Шкала ГЦОЛИФК

1. Рассчитать оценки в каждом тесте по формуле:

x y z
Лучший результат      
Худший результат      

 

2. Распределить места по сумме очков в рабочей таблице №6.


Сделать вывод о том, какая из шкал наиболее объективна в оценивании результатов проведенных тестов.

Вывод:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.3. ВОПРОСЫ К ОТЧЕТУ

1. Что называется шкалой оценки?

2. Чем могут быть заданы шкалы оценок?

3. Типы шкал оценивания.

4. Виды шкал оценок.

5. Задачи оценивания.

6. Требования к оценке.

 


 

Таблица 6

Результаты тестов Перцентильная шкала Шкала выбранных точек Т-шкала Шкала ГЦОЛИФК
Очки Сумма Место Очки Сумма Место Очки Сумма Место Очки Сумма Место
x y z Kx Ky Kz Kx Ky Kz Kx Ky Kz Kx Ky Kz
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             

 


ТЕМА 8

НОРМЫ В СПОРТЕ

8.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Одной из задач педагогического оценивания является установление норм.Различают 3 вида норм: сопоставительные, индивидуальные и должные.

Сопоставительные нормы имеют в своей основе сравнение людей, принадлежащих к одной и той же совокупности (например, студенты 1ой группы, или пловцы I разряда, или члены сборных команд).

Нормы такого рода удобны тем, что сразу ясно, какому проценту лиц они посильны.

Сопоставительные нормы характеризуют лишь сравнительные успехи испытуемых в данной совокупности в целом. Поэтому сопоставительные нормы должны сравниваться с данными, полученными на других совокупностях, и использоваться в сочетании с индивидуальными и должными нормами.

Индивидуальные нормы основаны на сравнении показателей одного и того же спортсмена в разных состояниях. Например, у каждого спортсмена есть индивидуально оптимальный вес, соответствующий состоянию спортивной формы. Эту индивидуальную норму можно определить, систематически регистрируя вес данного спортсмена в течение достаточно длительного времени. Индивидуальные нормы особенно широко используются в текущем контроле.

Должные нормы основаны на анализе того, что должен уметь делать человек, чтобы успешно справляться с повседневной деятельностью. Например, нормы ГТО по плаванию были введены с учетом того, как должен уметь плавать человек, чтобы уверенно держаться на воде и преодолевать водные преграды.

Таким образом, сопоставительные, индивидуальные и должные нормы имеют в своей основе сравнение результатов одного спортсмена с результатами других спортсменов, показателей одного и того же спортсмена в разные периоды и разных состояниях, имеющихся данных с должными величинами.

К нормам предъявляются следующие требования:

1) Релевантность - пригодность норм только для той совокупности, для которой они разработаны (нормы, разработанные для Москвы, нельзя переносить автоматически для детей Средней Азии).

2) Репрезентативность - точность отражения генеральной совокупности (например, условия тестирования, контингент и т.д. должны быть одинаковы).

3) Учитывая, что двигательные возможности людей разных поколений неодинаковы, нормы необходимо периодически пересматривать. Поэтому норма должна быть современна.

Релевантность, репрезентативность и современность норм, обязательные условия их пригодности.


8.2. РАСЧЁТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА №5

«Определение норм в спорте»

Задание: По результатам тестирования студентов группы _____________ в показателе _____________________________________ произвести разработку групповых норм по 5-ти балльной системе и определить зону нахождения личного результата.

Ход работы:

1. Занести результаты тестирования в таблицу №7:

Таблица 7

№ п/п Результаты измерений (хi)
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
   

2. Определить среднее арифметическое и стандартное отклонение:

3. Определить границы групповых норм, заполнив таблицу 8.

Таблица 8

Оценка нормы Границы групповых норм Процент результатов
словесная в баллах теорет. практ.
рекордная 2%  
хорошая 29%  
нормальная 38%  
удовлетворительная 29%  
неудовлетворительная 2%  

Примечание: подставляя полученные в пунктах 2 и 3 значения и , определить граничные значения каждой нормы для конкретного случая, и подсчитать, сколько результатов попало в соответствующую норму. Затем необходимо рассчитать практический процент результатов, попавших в данную норму.

