Глоссарий

Авторитарные педагогические способности – способности непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.

Авторитарный стиль педагогического общения – субъект-объектная система отношений в педагогическом процессе, где роли участников строго регламентированы, учащемуся принадлежит подчинённая роль.

Академические педагогические способности – способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).

Барьеры педагогического общения это психологическое препятствие между участниками педагогического процесса на пути адекватной передачи учебной информации, при котором информация искажается или теряет изначальный смысл. Выделяют личностные (стереотипы мышления, предвзятость, отсутствие внимания и интереса к другому, пренебрежение фактами и др.); социально-психологические; физические барьеры.

Взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур. Исследованиями установлены такие виды взаимодействия, как содружество, конкуренция и конфликт. Нужно иметь в виду, что эти виды — не только взаимодействие двух личностей: они происходят и между частями групп, и между целыми группами. Взаимодействие как материальный процесс сопровождается передачей материи, движения и информации: оно относительно, происходит с конечной скоростью и в определенном пространстве-времени. Но эти ограничения действуют лишь для непосредственного взаимодействия; для опосредованных форм взаимодействия пространственно-временные ограничения многократно ослабляются.

Взаимооценка экспертная внутригрупповая – метод социально-психологический, основанный на оценках разнообразных личностных и межличностных характеристик путем взаимного опроса членов группы, которые выступают в роли экспертов, оценивающих поведение друг друга в значимых ситуациях общения и деятельности совместной. Процедура содержит разработку списка личностных и межличностных характеристик, шкалу их оценки, испытание предложений методики, анонимный опрос оцениваемых и пр. Взаимооценка экспертная внутригрупповая практически всегда сочетается с выявлением самооценки индивида по тому же набору характеристик, что позволяет получать данные о соотношении оценки, данной ему другими членами группы, и самооценки.

Влияние— процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и прочего в ходе взаимодействия с ним. Различаются влияние направленное и ненаправленное. Механизм первого — убеждение и внушение. При этом субъект ставит задачу добиться определенного результата от объекта влияния. Ненаправленное влияние подобной специальной задачи не имеет, хотя эффект воздействия возникает, часто проявляясь в действии механизмов заражения и подражания. Различаются также: 1) влияние прямое — когда субъект открыто предъявляет объекту воздействия свои притязания и требования; 2) влияние косвенное — непосредственно направленное не на объект, а на окружающую его среду. Критерии полезности влияния — общечеловеческие ценности и интересы общества.

Внешняя непрофессиональная мотивация педагогической деятельности – комплекс внешних стимулов, связанных с материальным вознаграждением (повышение разряда, ослабление требований и контроля), ориентированность на внешние показатели своего труда; ведет к снижению эффективности профессиональной деятельности в целом, а также наносит вред учащимся в плане их личностного развития.

Внимание – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.).

Внутренняя мотивация учения – совокупность мотивов, заложенных в самой учебной деятельности (мотивы, связанные с содержанием и самим процессом учения).

Возрастные особенности— качественно специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития человека.

Возрастные особенности формирования учебной деятельности –младший школьный возраст: введение учащегося в УД, овладение всеми ее компонентами; УД имеет здесь ведущее значение; средний школьный возраст: идет становление произвольности УД, овладение ребенком ее общей структурой, осознание индивидуальных особенностей своей учебной работы, использование УД как средства организации своего взаимодействия с другими школьниками; старший школьный возраст: характеризуется использованием УД как средства профориентации и профподготовки, овладением способами самостоятельной УД и самообразования, а также переходом от усвоения общественно выработанного опыта УД к его обогащению, т.е. творческой исследовательской познавательной деятельности.Воспитанность – определенный уровень личностного развития, проявляющийся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью оформленности общественно значимых качеств; актуальный уровень развития личности в отличие от воспитуемости - потенциального уровня личности, зоны ее ближайшего развития.

Воспитуемость – подготовленность человека к сравнительно быстрому формированию новых для него познавательных, эмоциональных или поведенческих умений и навыков.

Воспитывающее обучение – обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков и формированием у них эмоционально-целостного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу.

