Международное кредитование России

 

Стремление России к интеграции в мировую экономику, вступление её в международные валютно-кредитные организации создают предпосылки для полноценного её участия в операциях мирового рынка ссудных капиталов. На международной кредитной арене Россия в настоящее время в большей мере вы­ступает как заемщик.

1. Кредиторами России являются, в основном, международные кредитно-финансовые организации (МВФ и МБРР), в которые Россия вступила в 1992 году. На эти организации приходится большая часть внешних заимствова­ний России. Наиболее крупные кредиты Россия получает от МВФ, как правило, они обусловлены требованиями проведения определенной экономической по­литики, т.е. по существу это «связанные» кредиты.

Взаимодействие России с МБРР (Мировым банком) строится в зависимо­сти от отношений, складывающихся с МВФ. Если эти отношения благоприятны и МВФ удовлетворен ходом реформ в России, МБРР, как правило, в свою оче­редь предоставляет кредиты России на весьма льготных условиях. Мировой банк предоставляет России кредиты двух видов: обусловленные и не обуслов­ленные определенными действиями Правительства РФ по изменению своей экономической политики.

На 1.04.2004 г. доля кредитов МВФ в общей сумме внешнего долга РФ составила 2,46% (4,6 млрд. долл. США).

2. Новые заимствования за рубежом Россия в значительной части вы­нуждена использовать на погашение ранее взятых кредитов и на выплату про­центов по ним. Величина этих выплат весьма значительна.

Представленные данные свидетельствуют о трудностях, которые испыты­вает и будет испытывать Россия при погашении и обслуживании внешнего дол­га (табл. 8.2).

Таблица 8.2

График погашения и обслуживания внешнего долга РФ

(бывшего СССР и российского) в 1999 - 2005 гг.

(млрд. долл. США)

Всего 1999г. 2000г. 2001г. 2002г. 2003г. 2004г. 2005г.
17, 05 15,2 14, 58 14, 61 20, 49 14, 72 15, 9
В том числе
Погашение основного долга 8, 01 6, 89 6, 55 6, 89 13, 19 8, 01 9, 65
Выплата процентов 9, 04 8, 31 8, 03 7, 72 7, 32 6, 71 6, 25
Источник: бюро экономического анализа. Информационно-аналитический бюллетень, № 15, июнь 1999 г., стр. 12.

 

3. Россия стала привлекать заемные средства с внешнего рынка путем выпуска еврооблигаций (евробондов), которые не практиковал в силу разных причинСССР. Сумма займов путём выпуска долговых ценных бумаг на 1.04.2004 г. составила 30,9 млрд. долл. США.

4. Россия получает значительные средства и по линии межправитель­ственных кредитов путем заключения двухсторонних межгосударственных кредитных соглашений.

Одна из основных проблем для России в настоящее время - погашение огромного внешнего долга. Совокупный долг состоит из двух частей: собственно долг России и долги бывшего Советского Союза.

После распада СССР предполагалось, что каждое государство будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу (к тому времени - 108 млрд. долларов), а также иметь соответствующую долю в активах бывшего Совет­ского Союза. Но, как быстро выяснилось, только Россия (на долю которой при­ходилось только 60% долгов Западу) могла обслуживать свои обязательства. Поэтому по взаимному согласию было объявлено, что Россия в обмен на отказ бывших республик от причитающейся им доли активов принимает на себя все их долги. Такое непростое решение позволило нашей стране в то время сохра­нить свои позиции на международных финансовых рынках и обеспечило дове­рие к нам потенциальных западных инвесторов.

Положение осложнилось тем, что унаследованные Россией долги имели крайне неблагоприятную структуру. Они состояли, главным образом, из сред­несрочных и краткосрочных кредитов, которые должны были погашаться в 1992 - 1995 гг.

