ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
4.1.общие вопросы государственного регулирования отношений НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
Государственное регулирование - важный элемент государственно-управленческой деятельности (особенно в условиях рыночной экономики). При совпадении конечных целей управления и регулирования регулирование предполагает меньшее, чем при управлении, участие государства в тех или иных процессах (в данном случае, в недропользовании). Хотя роль государства в процессах управления и регулирования общественных отношений достаточно точно отражается формулой: «Управляя, государство регулирует, а регулируя - управляет».
В Законе РФ «О недрах», принятом в 1992 г. в период перехода к рыночным отношениям, государственному регулированию отношений недропользования посвещен раздел 4, состоящий из пяти статей, в которых рассматриваются:
· задачи государственного регулирования отношении недропользования;
· структура и функции органов государственного управления отношениями недропользования;
· государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
· государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недр.
Здесь же указано, что целью государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации, а осуществляется оно путем управления (что подтверждает справедливость вышеприведенной формулы), лицензирования, учета и контроля. Очевидно, что проведение учета и контроля относится к государственно-управленческой деятельности, а лицензирование, предполагающее большую свободу недропользователя и реализации полученного права пользования недрами, тяготеет к государственному регулированию.