Восприятие межличностное — восприятие, понимание и оценка человека человеком. Специфика, по сравнению с восприятием неодушевленных предметов, — в большей пристрастности, что проявляется в слитности когнитивных и эмоциональных компонентов, в ярче выраженной оценочной и ценностной окраске, в более прямой зависимости представления о другом человеке от мотивационно - смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. Значительное число исследований восприятия межличностного посвящено изучению формирования первого впечатления о человеке. В них выясняются закономерности «достраивания» образа другого человека на основе наличной, обычно ограниченной информации о нем, а также при выявлении актуальных потребностей воспринимающего субъекта; фиксируется действие механизмов, приводящих к искажению восприятия межличностного. Важная особенность восприятия межличностного — не столько восприятие качеств человека, сколько восприятие его во взаимоотношениях с другими людьми (восприятие предпочтений в группе, структуры группы и пр.). Важнейшие из изученных механизмов межличностного восприятия: 1) идентификация — понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним; 2) рефлексия социально-психологическая — понимание другого путем размышления за него; 3) эмпатия — понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания; 4) стереотипизация — восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик некоей группы социальной и пр.

return false">ссылка скрыта

Восприятие межгрупповое — процессы социальной перцепции, в которых субъектом и объектом восприятия выступают группы или социальные общности. Характерно стереотипностью, большой слитностью когнитивных и эмоциональных компонентов, яркой аффективной окрашенностью и резко выраженной оценочной направленностью. Именно поэтому отличается пристрастностью, а сами межгрупповые представления уязвимы в том, что касается их истинности, точности и адекватности. Эти характеристики и особенности межгруппового восприятия выражаются в таких эффектах, как межгрупповая дискриминация и внутригрупповой фаворитизм. Специфика восприятия межгруппового по сравнению с восприятием межличностным: 1) объединение индивидуальных представлений в некое целое, качественно отличное от составляющих его элементов; 2) длительный и значительно менее гибкий процесс формирования, ибо восприятие межгрупповое, будучи сформированным, становится устойчивым к внешним влияниям; 3) схематизация и упрощение возможного диапазона сторон восприятия и оценки другой группы.

Группа – реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства (также в реальном процессе их жизнедеятельности), определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию (хотя мера и степень осознания могут быть весьма различными). Это общность взаимодействующих людей во имя сознаваемой цели, общность, которая объективно выступает как субъект действия.

Группа малая — относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами. Особенность, отличающая группы малые от групп сложных и больших, — ее относительная «структурная простота». Это означает, что в группах малых, как правило, есть авторитетный лидер (если группа неофициальная) или авторитетный руководитель (если официальная), вокруг которого объединены остальные члены группы. При этом размер группы незначим и может достигать нескольких десятков человек. Если же внутри занятой некоей деятельностью группы малой появляются другие лидеры и часть ее членов начинает поддерживать их и вводимые ими нормы и ценности, то группа малая становится структурно сложной и нередко распадается на две или более группы малых. Новые группы малые вступают в отношения межгрупповые и могут развиваться независимо одна от другой (например, группы по интересам внутри учебного подразделения). Если группа малая занята социально ценной и значимой для всех ее членов деятельностью, опосредующей отношения межличностные, то она может стать группой высокого уровня развития — коллективом.

Группа неформальная (группа неофициальная) — реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий либо на основе прагматической пользы. Группы неформальные могут выступать как изолированные общности или складываться внутри групп официальных. Их интересы могут иметь профессиональную и внепрофессиональную направленность (различные кружки технического творчества, ансамбли, самодеятельность, дружеские компании). Также существуют условные неформальные группы — объединения людей на основе общих интересов, но непосредственно не общающихся.

Группа формальная (группа официальная) — реальная или условная социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально, заданной деятельностью. Группы официальные всегда имеют определенную нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов.

Демократический стиль педагогического общения – стиль взаимодействия с определённой регламентаций ролей участников диалога, не ущемляющей свободы проявления индивидуальных склонностей и особенностей характера и позволяющий гибко корректировать механизмы взаимодействия с учётом возрастающей роли учащегося, как участника равноправного диалога.

Дидактические педагогические способности – способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.

Знание- это проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знания фиксируются в форме знаков естественного и искусственного языков.

Зона ближайшего развития - уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности. Введено Л.С. Выготским для определения специфики развития человека в онтогенезе; основано на идее о примате обучения (во всех разнообразных его формах) в развитии человека.

Интеллектуальное развитие— появление и совершенствование интеллектуальных операций, формирование умственных действий, позволяющих полно и адекватно осуществлять ориентировку в скрытых от непосредственного наблюдения отношениях между объектами.

Интерес – мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности.

Импульсивность в принятии решений – скорость реагирования и действия, скорость выбора или принятия решения в простой или сложной ситуации.

