Анализ реализации с учетом выполнения договорных обязательств
В составе объема реализованной продукции выделяется часть продукции, поставленная другим предприятиям, сбытовым организациям по ранее заключенным договорам.
Договор на поставку продукции заключается на определенный срок. В нем указывается количество, качество поставляемых товаров, их ассортимент, сроки и условия поставки.
План по реализации продукции считается выполненным, если выполнен план поставок по всем покупателям в соответствии с договорными условиями.
Невыполнение предприятием ранее заключенных договоров на поставку продукции может привести к применению против него штрафных санкций, поэтому наряду с анализом общего показателя реализации продукции анализируется выполнение плана по реализации продукции с учетом выполнения плана поставок. Пример оценки выполнения плана по реализации продукции на условном предприятии с учетом заключенных ранее договоров приведен в таблице 5.1
При анализе показателя реализации с учетом договорных обязательств, следует учитывать, что этот показатель анализируется с начала отчетного периода нарастающим итогом, т. к. недопоставки продукции в одном периоде должны погашаться в следующем периоде. Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается по формуле:
Кn = (ТПО – ТПН) : ТПО · 100 (5.2),
Где ТПО - план объема продукции для заключения договоров; ТПН – недопоставка продукции по договорам.
Таблица 5.1
Анализ показателей производства и реализации по предприятию за январь
Показатели | По плану | Фактически | Отклонение от плана | % выполнения планового задания |
1. Стоимость товарной продукции в оптовых ценах, грн. | 111,3 | |||
2. Объем реализации продукции, грн. | +3900 | 106,2 | ||
3. Объем реализации продукции по ранее заключенным договорам на поставку | -700 | 98,8 |
Таблица 5.2
Анализ выполнения обязательств по поставкам продукции
Отчетный период | Объем производства продукции для заключения договора по плану, тыс. грн. | Недопоставлено продукции по договорным обязательствам, тыс. грн. | Выполнение договорных обязательств по поставкам продукции, % | |||
за месяц | нарастающим с начала года | За месяц | нарастающим с начала года | За месяц | С начала года | |
январь | ||||||
февраль | - | 95,2 | ||||
март | 84,6 | 91,1 | ||||
апрель | ||||||
май |
Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года.
Источником информации для оперативного анализа хода поставок служат преимущественно данные оперативно-технического и статистического учета, материалы наблюдений. Применение ЭВМ позволят оперативно получать информацию об отгрузке по каждому получателю в ассортиментном разрезе, а также по срокам поставки.
5.6.Оценка напряженности плана по объему производимой продукции
Целью анализа напряженности плана по объему продукции является определение возможностей увеличения выпуска продукции предприятием определенной структуры и ассортимента.
Уровень напряженности плана производства определяется путем деления запланированного выпуска продукции на производственную мощность.
КНАПР. = АПЛ : МСР 1, (5.3)
Где МСР – среднегодовая мощность предприятия; АПЛ – плановый объем продукции.
Производственная мощность предприятия – это максимально возможный выпуск продукции в определенной номенклатуре и ассортименте при полном использовании производственного оборудования и площадей, прогрессивной технологии, рациональных методов организации производства и труда.