4. Построить гистограмму по количеству результатов, попавших в ту или иную норму:

5. Сделать вывод по гистограмме:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Определить зону нахождения личного результата в показателе ____________________________________ и дать словесную характеристику:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8.3. ВОПРОСЫ К ОТЧЕТУ

1. Дать определение нормы.

2. Виды норм (сколько, какие, привести пример).

3. К какому виду норм относятся возрастные нормы?

4. Пригодность норм.

 


ТЕМА 9

МЕТОДЫ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

9.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

При измерениях с использованием технических средств, количественной мерой изучаемого признака является величина, выраженная в определенных единицах измерения. Такие показатели называют количественными.

Качественными являются показатели, не имеющие определенных единиц измерения. Но для них также существуют количественные оценки, являющиеся оценками качества. Они оценивают красоту и выразительность движений, эффективность тренировочной и соревновательной деятельности, качество спортивного инвентаря и т.д.

Методы количественной оценки качественных показателей называются квалиметрическими. Методические приемы квалиметрии делятся на 2 группы:

1. Эвристические или интуитивные. К ним относятся: метод анкетирования и метод экспертных оценок.

2. Инструментальные или аппаратурные.

Экспертной называется оценка, полученная путем выяснения мнений специалистов. Эксперт – сведущее лицо, приглашаемое для решения вопроса, требующего специальных знаний. Экспертиза бывает индивидуальная и групповая. Оценка эксперта является субъективной, это случайная величина, зависящая от эрудиции, опыта, личных вкусов, состояния здоровья и других особенностей эксперта.

Поэтому индивидуальные оценки экспертов - ответственная и важная процедура, основанная на определении эффективности деятельности эксперта.

Способы проведения экспертизы разнообразны.

Наиболее простым является метод предпочтения (ранжирования). Пользуясь этим методом, эксперты расставляют оцениваемые объекты по рангам в порядке убывания их качества. Место, занятое каждым объектом, определяется количеством набранных баллов: чем меньше сумма баллов, тем выше занятое место.

Часто используется и другой способ проведения экспертизы - метод парного сравнения. Он основан на попарном сравнении всех факторов. При этом в каждой сравниваемой паре объектов устанавливается наиболее весомый (он оценивается баллом 1). Второй объект этой пары оценивается в 0 баллов.

При использовании этого метода эксперты заполняют специальную таблицу – матрицу парных сравнений. В ней сопоставляемые объекты фиксируются дважды: в строке и в столбце.

Большое распространение получил метод непосредственной оценки объектов по шкале, когда эксперт помещает каждый объект в определенный оценочный интервал.

Следующий метод экспертизы – последовательное сравнение факторов. Он проводится так: 1) вначале объекты экспертизы ранжируются в порядке значимости; 2) наиболее важному объекту приписывается оценка, равная единице, а остальным (тоже в порядке значимости) – оценки меньше единицы – до нуля; 3) эксперты решают, будет ли оценка первого объекта превосходить по значимости все остальные. Если да, то оценка "веса" этого объекта увеличивается еще больше; если нет, то тогда принимается решение уменьшить его оценку; 4) эта процедура повторяется до тех пор, пока не будут оценены все объекты.

Если экспертиза проводится в виде совместной работы специалистов, то на результатах некоторых из них сказывается групповое влияние. Избежать его можно, проведя экспертизу методом Дельфы. Процедура экспертизы по методу Дельфы продолжается до тех пор, пока разброс отдельных мнений не снизится до заранее выбранного значения.

Экспертные оценки зависят от количества экспертов, от степени согласованности их мнений, которая оценивается по величине коэффициента конкордации (W).

,

где m - число экспертов; n - число спортсменов; - сумма квадратов отклонений суммы рангов, полученных каждым спортсменом, от средней суммы рангов.

