ГЛОССАРИЙ
АБИОТИЧЕСКИЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬ – опосредованно биологически значимый для организма.
АБСТРАКЦИЯ – мысленное выделение какого-либо признака или свойства предмета, явления с целью его более детального изучения.
АБУЛИЯ – проявляется в отсутствии побуждений к деятельности, не способности принять решение и осуществить нужное действие, хотя необходимость его осознается.
АГГЛЮТИНАЦИЯ – создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов и представлений. Проявляется в отсутствии побуждений к деятельности, не способности принять решение и осуществить нужное действие, хотя необходимость его осознается.
АДАПТАЦИЯ – это изменение чувствительности анализаторов в результате его приспособления к силе и продолжительности действующего раздражителя.
АКТИВНОСТЬ – способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей.
АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ – способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющиеся в творчестве, волевых актах, общении.
АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА – чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека.
АМБИВАЛЕНТНЫЕ ЧУВСТВА – противоречивость одновременно испытываемых эмоций к одному и тому же объекту.
АМНЕЗИЯ – полная утрата способности сохранить и воспроизвести ранее приобретенные знания.
АНАЛИЗАТОР – 1) совокупность афферентных эфферентных структур, участвующих в восприятии, переработке и реагировании на раздражители; 2) анатомо–физиологический аппарат, специализированный для приема определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения.
АНАЛИЗ – это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением.
АНКЕТА – методическое средство для получения первичной социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации, представляющее опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.
АНТИЦИПАЦИЯ – способность индивида предвидеть развитие событий, все возможные результаты действия, способность к опережающему отражению действительности.
АППЕРЦЕПЦИЯ – зависимость восприятия предметов и явлений действительности от прошлого опыта, индивидуальных особенностей и психического состояния личности.
АССОЦИАЦИЯ – соединение, связь психических явлений друг с другом.
АСТЕНИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА – чувства, тормозящие деятельность человека.
АТРИБУЦИЯ – приписывание индивиду или социальной группе непосредственно не воспринимаемых особенностей, стереотипное достраивание образа.
АТТРАКЦИЯ – привлекательность, влечение одного человека к другому, сопровождающееся положительными эмоциями.
АУТИЗМ – нарушение нормального хода мышления под влиянием болезни, психотропных или иных средств.
АФФАЗИЯ – нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры головного мозга.
АФФЕКТ – это внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания (его сужения) и крайней активизации импульсивных реакций.
АФФИЛИАЦИЯ – потребность человека в установлении, сохранении и упрочении эмоционально положительных отношений с окружающими людьми.
БАРЬЕР СМЫСЛОВОЙ – непонимание людьми друг друга из-за придания одним и тем же явлениям различного смысла.
БАРЬЕРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ – неадекватная пассивность в результате усиления отрицательных эмоций в отношении определенных явлений, избирательное торможение активности в результате низкой самооценки.
БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС – наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или изменения внутренней среды организма.
БЕСЕДА – метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путем речевого общения.
БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ – психические процессы, осуществляемые без сознательного контроля (инстинкты).
БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ психической деятельности - представляет собой врожденную инстинктивно-рефлекторную деятельность.
БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД – состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации.
БИОТИЧЕСКИЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬ – непосредственно биологически значимый для организма.
БИХЕВИОРИЗМ – направление, трактующее психику как совокупность реакций организма на внешние стимулы.
БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОД – свидетельствует о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака монозиготных или дизиготных близнецов.
БОЛЬШИЕ ГРУППЫ – представлены государствами, нациями, народностями, классами и другими социальными общностями, выделяемыми по различным признакам.
БЫСТРОТА УМА – определяется способностью быстро найти выход из ситуации, обдумать и принять правильное решение.
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это такая деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на какой-либо ступени развития.
ВЕРХНИЙ АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ ощущений – это максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает болевые ощущения или исчезновение ощущений.
ВИБРАЦИОННЫЕ ОЩУЩЕНИЯ – это ощущения, возникающие в результате отражения колебаний от 15 до 1500 Гц в упругой среде.
ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ – предполагает непосредственное взаимодействие исследователя с изучаемой группой.
ВКУСОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ – это ощущения, вызываемые химическими веществами, растворенными в слюне или воде
ВЛЕЧЕНИЕ – подсознательно возникающая направленность на определенные объекты, удовлетворяющие актуализированную потребность, влияющая на формирование интересов и мотивов поведения.
ВНИМАНИЕ – оптимальное состояние сознания, его организованность и направленность на деятельностно значимые объекты.
ВНУШЕНИЕ – внедрение в психическую сферу индивида помимо его воли, процесс воздействия на психику человека в условиях снижения его сознательности, критичности.
ВНУТРИАНАЛИЗАТОРНЫЕ НЕРВНЫЕ СВЯЗИ – связи, образуемые в пределах одного анализатора.
ВОЛЯ – сознательная саморегуляция поведения, преднамеренная организация поведенческой активности для достижения целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность.
ВООБРАЖЕНИЕ – образно-информативное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти.
ВОСПОМИНАНИЕ – это отнесение индивидом образных представлений к определенному месту и моменту своей жизни.
ВОСПРИЯТИЕ – отражение предметной действительности при ее непосредственном воздействии на рецептурную систему человека, отнесение чувственного образа к определенной группе явлений.
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ – восстановление (реконструкция) ранее запомненного материала.
