ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ

9.1.ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Налоговый кодекс Российской Федерации, подписанный Пре­зидентом РФ 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ, установил систему нало­гов и сборов, взимаемых в Федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально без­возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хо­зяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государст­ва и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с ор­ганизаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государст­венными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В Российской Федерации установлены следующие виды нало­гов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъек­тов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) и мест­ные налоги и сборы.

Платное пользование ресурсами недр является одним из принципиально новых положений в горном праве современной России.

Все платежи, предусмотренные Законом РФ «О недрах», могут быть разделены на две группы (рис. 9.1.):

· платежи, не зависящие от вида пользования недрами;

· платежи, зависящие от вида пользования недрами.

В первую группу входят:

· сбор (бонус) за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий;

· плата за право пользования геоло­гической информацией;

· плата за пользование земельным участком.

Вторая группа включает:

· платежи за право поиска и оценки месторождений полезных ископаемых; платежи за право разведки месторождений полезных ископаемых;

· платежи за право добычи полезных ископаемых;

· отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизные сборы; платежи за право пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

Рис. 9.1. Система платежей за пользование недрами

· платежи за право пользования акваторией и участками морского дна (в пределах территориального моря).

В соответствии со статьей 13 Налогового кодекса РФ к феде­ральным налогам и сборам относятся:

· акцизы на отдельные виды минерального сырья;

· налог на пользование недрами;

· налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

· налог на дополнительный доход от добычи углеводородов.

К числу местных налогов и сборов (статья 15) относится зе­мельный налог.

9.2.ПЛАТЕЖИ, НЕЗАВИСЯЩИЕ ОТ ВИДА ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ

Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми их участниками и определяется исходя из стоимости прямых за­трат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии на пользование недрами. Со времени принятия Зако­на РФ «О недрах» сумма разовых платежей (бонусов), вы­плаченных победителями конкурсов и аукционов за право пользования недрами, составила 46,7 млрд руб. и 35,9 млн. долл. США.

Плата за геологическую информацию о недрах, полученную за счет государственных средств (статья 43.1). В Постановлении Правительства РФ от 3 августа 1992 г. № 540 «О мерах по регули­рованию экспорта геологической информации о недрах» указано, что геологическая информация о недрах (за исключением инфор­мации регионального, научного или методического содержания), полученная в результате проведения геологоразведочных работ, финансируемых за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации, реализуется на экспорт только в рамках международных конкурсов (аукционов) на право проведения геологоразведочных работ и освоения месторождений полезных ископаемых.

Этим же Постановлением дано поручение Министерству финансов РФ и Федеральному органу управления Государственным фондом недр:

рассмотреть с участием Государственной налоговой службы РФ и Министерства юстиции РФ вопрос о введении санкций нарушение порядка продажи за рубеж геологической информации I о недрах;

разработать порядок возврата в республиканский бюджет государственных средств, затраченных на получение геологической информации о недрах, в тех случаях, когда эти средства пользуются в качестве взноса при учреждении предприятий с участием иностранных инвесторов.

Плата за право пользования земельными участками. В положении о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденном Постановлением ВС РФ от 15 июля 1992 г. № 3314ч указано, что плата за право пользования земельными участок предоставляемыми совместно с лицензиями на право пользое недрами, устанавливается в соответствии с Законом РСФСР плате за землю», а также другими законодательными актами РФ : субъектов РФ. Плата за право пользования земельным взимается с пользователя недр в следующих видах:

· земельный налог (для собственников земли, землевладельцев и землепользователей);

· арендная плата (для арендаторов).

Земельный налог и арендная плата поступают на специальные бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти городов и районов, на чьей'! территории находится данный земельный участок. Земельный на4| лог исчисляется:

исходя из площади земельного участка (облагаемой налогом), и утвержденных ставок земельного налога;

в трехкратном размере средних ставок земельного налога на сельскохозяйственные угодья административного района за землипромышленности, расположенные вне населенных пунктов.

Арендная плата за землю определяется условиями аренды зе­мельного участка.