Коммуникация— 1. Понятие, близкое к понятию общения, но расширенное. Это связь, в ходе коей происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе. Коммуникативный акт анализируется и оценивается по следующим компонентам: 1) адресант — субъект коммуникации; 2) адресат — кому направлено сообщение; 3) сообщение — передаваемое содержание; 4) код — средства передачи сообщения; 5) канал связи; 6) результат — то, что достигнуто в итоге коммуникации. Коммуникация может обслуживаться и неречевыми средствами; среди них выделяются: 1) средства оптико — кинетические — жесты, мимика, пантомимика; 2) средства паралингвистические — качество голоса, его диапазон, тональность; 3) средства экстралингвистические — паузы, плач, смех, темп речи; 4) средства пространственно — временные — взаиморасположение партнеров, временные задержки начала общения и пр. 2. Коммуникация рассматривается и как смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие выполняется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно содержит, наряду с физическим, коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными. Различают процесс коммуникации и составляющие его акты. Основные функции процесса коммуникации состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. В отдельных актах коммуникации реализуются управленческая, информативная, эмотивная и фатическая функции; первая из них — генетически и структурно исходная. По соотношению этих функций условно выделяются: 1) сообщения побудительные — убеждение, внушение, приказ, просьба; 2) сообщения информативные — передача реальных или вымышленных сведений; 3) сообщения экспрессивные — возбуждение эмоционального переживания; 4) сообщения фатические — установление и поддержание контакта.

Коммуникативные педагогические способности - проявляются в специфической чувствительности педагога к способам установления с учащимися и развитию педагогически целесообразных взаимоотношений на основе завоевания у них авторитета и доверия, наличия педагогического такта.

Конфиденциальность — обязательство неразглашения информации, полученной от обследуемого.

Конформность, или конформное поведение - психологическая характеристика позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, мера подчинения индивида групповому давлению. Противоположными конформности понятиями являются понятия «независимость», «самостоятельность позиции», «устойчивость к групповому давлению» и т.п.

Лидерство- психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководствов большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

Лидер— член группы, за которым все остальные члены группы признают право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, — решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Самая авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации деятельности совместной и регулировании взаимоотношений в группе. В психологии приняты различные классификации лидеров: 1) по содержанию деятельности — лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель; 2) по характеру деятельности — лидер универсальный и лидер ситуативный; 3) по направленности деятельности — лидер эмоциональный и лидер деловой и пр. Лидер и руководитель не обязательно соединяются в одном человеке. В отличие от руководителя, которого иногда избирают, а чаще назначают и который, неся ответственность за положение дел в коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания, лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями, на него не возложены никакие официальные обязанности. Если руководитель группы и ее лидер — не одно и то же лицо, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности деятельности совместной и гармонизации жизни группы или же могут обретать конфликтный характер, что определяется уровнем группового развития.

Личностно-ориентированная модель общения –цель: обеспечение чувства психологической защищенности ребенка, доверие его к миру, радость существования, формирование начала личности, развитие индивидуальности ребенка; характерными способами являются: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции); тактика и сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей; личностная позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Личность – определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Малая группа небольшая по численности совокупность людей, включающая от 2–3 до 20–30 человек, занятых общим делом и имеющих прямые личные контакты друг с другом.

Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Методика — конкретная, частная процедура, или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве (предмет обследования) у конкретного контингента испытуемых (объект обследования) в определенном классе ситуаций (условия обследования) для решения определенных задач (цель обследования).

Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта, предметно-направленная активность определенной силы.

Мотивация — вся совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, стремлений, целей, влечений, мотивационных установок или диспозиций, идеалов и т. п., что в наиболее широком смысле подразумевает детерминацию поведения вообще.

Мотивация учения - частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность.

Мотивы внешнего самоутверждения учителя –самоутверждение через внешнюю положительную оценку окружающих, мотив престижа

Мотивы личностной самореализации педагога –проявляютпотребность в самоактуализации, реализации себя как личности и профессионала, в создании нового видения различных форм педагогической действительности.

Мотивы учебной деятельности –мотивы, в которых конкретизируется потребность учебной деятельности, когда общее стремление учащихся к усвоению теоретических знаний направлено на овладение вполне определенным общим способом решения некоторого класса частных задач.

«Мы-чувство» – универсальным принципом психического оформления общности является различение для индивидов, входящих в группу, некоторого образования «мы» в отличие от другого образования — «они». «Мы-чувство» выражает потребность отдифференцировать одну общность от другой и является своеобразным индикатором осознания принадлежности личности к некоторой группе, т.е. социальной идентичности.

