Метод экономического эксперимента
Эксперимент - эмпирический метод исследования, система операций, воздействий и (или) наблюдений, направленных на получение информации об объекте при исследовательских испытаниях. Одной из основных целей проведения экспериментов является проверка гипотез научных исследований.
Различные способы организации и проведения экспериментов выделить некоторые классификационные признаки и определить несколько видов эксперимента (табл.3.5).
Таблица 3.5 ⎼ Виды экспериментов
Классификационный признак | Виды методов |
Природа изучаемого объекта | Физический, экономический, демографический, технологический и др. |
Степень воздействия на объект | Пассивный |
Активный | |
Условия проведения эксперимента | Лабораторный эксперимент |
Натурный эксперимент | |
Характер взаимодействия с объектом исследования | Материальный |
Вычислительный | |
Мыслительный | |
Число варьируемых факторов | Однофакторный |
Многофакторный | |
Ожидаемые результаты | Количественные |
Качественные |
По степени воздействия на объект исследования выделяют активные и пассивные эксперименты. При активном эксперименте исследователь на основе выявленных доминирующих факторов варьирует переменные и параметры по разработанной программе, т.е. осуществляется целенаправленный поиск наилучшего решения. Пассивный эксперимент сводится к наблюдению процессов и явлений и измерению параметров и переменных, характеризующих исследуемый объект.
В зависимости от условий проведения эксперимента различают лабораторные и натурный эксперименты. Лабораторный эксперимент проводится в специально подготовленных условиях. Для экономических экспериментов это в большинстве случаев - вычислительный эксперимент, состоящий в проведении исследований с помощью вычислительных комплексов или систем с применением математических или имитационных моделей. Особым видом лабораторного эксперимента являются деловые игры, кейсы, базирующиеся на реальных экономических, социальных и других ситуаций. Их реализация также является одним из методов исследований, направленных на поддержку и принятие решений в экономике и менеджменте.
Примером лабораторных исследований могут служить исследования, проводимые в ситуационных центрах Министерства природных ресурсов РФ, Минатоме и Росэнергоатоме, в МЧС, в некоторых автономных округах и регионах. Ситуационные центры существуют и в крупных промышленных и нефтегазовых компаниях.
Натуральные эксперименты ставят целью изучить процесс или явление в реальных условиях с учетом воздействия внешних и внутренних факторов.
В 80-е годы с целью ускорения перевода экономики СССР на преимущественно интенсивный путь развития были организованы экономические эксперименты, направленные на отработку новых форм и методов хозяйствования. Наиболее крупный из них — широкомасштабный экономический эксперимент, начатый с 1 января 1984 г. на предприятиях пяти министерств и ставивший цель найти и проверить экономические и организационные рычаги, с помощью которых можно теснее увязать материальные интересы общества, трудовых коллективов и отдельных работников, создать более благоприятные экономические условия для раскрытия резервов ускорения экономического и социального развития. Для этого была расширена хозрасчетная самостоятельность предприятий, усилена их заинтересованность и повышена ответственность за конечные результаты производства. Важное значение имели эксперименты, связанные с выявлением возможностей работы предприятий в условиях самофинансирования, а также по совершенствованию оплаты труда инженеров и конструкторов в производственных объединениях.
Материальный эксперимент, получившийв литературе название классического эксперимента, использует в процессе исследования реальные системы или их физические или аналоговые модели. Этот метод широко распространен в технических исследованиях, однако находит свое развитие и в экспериментальной экономике.
Вычислительный эксперимент - современная технология экспериментирования на компьютере с моделью функционирования объекта на протяжении длительного времени. Такой эксперимент в отличии от материального (классического эксперимента) осуществляется с применением математической или имитационной модели и позволяет исследователю расширить диапазон задач, изучить новые явления и процессы, оценить последствия внешних воздействий и рассмотреть многие ситуации, недоступные в случае классического эксперимента. Для вычислительного эксперимента этап проектирования процесса эксперимента дополняет разработкой модели, на которой будут производиться исследования. Данный метод эмпирического исследования позволяет решить широкий спектр задач:
- подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы;
- ответить на вопросы исследования;
- оценить воздействующие на объект исследования внешние (внутренние) факторы;
- оптимизировать затраты на экспериментальное исследование, в том числе за счет выявления незначащих факторов и снижения размерности модели.
Мыслительный эксперимент представляет собой форму умственной деятельности исследователя, в процессе которого воспроизводится структура реального эксперимента.
Качественный эксперимент ставит перед собой задачу установить наличие или отсутствие предполагаемого теорией явления. Количественный эксперимент направлен на оценку свойств и характеристик исследуемого объекта количественными методами.
Однофакторный и многофакторный эксперименты отличаются количеством факторов и независимых переменных, используемых в процессе исследования методом научного эксперимента.
Очевидно, что каждый из рассмотренных видов эксперимента требует от исследователя специальных знаний, больших затрат интеллектуальных и временных ресурсов. При этом следует отметить, что классический и вычислительный эксперименты имеют ряд ограничений. Так, классический эксперимент в силу невозможности выделения фрагмента единого экономического пространства без существенных потерь, не позволяет проверить теоретические гипотезы. Вычислительный эксперимент ограничен невозможностью моделирования значительной области экономических явлений в первую очередь из-за недостатка или незрелости (неформализуемости) содержательного знания. Это в первую очередь относится к тем экономическим процессам, где существенно поведение человека.
Вопросы для самопроверки
1. Что вы понимаете под термином «наблюдение»?
2. Какую роль играет наблюдение в научных исследованиях?
3. В чем состоит принципиальное отличие в эмпирических методах «наблюдение» и «эксперимент»?
4. Назовите основные виды наблюдений.
5. Что вы понимает под термином «эксперимент»?
6. К какому виду экономических исследований относят анкетирование и опрос?
7. Можно отнести к натурному эксперименту создание особых экономических зон? Обоснуйте ответ.
8. Какие этапы включает в себя эксперимент?
9. В чем состоит отличие вычислительного эксперимента от мыслительного? Приведите пример мыслительного эксперимента.
return false">ссылка скрыта3.4. Задачи, тесты, упражнения
1. Выполните проектирование экспериментального исследования для определения зависимости месторасположения продукта в магазине на объем продаж.
2. Определение цены товара может осуществляться с применением различных методов. Метод, ориентированный на затраты, предполагает расчет покрытия затрат и обеспечения заданного уровня прибыли. Ценообразование, ориентированное на потребителя, использует различные стратегии, основанные на изучении спроса и предпочтений потребителей. Ценообразование, ориентированное на конкурентов, исходит из цен, существующих в настоящее время на рынке. Является ли задача определения цены, исходя из различного уровня планируемой прибыли, вычислительным экспериментом? Зависит ли принадлежность исследования к эксперименту от выбранного метода определения цены?
3. Разработайте опросный лист, позволяющий определить степень лояльности студентов к учебному заведению.
4. Разработайте критерии оценки удовлетворенности персонала медицинского учреждения и анкету для получения возможности оценки критериев.
5. Разработайте анкету, позволяющую оценить факторы, препятствующие развитию малого и среднего бизнеса.
6. Изучите ситуацию, представленную в Приложении 1 и проведите исследование удовлетворенности и лояльности персонала медицинского учреждения по данным анкетирования, представленным в файле medical.xls.