 

9.3.ПЛАТЕЖИ, ЗАВИСЯЩИЕ ОТ ВИДА ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ

Платежи за право пользования недрами взимаются следую­щим образом:

платежи за право проведения поисковых и разведочных работ взимаются в форме разовых или регулярных взносов за единицу использованного участка недр или площади. Величина платежей зависит от экономико-географических условий, размеров участков недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, гео­логической изученности территории и степени риска. Размеры ста­вок платежей за право поиска и оценки месторождений полезных ископаемых составляют от 1 до 2 % от договорной (сметной) стои­мости работ. Размеры ставок платежей за право разведки месторо­ждений полезных ископаемых составляют от 3 до 5 % от договор­ной (сметной) стоимости работ. Платежи за разведку полезного ис­копаемого в границах горного отвода, предоставленного пользова­телю недр для добычи этого полезного ископаемого, не взимаются;

платежи за право добычи полезных ископаемых взимаются в форме разового, а также последующих регулярных платежей после начала добычи. Размеры платежей определяются видом полезного ископаемого, количеством и качеством запасов, природно-географическими, горно-техническими и экономическими условиями ос­воения месторождения, степенью риска. Эти платежи включаются в себестоимость добычи полезных ископаемых и определяются как доля от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы, которые ежегодно устанавли­ваются планами горных работ данного предприятия и согласовы­ваются с органами Государственного горного надзора. Платежи за добычу полезных ископаемых с объемов сверхнормативных потерь взимаются в двойном размере. Установлены следующие предель­ные уровни платежей за право на добычу полезных ископаемых (в % от стоимости добытого минерального сырья): черные металлы - 1-5, цветные и редкие металлы - 2-6, горно-химическое сырье - 1-5 и т. д. Постановлением Правительства России от 3 ноября 1994 г. № 1212 «Об изменении предельного уровня регулярных платежей за право на добычу угля» с 1 января 1995 г. установлен предельный уровень регулярных платежей за право на добычу угля в размере 1-3 % от стоимости добытого угля. Размеры ставок платежей за право разработки месторождений общераспространен­ных полезных ископаемых и минеральной воды устанавливаются субъектами РФ. Размеры ставок платежей за право использования отходов добычи и переработки полезных ископаемых составляют от 25 до 50 % от размеров ставок платежей за право на добычу со­ответствующих полезных ископаемых.

Платежи за право на пользование недрами в целях, не связан­ных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строитель­ства и эксплуатации подземных сооружений, взимаются в форме разовых взносов и (или) регулярных платежей. Размеры этих пла­тежей определяются размерами участка недр, предоставленного в пользование, полезными свойствами участка недр и степенью эко­логической опасности при его использовании. Размеры ставок платежей составляют 1-3 % сметной стоимости объекта.

Порядок и условия взимания платежей за право пользования недрами устанавливаются Правительством РФ, а окончательные размеры - при предоставлении лицензии на пользование недра­ми. Плата за право пользования недрами (статья 43) может взи­маться в следующих формах:

денежных платежей;

· части объема добытого минерального сырья или иной про­дукции, производимой пользователем недр;

· выполнения работ или предоставления услуг;

· зачета сумм предстоящих платежей в качестве долевого вкла­да в уставной фонд создаваемого горного предприятия.

Форма внесения платы устанавливается в лицензии на поль­зование недрами.

Плата за пользование недрами распределяется между соответ­ствующими местными бюджетами, бюджетами субъектов РФ и Федеральным бюджетом (статья 42).

В местный бюджет поступают:

· платежи за поиски и разведку месторождений всех полезных ископаемых и за добычу общераспространенных полезных иско­паемых на территориях соответствующих районов и городов; платежи за пользование недрами в целях, не связанных с до­бычей полезных ископаемых;

· часть суммы платежей за добычу полезных ископаемых.

В бюджеты субъектов РФ и в Федеральный бюджет поступает часть суммы платежей за добычу полезных ископаемых, за исклю­чением сумм, поступающих только в местные бюджеты.

Схема распределения платежей за добычу полезных ископае­мых в бюджеты различного уровня приведена в табл. 9.1.

Платежи в бюджеты разных уровней за добычу полезных ис­копаемых из уникальных месторождений и групп месторождений федерального значения могут распределяться по иным схемам, со­гласованным с заинтересованными сторонами.

Схема распределения платежей в бюджеты различного уровня за пользование участками недр территориального моря и конти­нентального шельфа приведены в табл. 9.2.

Таблица 9.1.

Вид полезного ископаемого Распределение платежей в бюджеты, %
местный субъекта РФ федеральный
Углеводородное сырье Другие виды полезных ископаемых      

Таблица 9.2.