Навык – это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов.

Наблюдение – целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

Норма групповая — совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально действующей общностью; важнейшее средство регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения. Групповые нормы – специфический вид и своеобразная призма преломления социальных норм, регулирующих жизнедеятельность групп больших и общества в целом. Наличие в группе достаточно развитой, разветвленной и устойчивой системы групповых норм не только позволяет ей соотнести поведение каждого своего члена с эталоном и на этом основании выбрать эффективное средство воздействия на конкретную личность, но и сильно облегчает осуществление социального контроля за активностью этой общности со стороны окружения социального. Групповые нормы способствуют повышению устойчивости и стабильности группы.

Обучаемость— сложная динамическая система индивидуальных свойств человека, способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых знаний, умений, навыков, действий, новых форм деятельности), обусловливающая продуктивность учебной деятельности, скорость и качество овладения социальным опытом.

Обученность – результат прошлого опыта и цель предстоящего обучения.

Обучение (психологический аспект) — процесс передачи ребенку общественно-исторического опыта, рассматриваемый со стороны механизмов усвоения нового материала, его этапов, организации оптимального хода усвоения в соответствии с поставленными целями и задачами, а также со стороны взаимоотношений между обучаемыми и обучающими.

Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или эмоционально-оценочного характера.

Общие способности – индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

Общеучебные умения и навыки – это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни.

Организация управляемого обучения – процесс, обеспечивающий планомерное формирование необходимых качеств, целенаправленное овладение человеком средствами и способами коммуникации с другими людьми с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся.

Организаторские педагогические способности – способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и способность организовать свою собственную работу.

Организованность – способность правильно организовать свою собственную деятельность, что предполагает аккуратность, деловитость, четкость, умение планировать
свою работу, организовать самоконтроль.

Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Педагогическая профессиональная рефлексия – способность занять исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и самому себе как ее субъекту.

Педагогические способности – совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Ведущими свойствами в педагогических способностях являются педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний.

Педагогическое общение – специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе.

Перцептивные педагогические способности – способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.

Попустительский стиль педагогического общения – крайняя противоположность авторитарному стилю. Внешне он позволяет достичь раскованных отношений, однако чреват возможностью утраты контроля педагога над поведением воспитанников.

Потребность учебной деятельности –стремление учащихся к усвоению теоретических знаний из той или иной предметной области (эти знания отражают закономерности происхождения, становления и развития предметов соответствующей области; эмпирико-утилитарные знания в отличие от теоретических фиксируют лишь признаки уже ставших предметов).

Предмет педагогической деятельности – организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение учениками предметного социокультурного опытакак основы и условия развития.

Проблемное обучение[греч. problema - задача, задание] – организованный педагогом способ активного взаимодействия субъектов образовательного процесса с проблемно представленным содержанием обучения через моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.

Прогностические педагогические способности –предвидение последствий своих действий, воспитательное проектировании личности учащегося, связанное с представлением о том, что из ученика получится в будущем, умение прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

Программированное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает самостоятельное приобретение знаний и навыков учащимися за счет пошагового усвоения материла на основе специальных программированных учебных пособий, которыми учащиеся могут пользоваться самостоятельно, в соответствии с своими индивидуальными особенностями, уровнем развития, индивидуальным темпом. Выделяют системы линейного и разветвленного программированного обучения.

Продукт педагогической деятельности – формируемый у ученика как субъекта познавательной деятельности индивидуального аксиологического, нравственно-этического, эмоционально-смыслового, предметного, оценочного опыта. Продукт этой деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий.

Психическое развитие – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Психодиагностика — это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. От других видов диагностики (технической, медицинской, педагогической, профессиональной) психодиагностика отличается по объекту, предмету и используемым методам.

Психологическая цель урока –проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока; учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе; предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Психологический диагноз — результат сиходиагностического обследования, выраженный в простейшем случае в форме отнесения испытуемого к определенной психодиагностической категории. В общем случае ПД носит комплексный и системный характер и содержит описание структуры выявленных психических свойств (в виде профиля, в частности), возможное причинное объяснение текущего психического состояния индивида, а также прогноз его будущего поведения или возможных событий в его жизни.