В зависимости от степени согласованности мнений экспертов коэффициент конкордации лежит в пределах от 0 (при отсутствии согласованности) до 1 (при полном единодушии экспертов).

Степень согласованности считается высокой при = 1,0-0,75; средней – при = 0,74-0,50; низкой – при = 0,49-0,20.

Метод анкетирования – метод выявления мнений посредством заполнения опросных листов.

Анкета представляет собой систему стандартных вопросов. Применяется несколько вариантов анкетирования: групповое, индивидуальное; очное и заочное; персональное и анонимное. При групповом анкетировании на вопросы анкеты отвечает коллектив.

При заочном анкетировании ответы присылаются по почте. При анонимном анкетировании не заполняется демографическая часть анкеты (фамилия, имя, отчество, возраст, образование и др.).

Анкета, как правило, состоит из двух частей: демографической и основной. В основную часть анкеты включают следующие разновидности вопросов: открытые (свободные) и закрытые; безусловные и условные; прямые и косвенные.

Открытыми называются вопросы, не ограничивающие ответ респондента ("В какой сфере деятельности Вы хотели бы специализироваться?"). Закрытый вопрос, напротив, предполагает заранее определенные варианты ответа.

Прямые вопросы нацелены непосредственно на решение задач исследования ("Роль тактической подготовки в системе спортивной тренировки?").

Условные вопросы, в отличие от безусловных, предлагают респонденту высказать свое мнение о явлениях, которые могли бы иметь место при определенных условиях ("Каким будет состав команды в очередной игре, если сегодняшний матч будет выигран?").

Вопросы в анкете должны быть лаконичны, точны, соответствовать образовательному уровню опрашиваемых (респондентов). Следовательно, от составителя анкеты требуется высокая квалификация, компетентность, грамотность, такт. Качество анкет повышается, если их предварительно подвергнуть экспертной оценке и откорректировать, когда в этом появится необходимость.


9.2. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2

«Квалиметрические интуитивные методы измерения.

Методы экспертизы»

Ход работы:

1) Разбить группу студентов на 2 подгруппы:

a) группа экспертов m = 5-6 человек;

б) группа объектов экспертизы (спортсменов) n = 5-6 человек.

2) Члены второй группы оцениваются по какому-либо качественному признаку (например, выразительность позы по заданию и др.) экспертной группой методом предпочтения.В ходе выполнения работы группы меняются ролями.

3) Мнение экспертов заносится в таблицу № 9.

Таблица 9

№ эксперта (m) № объекта экспертизы (n)
                     
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
Cумма рангов, полученных каждым спортсменом                     =
Занятое место                      
Отклонение от средней суммы рангов                      
Квадрат отклонения от средней суммы рангов                     =

4) Произвести необходимые расчёты, заполнив все строки таблицы №9.

5) Среднюю сумму рангов определить по формуле: , где - сумма рангов, полученная каждым объектом экспертизы; - число объектов экспертизы.

= __________

6) Рассчитать степень согласованности мнений членов экспертной группы.

=____________________

7) Сделать вывод по величине полученного коэффициента конкордации.

Вывод:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8) Оценить статистическую достоверность коэффициента конкордации при помощи (хи-квадрат) c2 – критерия Пирсона, который в данном случае вычисляется по формуле: ,

где – сумма квадратов отклонений сумм рангов, полученная каждым объектом, от средней суммы рангов; – число экспертов; – число объектов экспертизы.

χ2р=____________________________

 

9) По таблице критических значений c2 - критерия Пирсона(приложение 4)определить значение для числа степеней свободы = и уровня значимости .

χ2кр=____________________________

 

10) Сравнить с

Если ,выборочный коэффициент конкордации недостоверен при .

Если ,выборочный коэффициент конкордации достоверен при .

Вывод:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9.3. ВОПРОСЫ К ОТЧЕТУ

1. Дать определения квалиметрии. Что изучает квалиметрия?

2. Количественные и качественные показатели.

3. Методические приемы квалиметрии.