Для российского государства большая внешняя экономическая зависимость - явление новое. Дореволю­ционная Россия довольно в широких масштабах привлекала капиталы из-за рубежа в виде государственных займов и частных инвестиций, но эти средства не были решающими для развития национальной экономики. Они дополняли внутренние накопления, но вовсе их не заменяли. Государственная политика нацеливалась на поддержание экономической независимости и максимально возможного национального самообеспечения.

Этот принцип был сохранен и после революции. Историческая оправ­данность такого подхода в полной мере проявилась в Великой Отечественной войне, которая была выиграна при минимальной поддержке со стороны запад­ных союзников.

Советский Союз реально обладал статусом великой державы. Его внешне­экономические связи отличались безукоризненной платежеспособностью, он был неуязвим для попыток внешнего давления. На независимостьСССР можно было повлиять только военной силой.

Конечно, внешняя экономическая независимость не должна приводить к самоизоляции. Советский Союз особенно в последние десятилетия стал актив­ным заемщиком кредитных ресурсов на мировом рынке, но никакой проблемы погашения задолженности перед зарубежными кредиторами не существовало. Выполнение обязательств по международным займам относилось к числу госу­дарственных приоритетов. Все суммы включались в валютный план и подлежа­ли безусловной выплате. ПоэтомуСССР пользовался репутацией образцового заемщика и располагал свободным доступом к ресурсам мирового кредитного рынка.

Осложнения начались с середины 1980-х годов, когда СССР стал слишком много занимать.

Преобладающая доля долгов Западу, унаследованных Россией от СССР, возникла во время перестройки, особенно в ее последние годы. За период 1985 -1991 гг. общая сумма внешнего долга СССР западным странам возросла поч­ти в три раза (табл. 8.3).

Таблица 8.3

Внешняя задолженность России (2004 г.)

(в млрд.долл.)

Всего -186,9
Органы государственного управления   - 95,5
Органы денежно-кредитного регулирования - 8,4
Банки - 25,0
Нефинансовые предприятия - 50,1
Банки и нефинансовые предприятия – долговые обязательства перед прямыми инвесторами - 7,9

 

К обязательствам России перед Парижским клубом относится задолжен­ность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межпра­вительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахо­ванным правительственными страховыми организациями. Парижский клуб, полноправным членом которого является Россия, объеди­няет около двух десятков стран - крупнейших мировых кредиторов.

Деятельность Парижского клуба началась в середине 50-х гг., когда в Па­риж были приглашены кредиторы Аргентины на переговоры с должниками. Активность Парижского клуба заметно возросла в последние годы в связи с не­обходимостью урегулирования кризиса задолженности развивающихся стран и проблем внешнего долга бывших социалистических стран Восточной Европы и СССР.

Россия вступила в Парижский клуб в 1992 г., что имело большое значение для урегулирования её долговых отношений.

Во-первых, Россия добилась оптимизации её внешних долгов, в частности, произошла фиксация курса рубля по задолженности на уровне тогдашнего официального курса (60 коп. за 1 долл.).

return false">ссылка скрыта

Во-вторых, раньше Россия, являясь крупнейшим кредитором, существова­ла как бы отдельно, сама пыталась решать связанные с задолженностью во­просы, это не давало возможности Западу проводить в отношении стран-должников разработанной им программы. Теперь миссии МВФ, находясь в тех или иных странах и рассматривая вопросы о предоставлении им очередных траншей, ставят перед ними требования о необходимости заключения соглаше­ний с Россией о погашении задолженностей.

В 1996 году России удалось заключить генеральное соглашение по долго­срочной реструктуризации задолженности Парижскому клубу. Главные усло­вия соглашения: сумма реструктурируемого долга - около 38 млрд.долл.; об­щий срок погашения - 25 лет (до 2020 г.); предусматривается 6-летний льготный период, когда погашению подлежат только начисленные проценты. На основа­нии этих общих положений были заключены двухсторонние межправительст­венные соглашения с 18 странами-членами клуба: Австралией, Австрией, Бель­гией, Великобританией, Германией, Данией, Испанией, Италией, Канадой, Ни­дерландами, Норвегией, Португалией, США, Швейцарией, Швецией, Франци­ей, Финляндией и Польшей. В этих соглашениях зафиксированы конкретные суммы задолженности и сроки её погашения. Агентом по этим операциям оп­ределен Внешэкономбанк.

