими свойствами в педагогических способностях являются педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний.
Педагогическое общение – специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе.
Перцептивные педагогические способности – способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.
Попустительский стиль педагогического общения – крайняя противоположность авторитарному стилю. Внешне он позволяет достичь раскованных отношений, однако чреват возможностью утраты контроля педагога над поведением воспитанников.
Потребность учебной деятельности –стремление учащихся к усвоению теоретических знаний из той или иной предметной области (эти знания отражают закономерности происхождения, становления и развития предметов соответствующей области; эмпирико-утилитарные знания в отличие от теоретических фиксируют лишь признаки уже ставших предметов).
Предмет педагогической деятельности – организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение учениками предметного социокультурного опытакак основы и условия развития.
Проблемное обучение[греч. problema - задача, задание] – организованный педагогом способ активного взаимодействия субъектов образовательного процесса с проблемно представленным содержанием обучения через моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.
Прогностические педагогические способности –предвидение последствий своих действий, воспитательное проектировании личности учащегося, связанное с представлением о том, что из ученика получится в будущем, умение прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.
Программированное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает самостоятельное приобретение знаний и навыков учащимися за счет пошагового усвоения материла на основе специальных программированных учебных пособий, которыми учащиеся могут пользоваться самостоятельно, в соответствии с своими индивидуальными особенностями, уровнем развития, индивидуальным темпом. Выделяют системы линейного и разветвленного программированного обучения.
Продукт педагогической деятельности – формируемый у ученика как субъекта познавательной деятельности индивидуального аксиологического, нравственно-этического, эмоционально-смыслового, предметного, оценочного опыта. Продукт этой деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий.
Психическое развитие – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Психодиагностика — это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. От других видов диагностики (технической, медицинской, педагогической, профессиональной) психодиагностика отличается по объекту, предмету и используемым методам.
Психологическая цель урока –проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока; учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе; предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
Психологический диагноз — результат сиходиагностического обследования, выраженный в простейшем случае в форме отнесения испытуемого к определенной психодиагностической категории. В общем случае ПД носит комплексный и системный характер и содержит описание структуры выявленных психических свойств (в виде профиля, в частности), возможное причинное объяснение текущего психического состояния индивида, а также прогноз его будущего поведения или возможных событий в его жизни.
Психологический тест — краткая психодиагностическая методика, предполагающая стандартизированную процедуру проведения, количественную формализованную процедуру обработки результатов и подсчета тестовых показателей, готовый перечень рекомендаций по интерпретации полученных показателей. В типичном случае тест состоит из набора отдельных заданий (пунктов) с закрытым перечнем вариантов ответа, предложенных испытуемому для выбора, инструкции по проведению, ключей, норм и инструкции по интерпретации.
Психологический анализ урока – это деятельность учителя, направленная на осмысление содержания, способов и приемов, процесса организации обучения, а также особенностей взаимодействия учителя с учебной группой.
Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.
Психический темп – скорость протекания различных психических процессов (темп речи, движений, скорость запоминания, находчивость, быстрота ума и т.д.
Развивающее обучение –направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей. Основы теории развивающего обучения были заложены Л. С. Выготским в 30-е г.г. ХХ в. при рассмотрении им вопроса о соотношении обучения и развития. С конца 50-х г.г. разработана дидактическая система развивающего обучения, основанная на взаимосвязанных принципах: 1) обучение на высоком уровне трудности; 2) ведущая роль теоретических знаний; 3) высокий темп изучения материала; 4) осознание школьниками процесса учения; 5) систематическая работа над развитием всех учащихся.
Развитие личности – процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации.
Развитие познавательной активности[лат. actīvus - деятельный] – становление и совершенствование познавательной деятельности, направленной на поиск информации, которая заключена в предмете, ситуации, мысли, эмоции, художественном произведении и пр. Индикаторами познавательной активности могут служить такие характеристики деятельности как интенсивность, длительность, операционально-технический уровень, внутреннее целеполагание, настойчивость в решении задач, самостоятельно поставленных индивидом, а также уровень внимания, степень заинтересованности, эмоциональная окраска деятельности.
Распределение внимания как педагогическая способность – способность одновременно распределять внимание между несколькими видами деятельности, имеет особое значение для работы учителя.
Референтная группа –группа, в которую индивиды не включены реально, но нормы которой они принимают. Две ее функции (сравнительная и нормативная) показывают, что референтная группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для его нормативной оценки.
Роль – динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности. Нельзя представлять роль как что-то неизменное: динамизм ее в том, что при сохранении статуса набор функций, ему соответствующих, может сильно варьировать в различных однотипных группах, а главное, в ходе развития как самой группы, так и более широкой социальной структуры, в которую она включена.
Самооценка – ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности,деятельности, своего поведения.
Система «групповых ожиданий» – термин обозначает тот простой факт, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций и не только простой перечень их, но и качество выполнения этих функций. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов. Для того чтобы эта система ожиданий была как-то определена, в группе существуют еще два чрезвычайно важных образования: групповые нормы и групповые санкции.
Социальная активность в школе – то, с какой степенью активности человек преодолевает препятствия при осуществлении цели. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания на длительной работе и т.д.
Социальная пластичность-ригидность – степень легкости (пластичность) или трудности (ригидность) переключения внимания в процессе общения с одного человека на другого, склонность к разнообразию коммуникативных программ и готовых форм социального контакта.
Социальная ситуация развития – единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой, объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом; особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношение ребенка к своей позиции.
Социально-психологический климат – качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.
Социальный самоконтроль – тенденция к регулированию собственного поведения в целях соответствия требованиям социальной среды.
