Каноны риторики – правила риторической разработки речи

Каноны или правила риторики предполагают наличие установленных частей или этапов риторической разработки речи. Их состав был определен еще в античные времена, и на протяжении веков существенных преобразований не претерпел. В неориторике 20-го столетия изменился лишь объем исследовательского внимания, уделяемого отдельным элементам канона. В классическом каноне риторики пять частей, и каждая часть отражает определенный этап построения речи.

Инвенция (inventio) – нахождение или изобретение материала речи или текста– первый этап создания речи, предполагающий разработку проблематики, связанной с предметной областью речи, а именно с тем, о чем пойдет разговор. Инвенция также связана с подбором материала и поиском средств убеждения, соответствующих предмету речи. На этом этапе автору необходимо определить и уточнить тему (если она не задана заранее), выбрать способы ее раскрытия, доводы в пользу отстаиваемого тезиса и другие элементы содержания. Инвенция призвана определить тематико-содержательное пространство речи, с ней связано так называемое риторизованное речепорождение, т. е. процесс поиска средств, направленных на осуществление замысла создателя речи.

Нахождение предмета речи охватывает всю совокупность мыслительных операций, связанных с планированием содержания речи или текста. Основными критериями отбора материала являются авторское коммуникативное намерение и характер аудитории, к которой автор собирается обратиться.

Диспозиция (dispositio) – расположение или композиция материала. На этом этапе определяется расположение материала, в частности в хронологической или логической последовательности. Основу канона «расположение» составило учение о хрии, или о композиции речи. На базе учения о хрии возникли такие современные дисциплины, как учение о литературной композиции и теория композиции как часть теории текста.

В зависимости от объема материала и задач его расположения основных структурных блоков текста или речи может быть от трех (вступление – основная часть – заключение) до семи (вступление – определение темы с ее подразделениями – изложение – отступление – аргументация или доказательство собственного тезиса – опровержение – заключение). К этим блокам можно добавить еще один блок – заглавие текста.

Подробное разделение используется для текстов, относящихся к различным функциональным разновидностям языка (научной и деловой речи, публицистике). Оно не всегда применимо к анализу художественных произведений. Для обозначения структурно композиционных частей последних в литературоведении чаще используется другой ряд терминов: зачин – завязка – кульминация – развязка – концовка.

Элокуция (elocutio) – словесное выражение или дикция.Частью риторики, наиболее тесно связанной с лингвистической проблематикой, является канон «словесное выражение», поскольку именно здесь рассматривается организация конкретного языкового материала, вплоть до подбора слов и структуры отдельных предложений.

Изложение, или словесное выражение должно соответствовать четырем критериям: правильности (отвечать правилам грамматики, нормам правописания и произношения), ясности (состоять из общепонятных слов в общепринятых сочетаниях, по возможности не включать абстрактных, заимствованных и других слов, которые могут быть не ясны аудитории), изящества или украшенности (быть более эстетичным, чем повседневная речь) и уместности. Уместность в традиционной риторике сводилась к гармонии темы и выбора языковых средств, прежде всего, лексики. Из требования уместности выросла теория трех стилей, согласно которой о предметах низких следовало говорить словами низкого стиля, о предметах высоких – высокого, а о предметах нейтральных – словами среднего стиля. Указанные компоненты канона «словесное выражение» составили основу современной науки о культуре речи.

Память, запоминание (memoria) раздел риторики, рекомендующий как лучше запомнить необходимую, для выступления, речь. Этот канон предназначен для ораторов, которым требуется запомнить подготовленные ими речи для последующего публичного воспроизведения. В научных дискуссиях, докладах, презентациях результатов научных исследований этот канон имеет большое, особенно когда требуется запомнить и аргументированно изложить значительный объем информации. Риторика предлагает в этом разделе перечень приемов с опорой на комплексные визуальные образы.

Исполнение, произнесение (actio)предполагаетнепосредственное выступление ораторов перед слушателями с подготовленным докладом, речью, презентаций, где образ оратора и содержание речи сливаются в единое целое. Цель такого выступления – достойно и красиво изложить свои мысли и суждения, сделав выступление запоминающимся. В раздел об исполнении входят сведения и навыки, которые сегодня относятся к ведению теории актерского мастерства: владение голосом – его акцентно-интонационным богатством, мимикой, искусство позы и жеста. Так же в этом разделе сформулированы комплексные требования к поведению говорящего: демонстрировать обаяние, артистизм, уверенность в себе, дружелюбие, искренность, объективность, заинтересованность, увлеченность и др..