4. В чем состоит метод экспертных оценок?

5. Какие методики проведения экспертизы Вам известны?

6. Метод анкетирования. Разновидности метода анкетирования.

7. Что называется демографической частью анкеты?

8. Открытые и закрытые вопросы.


ТЕМА 10

МЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ ЗА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ СПОРТСМЕНОВ

10.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Выносливостью называют способность противостоять утомлению.

Утомлением называется вызванное работой временное снижение работоспособности. Существуют прямой и косвенный методы определения выносливости. При прямом методе определяют время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность двигательного задания. Косвенно выносливость измеряют по физиологической реакции организма на дозированную физиологическую нагрузку, т.е. на двигательные задания заданной интенсивности. Наиболее точные результаты дает биохимический анализ ткани и крови во время работы. Часто для оценки выносливости и связанной с ней физической работоспособностью спортсмена измеряют частоту сердечных сокращений (ЧСС), которая в стандартных условиях хорошо коррелирует с потреблением кислорода.

Двигательные задания, предназначенные для оценки выносливости спортсменов, характеризуются тремя основными переменными (эргометрическими показателями): интенсивностью (скоростью, мощностью, силой), объемом (расстоянием, выполненной работой, импульсом силы) и временем выполнения двигательного задания.

Если величины времени, интенсивности и объема двигательных заданий соответствуют друг другу, то, как экспериментально доказательно, при разных вариантах заданий получаются совпадающие результаты. Например, если спортсмен пробегает дистанцию 3 км за 12 мин (средняя скорость 4,1 м/с), то при задании пробежать наибольшую дистанцию за 12 мин (так называемый тест Купера) он пробегает тоже 3 км, а если предложить бежать с постоянной скоростью 4,1 м/с, то он будет в состоянии поддерживать эту скорость в среднем лишь 12 минут и пробежит за это время 3 км. Это так, называемое, правило обратимости двигательных заданий.

Среди наиболее распространенных физиологических проб, проводимых в лабораторных условиях, широкое распространение получила проба при применении степ-теста, предложенного Гарвардским университетом США.

Гарвардский степ-тест заключается в подъемах на скамейку в течение 5 минут в темпе 30 подъемов в минуту. Если исследуемый утомился и не может поддерживать заданный темп, подъемы прекращаются, и тогда фиксируется продолжительность работы в секундах до момента снижения темпа. Затем учитывается частота сокращений сердца подсчетом частоты пульса. В принятом варианте теста следует считать пульс в течение первых 30 секунд второй, третьей и четвертой минут после прекращения работы. По продолжительности выполненной работы и по количеству ударов пульса вычисляют индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ), показывающий результат пробы.

,

где – время восхождения ( );

, , – количество ударов пульса за 30с 2-ой,3-ей и 4-ой минут восстановления.

Оценка физической работоспособности по индексу Гарвардского степ-теста:

Таблица 10.

ИГСТ Оценка выносливости
54 слабая
55-64 ниже средней
65-79 средняя
80-89 хорошая
90 и выше отличная

 

Индекс Гарвардского степ-теста более точно рассчитывается, если пульс считать 3 раза в первые 30 с 2, 3 и 4 минут восстановления.

Высоту ступеньки и время восхождения выбирают в зависимости от пола и возраста испытуемого (таблица 11).

Таблица 11

Высота ступеньки и время восхождения в Гарвардском степ-тесте

Контингент Возраст Высота ступеньки Время восхождения
Мужчины взрослые
Женщины взрослые
Юноши и подростки 12-18
Девушки и подростки 12-18
Мальчики и девочки 8-11
Мальчики и девочки до 8 лет

 


10.2. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3

«Тестирование выносливости спортсменов»

Цель работы: познакомиться с косвенным методом тестирования выносливости спортсменов.

Приборы и оборудование:

1. Разновысокие ступеньки.

2. Секундомер.

3. Метроном.

Ход работы:

1. Провести предварительную разминку и выполнить несколько пробных восхождений.