Социальный мотив – направленность на другого человека в ходе учения (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения, стремление занять определенную позицию и др.).
Социальный темп – скоростные характеристики речедвигательных актов в процессе общения.
Социограмма– представляет собой графическое изображение структуры межличностных отношений в группе. Она является своеобразной картой группы, на которой с помощью определенных графических символов обозначаются позитивные или негативные выборы, сделанные членами данной группы в отношении друг друга.
Социометрия — в общем случае это методика изучения структуры группы путем сбора перекрестных взаимных оценок, которые дают члены группы друг другу по разнообразным критериям (признакам, параметрам). В частном случае эти оценки предъявлены в виде «выборов» — положительных решений о включении каких-то членов в новую группу (или ситуацию), которые выносятся друг о друге участниками группы. Для получения информации о личностных качествах членов группы социометрия часто оказывается неприемлемой — из-за высокого риска ошибки включенных наблюдателей.
Социометрическая методика– название методики, предназначенной для выявления, анализа, табличного, графического и индексного представления человеческих личных взаимоотношений, сложившихся в малой группе.
Социометрический статус - некоторое единство объективно присущих индивиду характеристик, определяющих его место в группе, и субъективного восприятия его другими членами группы.
Сплоченность группы – психологическая характеристика единства членов коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений и других компонентах психики, а также в единстве практической деятельности.
Способыпедагогической деятельности – объяснение; показ (иллюстрация); совместная работа; непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая);
тренинги и др.
Средства педагогической деятельности – научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется понятийно-терминологический аппарат учащихся; "носители" знаний - тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником при наблюдении (на лабораторных, практических занятиях и т.п.), организованном учителем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности; вспомогательные средства - технические, компьютерные, графические и др.
Стиль педагогической деятельности – взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления деятельности, предполагающей взаимодействие с людьми и выступающей как динамический стереотип
Стиль педагогического общения – существует несколько классификаций педагогических стилей, базирующихся на разных основаниях: 1) регламентированный стиль предусматривает строгое подразделение и ограничение ролей участников педагогического процесса, а также следование определённым шаблонам и правилам; импровизационный стиль позволяет спонтанно находить решение каждой, вновь возникающей ситуации; 2) традиционное подразделение стилей по критерию роли участников педагогического процесса: авторитарный, попустительский, демократический.
Темперамент – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения.
Тестирование — процесс применения тестов и других психодиагностических методик для изучения и оценки психологии и поведения человека.
Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.
Творческое мышление – процесс, связанный с решением новых проблем, нестандартных для субъекта интеллектуальных задач.
Удовлетворенность–субъективная оценка качества тех или иных объектов, условий жизни и деятельности, жизни в целом, отношений с людьми.
Умение – это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно, а также способность к переносу имеющихся знаний и навыков в новую ситуацию и продуктивное их использование.
Урок— организационная форма обучения школьников, направленная на реализацию двух основных целей: 1) интеллектуальное, эмоционально-волевое и личностное развитие ребенка; 2) формирование у детей знаний, навыков и умений (ЗУН).
Усвоение – проходящий через определенные этапы процесс овладения субъектом действиями, понятиями, формами поведения, выработанными обществом; характеристика учебной деятельности. Показатели эффективности усвоения – качество, прочность и скорость. Усвоение значений предметов человеческой материальной и духовной культуры и способов действия с ними составляет основное внутреннее содержание процесса обучения.
Учебная деятельность – особая форма активности личности, направленная на усвоение (присвоение) социального опыта, познание и преобразование мира, что включает овладение культурными способами внешних предметных и умственных действий.
Учебная задача — задача, требующая от учащихся открытия и освоения в учебной деятельности всеобщего способа (принципа, закономерности) решения относительно широкого круга проблем и конкретно-практических задач. Поставить учебную задачу – значит ввести учащихся в ситуацию, требующую ориентации на содержательно общий способ ее решения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий.
Учебные интересы – потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане.
Учебно-дисциплинарная модель общения –характерен авторитарный стиль общения, где способами являются наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик; тактики – диктат или опека; личностная позиция – удовлетворение требований руководства и контролирующих инстанций.
Учебные действия — основной структурный компонент учебной деятельности, образующий целостную систему: специфические преобразования предмета, направленные на выявление в нем определенных отношений, составляющих содержание понятия; построение предметной или знаковой модели, фиксирующей это отношение; действия контроля; оценки и др.
Учение — познавательный процесс, сознательно направленный на приобретение и закрепление (или изменение наличных) способов деятельности и элементов индивидуального опыта (знаний, навыков и умений) в различных предметных областях в ситуации организованного обучения. Универсальным психологическим механизмом человеческого учения является интериоризация (перенесение в идеальный план) материальных действий или их ориентировочно-контрольных компонентов. Учение составляет необходимое условие и основной механизм психического развития человека.
Характер – устойчивое сочетание психических свойств человека, в которых выражается его отношение к окружающему, способы поведения и реагирования.
Характер общения с противоположным полом–способ, с помощью которого человек строит свои отношения с противоположным полом в той или иной деятельности.
Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.
Экстраверсия или интроверсия – большая зависимость от внешних впечатлений, раздражителей, широта контактов с другими людьми, инициативность в общении (экстраверсия) или сосредоточенность на своих переживаниях, воспоминаниях, узость контактов с другими людьми, низкая
инициативность в общении (интроверсия).
Эмоциональная сфера личности – многогранное образование, включающее эмоции, эмоциональные свойства личности, эмоциональные устойчивые отношения.
Эмоциональная чувствительность – как устойчивое свойство индивида проявляется в том, что он легко, быстро и гибко эмоционально реагирует на различные воздействия: социальные события, процесс общения, особенности партнеров и т. д.