  Вид участка недр   Распределение платежей в бюджеты, %  
субъекте РФ федеральный
Участок недр территориального моря Участок недр континентального шельфа     -    

При пользовании недрами на территориях автономных окру­гов или в районах проживания малочисленных народов и этниче­ских групп схема распределения платежей может быть изменена.

Пользователю недр может быть предоставлена скидка с пла­тежей, связанная с истощением недр (статья 48) в случаях, когда осуществляется добыча:

· дефицитного полезного ископаемого при низкой экономиче­ской эффективности разработки месторождения, обусловленной объективными факторами и не связанной с нарушениями условий рационального использования разведанных запасов;

· полезного ископаемого из остаточных запасов пониженного качества (за исключением случаев снижения их качества за счет выборочной отработки месторождения).

Закон допускает (статья 40) освобождение от платежей за пользо­вание недрами некоторых категории пользователей, а именно:

· собственников (владельцев) земельных участков, осуществля­ющих в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых или подземных вод на принадлежащих им или арендуемых ими участках непосредственно для своих нужд;

· пользователей, ведущих геологическое, гидрогеологическое, геоэкологическое изучение недр и другие работы, выполняемые без существенных нарушений целостности недр;

· пользователей, получивших участки недр для образования особо охраняемых геологических объектов;

· пользователей, осваивающих месторождения со сложными горно-геологическими и горнотехническими условиями или вне­дряющие экологически безопасные технологии с комплексным ис­пользованием минерального сырья. В целях стимулирования такой деятельности органы, выдавшие лицензию, могут полностью или частично освобождать пользователей от платежей и предоставлять им отсрочку.

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы про­изводят все пользователи недр, осуществляющие добычу полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств (статья 44). Эти отчисления по существу стали основным централизован­ным источником финансирования работ по выявлению новых ме­сторождений и приросту запасов полезных ископаемых. Установ­ление этой правовой нормы связано с тем, что финансирование геологоразведочных работ постоянно сокращается, а это в свою очередь ведет к снижению темпов воспроизводства минерально-сырьевой базы.

По оценкам экспертов объем геологоразведочных работ к 2005 г. существенно сократится и составит 75-80 % от уровня 1997 г.

Это может привести к снижению прироста запасов до 40 % от годовых объемов добычи нефти и газа и до 70 % от объема до­бычи угля.

Ставки отчислений (СВ) на воспроизводство минерально-сырьевой базы являются едиными для всех пользователей недр, добывающих данный вид минерального сырья, а размеры отчисле­ний в соответствии с Законом РФ «О недрах» устанавливаются Федеральным собранием РФ по представлению Правительства РФ и определяются как установленная доля стоимости фактически до­бытых полезных ископаемых. Федеральный закон «О ставках от­числений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» был принят Государственной думой 8 декабря 1995 г., одобрен Советом Федерации 19 декабря 1995 г. и подписан Президентом РФ 30 де­кабря 1995 г. № 224-ФЗ. Утвержденные значения ставок отчисле­ний на воспроизводство минерально-сырьевой базы в процентах от стоимости первого товарного продукта, полученного и реализо­ванного из фактически добытых полезных ископаемых, приведены в табл. 9.3.

В соответствии с письмом Государственной налоговой служ­бы Российской Федерации от 21 марта 1996 г. № 7-09-03 «О раз­мерах отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы на 1996 год» до утверждения Правительством РФ Порядка исполь­зования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой ба­зы к первому товарному продукту рекомендуется относить собст­венно полезные ископаемые - нефть, природный газ, конденсат, уголь, горючие сланцы, руды, подземные воды, слюду, асбест, сы­рье для производства строительных материалов, нерудное сырье для металлургии, по другим полезным ископаемым - минеральное сырье, включая подземные воды, прошедшие первичную обработку.

В случаях, когда реализуются не собственно полезные иско­паемые или первый товарный продукт, а продукты более высокой степени их передела, размер отчислений корректируется пони­жающим коэффициентом, который определяется отношением себе­стоимости добытых полезных ископаемых к себестоимости продуктов их передела.

Существующий порядок расчета отчислений на воспроизвод­ство минерально-сырьевой базы сводится к следующему:

Таблица 9.3.

