Конфликтных ситуаций

Корректное решение конфликтных ситуаций - необходимый элемент профессиональной педагогической подготовки учителя. Развитие школы немыслимо без создания в ней обстановки нравственного императива - той системы ограничений, которую нельзя нарушать, прежде всего учителю.

Приведенные ниже правила педагогического общения учителя могут служить ориентиром в напряженных ситуациях во время практики в школе [11].

Правило 1. «Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы»

Установка на «педагогическую зоркость» - внимательное отношение к каждому сложному моменту во взаимодействии со школьниками и коллегами и вдумчивый анализ случившегося – позволяет избежать «острых углов» во взаимодействии.

Может оказаться, что причиной конфликтного поведения ученика послужило недоразумение в общении. Вот типичный пример.

«...Учительница математики удаляет из класса ученицу 9 класса за то, что та улыбается на ее уроке. В свою очередь учительница доводит школьницу до отчаяния репликой (при всем классе): «Уж я над тобой не так посмеюсь!»

Девушка хромает, поэтому принимает заявление учительницы как обещание посмеяться над ее уродством.

При разбирательстве выясняется, что учительница болезненно восприняла улыбку как издевательство над ее глухотой на правое ухо, о чем школьница даже не подозревала. Ученица же улыбкой надеялась сгладить свой недуг...»

Правило 2. «Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета»

Ослабление воспитательного влияния учителя на школьника происходит в силу недостаточной компетентности молодого специалиста как предметника.

Пример: «...Учительница вызывает ученика к доске для решения задачи, ученик затрудняется в решении, и учительница помогает ему. Решая задачу, они пришли к неверному ответу. Учительница разволновалась и начала искать ошибку. В классе ребята ведут себя очень шумно. Она обращается к ним: «Ребята, потише! Не сбивайте!» Один из учеников с места выкрикивает: «Бестолкового с толку!»

Учительница, расстроившись, уходит с урока...»