Психологический тест — краткая психодиагностическая методика, предполагающая стандартизированную процедуру проведения, количественную формализованную процедуру обработки результатов и подсчета тестовых показателей, готовый перечень рекомендаций по интерпретации полученных показателей. В типичном случае тест состоит из набора отдельных заданий (пунктов) с закрытым перечнем вариантов ответа, предложенных испытуемому для выбора, инструкции по проведению, ключей, норм и инструкции по интерпретации.

Психологический анализ урока – это деятельность учителя, направленная на осмысление содержания, способов и приемов, процесса организации обучения, а также особенностей взаимодействия учителя с учебной группой.

Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

Психический темп – скорость протекания различных психических процессов (темп речи, движений, скорость запоминания, находчивость, быстрота ума и т.д.

Развивающее обучение –направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей. Основы теории развивающего обучения были заложены Л. С. Выготским в 30-е г.г. ХХ в. при рассмотрении им вопроса о соотношении обучения и развития. С конца 50-х г.г. разработана дидактическая система развивающего обучения, основанная на взаимосвязанных принципах: 1) обучение на высоком уровне трудности; 2) ведущая роль теоретических знаний; 3) высокий темп изучения материала; 4) осознание школьниками процесса учения; 5) систематическая работа над развитием всех учащихся.

Развитие личности – процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации.

Развитие познавательной активности[лат. actīvus - деятельный] – становление и совершенствование познавательной деятельности, направленной на поиск информации, которая заключена в предмете, ситуации, мысли, эмоции, художественном произведении и пр. Индикаторами познавательной активности могут служить такие характеристики деятельности как интенсивность, длительность, операционально-технический уровень, внутреннее целеполагание, настойчивость в решении задач, самостоятельно поставленных индивидом, а также уровень внимания, степень заинтересованности, эмоциональная окраска деятельности.

Распределение внимания как педагогическая способность – способность одновременно распределять внимание между несколькими видами деятельности, имеет особое значение для работы учителя.

Референтная группа –группа, в которую индивиды не включены реально, но нормы которой они принимают. Две ее функции (сравнительная и нормативная) показывают, что референтная группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для его нормативной оценки.

Роль – динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности. Нельзя представлять роль как что-то неизменное: динамизм ее в том, что при сохранении статуса набор функций, ему соответствующих, может сильно варьировать в различных однотипных группах, а главное, в ходе развития как самой группы, так и более широкой социальной структуры, в которую она включена.

Самооценка – ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности,деятельности, своего поведения.

Система «групповых ожиданий» – термин обозначает тот простой факт, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций и не только простой перечень их, но и качество выполнения этих функций. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов. Для того чтобы эта система ожиданий была как-то определена, в группе существуют еще два чрезвычайно важных образования: групповые нормы и групповые санкции.

Социальная активность в школе – то, с какой степенью активности человек преодолевает препятствия при осуществлении цели. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания на длительной работе и т.д.

Социальная пластичность-ригидность – степень легкости (пластичность) или трудности (ригидность) переключения внимания в процессе общения с одного человека на другого, склонность к разнообразию коммуникативных программ и готовых форм социального контакта.

Социальная ситуация развития – единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой, объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом; особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношение ребенка к своей позиции.

Социально-психологический климат – качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

Социальный самоконтроль – тенденция к регулированию собственного поведения в целях соответствия требованиям социальной среды.

Социальный мотив – направленность на другого человека в ходе учения (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения, стремление занять определенную позицию и др.).

Социальный темп – скоростные характеристики речедвигательных актов в процессе общения.

Социограмма– представляет собой графическое изображение структуры межличностных отношений в группе. Она является своеобразной картой группы, на которой с помощью определенных графических символов обозначаются позитивные или негативные выборы, сделанные членами данной группы в отношении друг друга.

Социометрия — в общем случае это методика изучения структуры группы путем сбора перекрестных взаимных оценок, которые дают члены группы друг другу по разнообразным критериям (признакам, параметрам). В частном случае эти оценки предъявлены в виде «выборов» — положительных решений о включении каких-то членов в новую группу (или ситуацию), которые выносятся друг о друге участниками группы. Для получения информации о личностных качествах членов группы социометрия часто оказывается неприемлемой — из-за высокого риска ошибки включенных наблюдателей.

Социометрическая методика– название методики, предназначенной для выявления, анализа, табличного, графического и индексного представления человеческих личных взаимоотношений, сложившихся в малой группе.

Социометрический статус - некоторое единство объективно присущих индивиду характеристик, определяющих его место в группе, и субъективного восприятия его другими членами группы.

Сплоченность группыпсихологическая характеристика единства членов коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений и других компонентах психики, а также в единстве практической деятельности.