Полезные ископаемые Утвержденные ставки отчислений, %
Нефть, газ и конденсат
Уголь
Торф
Радиоактивное сырье
Железные и хромовые руды 3,7
Цветные и редкие металлы 8,2
Благородные металлы 7,8
Алмазы, пьезооптическое, высокочистое кварцевое и камнесамоцветное сырье   3,5
Апатиты и фосфориты 3,1
Калийные соли 1,7
Другие полезные ископаемые, включая подземные воды  

Определяется облагаемый объем реализованной продукции как разность между стоимостью реализованного минерального сы­рья (или продукции его передела) и стоимостью реализованной продукции, по которой отчисления на воспроизводство минераль­но-сырьевой базы не производятся (стоимость реализованной про­дукции, сырья, продуктов передела не должна содержать в цене этих продуктов НДС, акцизы, а также расходы на оплату услуг по доставке продукции до ее покупателя).

Определяется себестоимость добычи единицы полезного ис­копаемого как отношение себестоимости добычи полезного иско­паемого к объему добытого полезного ископаемого.

Определяется себестоимость добычи полезных ископаемых в произведенных продуктах передела как произведение себестоимо­сти единицы добытого полезного ископаемого на количество по­лезных ископаемых в произведенных продуктах передела.

Определяется понижающий коэффициент.

Определяется сумма отчислений по полной ставке как произ­ведение облагаемого объема реализованной продукции, понижающего коэффициента и ставки отчислений на воспроизводство ми­нерально-сырьевой базы, утвержденная Постановлением Прави­тельства РФ от 25.02.94 г. № 4546-1.

Порядок использования отчислений на воспроизводство ми­нерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений утвержден Постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 597.

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы поступают:

· в Федеральный бюджет и используются для целевого финан­сирования работ, предусмотренных федеральными программами геологического изучения недр;

· в бюджеты субъектов РФ (по представлению Федерального органа управления Государственным фондом недр и органов ис­полнительной власти субъектов РФ) для целевого финансирования работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы в соответствии с территориальными программами геологического изучения недр.

Часть этих отчислений по представлению территориальных подразделений Федерального органа управления Государственным фондом недр может передаваться горнодобывающим предприяти­ям, самостоятельно проводящим работы по геологическому изуче­нию недр. Разрешено часть суммы отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в размере 0,5-1,5 % использовать для выплаты вознаграждений за открытие и разведку месторождений полезных ископаемых.

При добыче трудноизвлекаемых, некондиционных, ранее спи­санных запасов полезных ископаемых, а также при использовании вскрышных и вмещающих пород и отходов производства отчисле­ния на воспроизводство минерально-сырьевой базы не производят. Для этого необходимо решение органов, предоставивших лицензии на пользование недрами.

Пользователи недр, которые за счет собственных средств про­вели поиски и разведку разрабатываемых ими месторождений и возместили расходы государства на поиски и разведку соответст­вующего количества запасов полезных ископаемых, освобождают­ся от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений.

Законом РФ «О недрах» предусмотрены:

• введение по распоряжению Правительства РФ акцизов на отдельные виды минерального сырья, добываемого из место­рождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками (статья 46);

• платежи за право пользования акваторией и участками морского дна. Эти платежи взимаются с пользователей недр дна территориального моря, осуществляющих поиски, разведку, добычу полезных ископаемых и пользование недрами в иных це­лях. Размеры платежей зависят от арендуемой площади, ее кон­фигурации, мощности водной толщи, цели пользования недрами. Порядок и условия взимания этих платежей устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 47). Во второй части Налогового кодекса Российской Федерации, подписанного Президентом РФ 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ указано (статья 181), что подакцизным минеральным сырьем признаются:

• нефть и стабильный газовый конденсат,

• природный газ.

Статьей 188 Налогового кодекса РФ определено, что:

· налоговая база определяется отдельно по каждому виду по­дакцизного минерального сырья;

· при реализации подакцизного минерального сырья налого­вая база определяется:

· как объем реализованной (переданной) продукции в на­туральном выражении - по нефти и стабильному газо­вому концентрату;

· как стоимость реализованной (переданной) продукции, исчисленной исходя из применяемых цен, с учетом пре­доставленных в установленном порядке скидок без нало­га на добавленную стоимость и надбавки для газораспре­делительных организаций при реализации транспортиро­ванного (поставленного) газа непосредственно потреби­телям минуя газораспределительные организации - по природному газу.

Налогообложение подакцизного минерального сырья осуще­ствлялось (статья 193) по единым на территории Рос­сийской Федерации налоговым ставкам (в процентах за единицу измерения).

При реализации соглашений о разделе продукции установлен особый налоговый режим.