Лондонский клуб объединяет около 1000 крупных зарубежных коммерче­ских банков. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческим банками, кредиты которых не находятся под защитой государственных гарантий или страхования. Обязатель­ства России перед этим клубом в основном составляют межбанковские креди­ты.

Переговоры с Лондонским клубом были начаты ещё в 1991 г. В 1995 г. Правительство РФ подписало с клубом меморандум о согласованных принци­пах реструктуризации долга бывшего СССР на сумму 32,3 млрд.долл. (основ­ной долг - 24 млрд.долл. и проценты - 8,3 млрд.долл.) сроком на 25 лет с семи­летним льготным периодом, в течение которого выплачиваются лишь проценты по льготной ставке. В конце 1997 г. Россия подписала с Лондонским клубом и само соглашение о реструктуризации задолженности. К моменту завершения работы по реструктуризации долга были подписаны протоколы выверки задол­женности с 423 отдельными кредиторами на более чем 27 тыс. заявленных по­зиций.

В соответствии с достигнутыми договоренностями основной долг пере­оформлен в долгосрочный синдицированный кредит (25 лет), агентом по кото­рому выступает Bank of America. В частичную оплату процентов по основному долгу банкам-кредиторам выплачено более 3 млрд.долл. Для урегулирования оставшейся процентной задолженности осуществлен выпуск процентных ценных бумаг на сумму свыше 6 млрд.долл. Эмитентом выступает Внешэконом­банк. Обращение этих обли­гаций предусмотрено как в России, так и за её пределами. Агент по обслужива­нию процентных облигаций - Сhаsе Маnhattan Bank, агент по завершению сделки и осуществлению первоначальных платежей по Лондонскому клубуDeutsche Bank.

Интересно, что Россия в списке должников клуба занимает четвертое ме­сто- после Бразилии, Мексики и Аргентины. Основные методы реше­ния долговых проблем у клуба следующие: реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых (ролл-оверных) креди­тов. В последние годы Лондонский клуб осуществил реструктуризацию внеш­ней задолженности Польши, Болгарии, Румынии. Венгрии, Бразилии, Габона и др. стран. Польше и Болгарии, например, клуб просто списал значительную часть дол­гов, поскольку соотношение задолженности к экспорту в этих странах превы­шало уровень в 600% годового экспорта (критической считается отметка в 275%). Россия реструктуризировала свой долг одной из последних - после дол­гих колебаний было решено, что для неё более перспективно все же не списание задолженности (оно возможно только один раз, причем, оставшуюся часть должник платит по довольно жесткому графику), а её реструктуризация. На ко­личество реструктуризации никаких ограничений нет.

В 1999 г. возникла необходимость очереднойреструктуризации долговРоссии членам Лондонского клуба. Предполагалось списать 40% задолженно­сти, остальную часть переоформить в долговые бумаги Правительства РФ (евробонды) с достаточно выгодной для кредитов доходностью.

Существует и внеклубная задолженность Правительства России. Как пра­вопреемник Советского Союза Россия взяла на себя долги перед некоторыми из числа бывших стран СЭВ - Венгрией, Словакией, Болгарией, Польшей. Долг на основании договоренности с этими странами должен погашаться в основ­ном товарными поставками.

Таким образом, существующие определенные условия международного кредита позволяют наиболее рационально организовать кредитный процесс.

В рыночной экономике государство является активным участником международных кредитных отношений, используя различные формы регулирования таких отношений.

Для России на современном этапе существует значительная проблема урегулирования достаточно большого внешнего долга.