Способыпедагогической деятельности – объяснение; показ (иллюстрация); совместная работа; непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая);

тренинги и др.

Средства педагогической деятельности – научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется понятийно-терминологический аппарат учащихся; "носители" знаний - тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником при наблюдении (на лабораторных, практических занятиях и т.п.), организованном учителем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности; вспомогательные средства - технические, компьютерные, графические и др.

Стиль педагогической деятельности – взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления деятельности, предполагающей взаимодействие с людьми и выступающей как динамический стереотип

Стиль педагогического общения – существует несколько классификаций педагогических стилей, базирующихся на разных основаниях: 1) регламентированный стиль предусматривает строгое подразделение и ограничение ролей участников педагогического процесса, а также следование определённым шаблонам и правилам; импровизационный стиль позволяет спонтанно находить решение каждой, вновь возникающей ситуации; 2) традиционное подразделение стилей по критерию роли участников педагогического процесса: авторитарный, попустительский, демократический.

Темперамент – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения.

Тестирование — процесс применения тестов и других психодиагностических методик для изучения и оценки психологии и поведения человека.

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.

Творческое мышление – процесс, связанный с решением новых проблем, нестандартных для субъекта интеллектуальных задач.

Удовлетворенность–субъективная оценка качества тех или иных объектов, условий жизни и деятельности, жизни в целом, отношений с людьми.

Умениеэто способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно, а также способность к переносу имеющихся знаний и навыков в новую ситуацию и продуктивное их использование.

Урок— организационная форма обучения школьников, направленная на реализацию двух основных целей: 1) интеллектуальное, эмоционально-волевое и личностное развитие ребенка; 2) формирование у детей знаний, навыков и умений (ЗУН).

Усвоение – проходящий через определенные этапы процесс овладения субъектом действиями, понятиями, формами поведения, выработанными обществом; характеристика учебной деятельности. Показатели эффективности усвоения – качество, прочность и скорость. Усвоение значений предметов человеческой материальной и духовной культуры и способов действия с ними составляет основное внутреннее содержание процесса обучения.

Учебная деятельность – особая форма активности личности, направленная на усвоение (присвоение) социального опыта, познание и преобразование мира, что включает овладение культурными способами внешних предметных и умственных действий.

Учебная задача — задача, требующая от учащихся открытия и освоения в учебной деятельности всеобщего способа (принципа, закономерности) решения относительно широкого круга проблем и конкретно-практических задач. Поставить учебную задачу – значит ввести учащихся в ситуацию, требующую ориентации на содержательно общий способ ее решения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий.

Учебные интересы – потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане.

Учебно-дисциплинарная модель общения –характерен авторитарный стиль общения, где способами являются наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик; тактики – диктат или опека; личностная позиция – удовлетворение требований руководства и контролирующих инстанций.

Учебные действия — основной структурный компонент учебной деятельности, образующий целостную систему: специфические преобразования предмета, направленные на выявление в нем определенных отношений, составляющих содержание понятия; построение предметной или знаковой модели, фиксирующей это отношение; действия контроля; оценки и др.

Учение — познавательный процесс, сознательно направленный на приобретение и закрепление (или изменение наличных) способов деятельности и элементов индивидуального опыта (знаний, навыков и умений) в различных предметных областях в ситуации организованного обучения. Универсальным психологическим механизмом человеческого учения является интериоризация (перенесение в идеальный план) материальных действий или их ориентировочно-контрольных компонентов. Учение составляет необходимое условие и основной механизм психического развития человека.

Характер – устойчивое сочетание психических свойств человека, в которых выражается его отношение к окружающему, способы поведения и реагирования.

Характер общения с противоположным полом–способ, с помощью которого человек строит свои отношения с противоположным полом в той или иной деятельности.

Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.

Экстраверсия или интроверсия – большая зависимость от внешних впечатлений, раздражителей, широта контактов с другими людьми, инициативность в общении (экстраверсия) или сосредоточенность на своих переживаниях, воспоминаниях, узость контактов с другими людьми, низкая
инициативность в общении (интроверсия).

Эмоциональная сфера личности – многогранное образование, включающее эмоции, эмоциональные свойства личности, эмоциональные устойчивые отношения.

Эмоциональная чувствительность – как устойчивое свойство индивида проявляется в том, что он легко, быстро и гибко эмоционально реагирует на различные воздействия: социальные события, процесс общения, особенности партнеров и т. д.