2. Определить уровень физической работоспособности по Гарвардскому степ-тесту.

=_____________________

=_____________________

=_____________________

=_____________________

 

ИГСТ =

 

По таблице №10 определить уровень развития выносливости. Сделать вывод.

Вывод:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Рассчитать мощность выполненной работы.

, где:

– вес тела (кг);

– высота ступеньки ( )

– число восхождений;

– время восхождения ( ).

 

W =

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.3. ВОПРОСЫ К ОТЧЕТУ

1. Что называется выносливостью и утомлением?

2. Какие методы используются для определения выносливости?

3. Что является показателем выносливости при прямом методе?

4. Какими показателями характеризуется двигательное задание, предназначенное для оценки выносливости спортсмена?

5. Что называется обратимостью двигательного задания?

6. Как измерить выносливость косвенным методом?

7. Общие требования к контролю выносливости.

8. Коэффициент выносливости.

9. Определение уровня развития выносливости по результатам контроля за технико-тактическим мастерством.

10. Добротность тестов выносливости.

 

 

ТЕМА 11

ТИПЫ СОСТОЯНИЙ СПОРТСМЕНОВ

 

11.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Цель спортивной тренировки – воздействие на состояние спортсмена, в результате такого воздействия состояние изменяется. Различают три типа состояний: устойчивое (этапное, перманентное), текущее и оперативное.

1. Устойчивое (этапное) состояние можно удерживать достаточно долго: недели и месяцы. Комплексная характеристика этапного состояния спортсмена, отражающая его возможности к демонстрации спортивных достижений, называется подготовленностью, а состояние оптимальной (наилучшей для данного момента тренировки) подготовленности – спортивной формой. В течение одного или нескольких дней нельзя достигнуть состояния спортивной формы или утратить его. Этапное состояние является следствием многих тренировочных занятий, воздействия которых постепенно суммируются. Поэтому справедливо утверждение, что в основе этапных состояний лежит кумулятивный тренировочный эффект (КТЭ).

2. Текущее состояние характеризуется повседневными колебаниями уровня подготовленности (этапного состояния) спортсменов. Нагрузка любого из занятий повышает или снижает этот уровень. Но обычно такие изменения устраняются в интервалах отдыха между занятиями. В их основе лежит отставленный тренировочный эффект (ОТЭ). Текущее состояние спортсмена определяет нагрузку тренировочных занятий в микроцикле тренировки.

Частный случай текущего состояния, характеризующийся возможностью показать в ближайшие дни в соревновательном упражнении результат, близкий к максимальному, называется текущей готовностью.

3. Состояние спортсмена в момент выполнения упражнения или сразу же после его окончания называется оперативным. Оно неустойчиво и быстро изменяется после отдыха между повторениями упражнения или снижения нагрузки в нем. Оперативное состояние изменяется в ходе тренировочного занятия. Этими изменениями тренер может управлять, если будет правильно планировать длительность и интенсивность упражнений, интервалы отдыха, число повторений. Готовность показать в соревновательном упражнении результат, близкий к максимальному, называется оперативной.

Содержание и организация комплексного контроля каждого состояния неодинаковы. Поэтому различают:

1) этапный контроль, цель которого – оценить подготовленность спортсмена;

2) текущий контроль, по результатам которого определяют повседневные (текущие) колебания этой подготовленности;

1) оперативный контроль, который позволяет определить состояние спортсмена непосредственно в момент выполнения упражнений.

Цель этапного контроля - получить информацию, на основании которой можно составить планы подготовки на период, этап или какой-то другой относительно длинный срок. Программа этапного контроля формируется следующим образом.

Один блок (батарею) составляют общие для многих видов спорта неспецифические тесты. Они предназначены для оценки физического состояния спортсмена. В лабораторных условиях измеряется длина и масса тела, а также объём жировой и мышечной ткани. Здесь же в покое определяются базовые показатели здоровья спортсменов (по составу крови и мочи, форме ЭКГ, состоянию важнейших систем организма). Затем спортсмен бежит на тредбане или вращает педали велоэргометра до полного утомления («до отказа»); интенсивность выполнения ступенчато возрастает.

Критериями физической работоспособности в таких местах является:

1) время, в течение которого спортсмен мог выполнять задание;

2) объём работы (он определяется как произведение средней мощности на время теста);

3) максимальное потребление кислорода.

Кроме того, непосредственно измеряются или рассчитываются такие показатели, как максимальная лёгочная вентиляция (МЛВ), концентрация молочной кислоты в мышцах и артериальной крови, максимальный кислородный долг (МКД) и т.п.

Значения всех этих показателей сравниваются: с исходными (показателями покоя) и с объемом работы в тесте. На основании исходных данных и результатов сравнения делается вывод о здоровье и физической работоспособности спортсменов.

Второй блок – это специфические тесты, структура которых должна соответствовать структуре соревновательного упражнения. Мера их информативности определяется по величине коэффициентов корреляции между результатами в соревнованиях и достижениями в тестах.

Надежность тестов этапного контроля определяется соотношением внутрииндивидуальной и межиндивидуальной изменчивости. Если межиндивидуальные различия результатов в тесте велики, а различия в серии измерений у одного и того же спортсмена малы, то тест будет надежным.

Этапный контроль предполагает регистрацию достижений в соревнованиях и тестах в начале и конце очередного этапа подготовки. Анализ результатов контроля проводится на основании оценки зависимости между приростами достижений в соревновательных упражнениях и тестах, с одной стороны, и частными объемами нагрузок за этап – с другой. Для этого частные объемы специализированных и неспециализированных упражнений, а также упражнений разной направленности сопоставляются с показателями кумулятивного тренировочного эффекта.

При организации этапного контроля следует на всех этапах подготовки использовать одни и те же тесты (такие тесты называют сквозными). В этом случае можно получить динамику и показателей и проанализировать ее.

Основная задача текущего контроля – сбор и анализ информации, необходимой для планирования нагрузок или их коррекции в микроциклах тренировки.

Информативность тестов текущего контроля определяется на основе сопоставления ежедневной динамики результатов в тестах со следующими критериями:

1) достижениями в комплексе тестов;

2) показателями выполняемой тренировочной нагрузки.

В первом случае у спортсмена каждый день регистрируют результаты по нескольким тестам. Может оказаться, что динамика этих результатов однонаправлена. В таком случае нужно выбрать из этой группы тестов один и использовать его для текущего контроля.

Во втором случае сопоставляют динамику результатов тестов с показателями нагрузки. Наиболее информативными считаются те тесты, результаты в которых в наибольшей степени изменяются после выполнения тренировочных заданий. Например, после нагрузок скоростно-силового характера увеличивается твердость расслабленных мышц. Следовательно, значения твердости, измеренные с помощью миотонометра можно использовать для текущего контроля.

Надежность тестов текущего контроля оказывается высокой, если дисперсия повторных измерений, проведенных в один из дней, будет намного меньше, чем дисперсия результатов ежедневных измерений.

Основная задача оперативного контроля - экспресс-оценка состояния, в котором находится спортсмен в момент или сразу по окончании упражнения (серии упражнений, занятия). В содержание этой разновидности контроля входит также срочная оценка техники упражнений и тактики.

Оперативный контроль является наиболее важным, так как по его результатам судят о соответствии реального срочного тренировочного эффекта (СТЭ) запланированному.

В оперативном контроле и планировании можно условно выделить три этапа. На первом основное внимание уделялось тому, что должен выполнять спортсмен на тренировочном занятии. Поэтому в планах-конспектах подробно записывали упражнения, способы их выполнения, дозировку и т. п. Должный тренировочный эффект работы не указывался, но лучшие наши тренеры предполагали, что если спортсмен полностью выполнит задание, то это приведёт к достижению необходимого эффекта.

Второй этап характерен тем, что наряду с описанием методики выполнения упражнений в методике стали появляться указания о должных нормах тренировочных эффектов.

Ускорение научно-технического прогресса в спорте сказалось прежде всего на повышении эффективности оперативного контроля и планирования нагрузок. Тренировочный процесс всё более становится процессом управления срочными тренировочными эффектами. Этим и отличается третий этап развития методики оперативного контроля и планирования. Вначале задаются должные средства и методы, которые позволяют достичь их. В связи с этим к тестам и методике оперативного контроля, которые должны подтверждать достижения запланированных СТЭ, предъявляются очень жёсткие требования. Если условия позволяют, то контроль осуществляется непосредственно по ходу выполнения упражнения. Если нет - то сразу же по его окончании.

Информативность тестов оперативного контроля определяется тем, насколько чувствительны они к выполняемой нагрузке. Этому требованию в наилучшей степени удовлетворяют биомеханические, физиологические и биохимические показатели. Величина информативности тестов ОК определяется значением коэффициента корреляции, между изменениями критерия и изменениями в тесте.

Надёжность тестов оперативного контроля зависит прежде всего:

1) от точности воспроизведения величины нагрузки в повторных попытках;

2) от неизменности подготовленности спортсменов в разные этапы тестирования.

Оперативная оценка «физиологической стоимости» разных тренировочных упражнений и счёт взаимодействия СТЭ каждого из них имеет важное значение при выборе рациональной последовательности упражнений в занятии. Планируя нагрузку, тренер должен предусмотреть положительное взаимодействие СТЭ разных упражнений. Это позволит усилить сдвиги в организме, вызванные предшествующей и последующей работой.

Оперативная оценка технико-тактического мастерства спортсменов предполагает контроль за их действиями в соревнованиях и тренировках. В зависимости от запланированной направленности тренировочных упражнений содержание оперативного контроля и используемые критерии состояния спортсмена меняются.

 


11.2. ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ

Сравниваемые характеристики ТИПЫ СОСТОЯНИЙ СПОРТСМЕНОВ
     
1. Определение      
2. Комплексная характеристика      
3. Тренировочный эффект      
4. Разновидности контроля      
5. Место проведения контроля      
6. Время проведения контроля      
7. Задача контроля      
8. Тесты, используемые при организации контроля      
9. Информативность      
10. Надёжность      

ТЕМА 12

КОНТРОЛЬ ЗА ТРЕНИРОВОЧНЫМИ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫИ НАГРУЗКАМИ

12.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Контроль нагрузок является важнейшим элементом спортивной тренировки. От умения тренера планировать и контролировать тренировочные нагрузки во многом зависит процесс спортивных достижений спортсмена, интенсификации тренировочного процесса. Можно сказать, что внедрение современных тренировочных методик практически невозможно без повседневного контроля нагрузок и их перспективного планирования.

Пример:

- программированный тренировочный процесс;

- моделирование тренировочной и соревновательной деятельности.

В разных видах спорта используется множество показателей, регистрируемых при контроле за нагрузками. Это очевидно, т.к. состав тренировочных средств включает в себя сотни упражнений. Основная задача контроля за нагрузками - выбрать наиболее оптимальные и эффективные упражнения и желательно при этом учитывать индивидуальные особенности спортсмена.

В основе контроля за нагрузками лежит их классификация по характеристикам.

Характеристики нагрузки

специализированность величина

направленнt.ru/studopediaru/baza7/1445218552451.files/image351.gif" /> Характеристики нагрузки

специализированность величина

направленность координационная сложность


Специализированность определяет меру сходства тренировочного упражнения с соревновательным.

Направленность определяется воздействием тренировочного упражнения на развитие какого-либо двигательного качества.

Координационная сложность нагрузок заключается в величине дополнительных тренировочных эффектов - скорости и амплитуде движений, условия выполнения тренировочного упражнения, дефицит времени и т.д.

Величина нагрузок определяется степенью воздействия упражнения на организм спортсмена.

Необходимо помнить также о необходимости учета условий, в которых проходят тренировки (среднегорье, t и влажность воздуха и т.д.).