ВЫТЕСНЕНИЕ – это механизм психологической защиты, при котором энергия загоняется внутрь – не реализуется в деятельности, остается в человеке, вызывая напряженность его психического состояния.
ГАЛЛЮЦИНАЦИИ – это обостренное нереалистическое восприятие действительности, искаженное сниженным контролем сознания и преобразованное воображением.
ГЕНИАЛЬНОСТЬ – 1) высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности; 2) исключительная, наивысшая степень одаренности, выражающаяся в качественно новых, уникальных результатах, достигнутых в одной или нескольких областях деятельности.
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ – направление в психологи, возникшее в Германии в ХХ в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур – гештальтов.
ГИБКОСТЬ УМА – способность человека широко использовать имеющийся опыт и знания, оперативно исследовать известные предметы в новых взаимосвязях и взаимоотношениях, преодолевать шаблонность мышления.
ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ – выражается в субъективном преувеличении (преуменьшении) размеров объекта (явления) или количества его отдельных частей и элементов.
ГИПНОЗ – временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания.
ГИПОТЕЗА – мысленно представляемая система, отображающая элементы проблемной ситуации.
ГЛУБИНА УМА – способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного.
ГНЕВ – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
ГРЕЗЫ – это пассивное, но преднамеренное воображение.
ГРУППА – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков.
ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ – борьба внутренних противоречий, борьба между старым и новым, между отживающим и нарождающимся.
ДЕЙСТВИЕ – это сознательный акт деятельности, направляется на объект.
ДЕДУКТИВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – это вероятностное умозаключение: от общего к частному.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – человеческий способ овладения действительностью посредством достижения сознательно поставленных целей на основе общечеловеческого опыта.
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП – система устойчивых условно-рефлекторных реакций в ответ на пусковой раздражитель, нейрофизиологическая основа навыков и привычек.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ – это временная характеристика ощущений.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – мыслительный процесс утверждения истинности какого-либо положения.
ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ – запоминание на длительный срок информации, имеющей большую значимость.
ДОМИНАНТА – господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, придающий поведению определенную направленность.
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ – протекает в обычных условиях труда, учебы, общения, и человек не знает, что над ним экспериментируют.
ЗАДАТКИ – 1) особенности нервной системы, обуславливающие работу различных анализаторов, отдельных корковых зон и полушарий мозга; 2) это некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу формирования и развития способностей.
ЗАБЫВАНИЕ – процесс, обратный сохранению, характеризующийся уменьшением возможности воспроизвести или узнать запомненный материал.
ЗАДАЧА – данная в определенных условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий согласно определенной процедуре.
ЗАМЕЩЕНИЕ – перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом.
ЗАПОМИНАНИЕ – это организация (кодирование, удержание) вновь поступающей информации.
ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ – ограждение индивидом своего сознания от травмирующих отрицательных переживаний, устранение психологического дискомфорта, тревоги.
ИГРА – особый вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ – процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образом.
ИЛЛЮЗИИ – неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств.
ИНДИВИД – 1) это конкретный человек как представитель рода человеческого; 2) это человек как типичный представитель своего рода, носитель типичных, природно обусловленных свойств.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств.
ИНДУКТИВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – это вероятностное умозаключение: по отдельным признакам некоторых явлений делается суждение обо всех предметах данного класса.
ИНИЦИАТИВНОСТЬ – умение работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственному почину.
ИНСАЙТ – мгновенное осознание решения некоторой проблемы.
ИНСТИНКТ – совокупность врожденных поведенческих комплексов, активизирующихся при воздействии ключевых раздражителей.
ИНТЕЛЛЕКТ – устойчивая структура умственных способностей индивида, уровень его познавательных возможностей.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных и выражающийся, прежде всего, в умении животного решать некоторые наглядно-действенные задачи.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА – чувства, возникающие в процессе умственной деятельности.
ИНТЕНСИВНОСТЬ – количественная характеристика ощущений.
ИНТЕРЕС – эмоционально насыщенная направленность личности на объекты, связанные с удовлетворением его потребностей.
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ – формирование внутренних, психических структур на основе усвоения структур внешней социально обусловленной деятельности, формирование ориентировочной основы поведения.
ИНТЕРОЦЕПТИВНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ – ощущения, находящиеся во внутренних органах.
ИНТРОВЕРТИРОВАННОСТЬ – проявляется в необщительности, замкнутости, отсутствии интереса к другим и склонности к углубленному самоанализу.
ИНТРОСПЕКЦИЯ – самонаблюдение (наблюдение, объектом которого являются психические состояния, действия самого субъекта).
ИНТУИЦИЯ – это процесс мгновенных озарений, комплексного охвата проблемной ситуации, всплывания неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта.
ИСКУССТВО – специфический вид духовно - практического освоения действительности образными средствами, образное моделирование различных сторон человеческого бытия.
КАТАРСИС – эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения.
КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ – субъективное объяснение причин и мотивов поведения других людей, субъективная интерпретация их личностных качеств.
КИНЕСТЕЗИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ – это ощущения положения и перемещения частей собственного тела.
КЛИМАТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ – качество межличностных отношений, влияющих на продуктивность совместной деятельности, зависящее от уровня группового развития.
КОЛЕБАНИЕ ВНИМАНИЯ – периодическое ослабление внимания к конкретному объекту.
КОЛЛЕКТИВ – это группа людей, осуществляющих совместную деятельность и добивающихся конечного результата на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов и ценностей.
КОМПЛЕКСЫ – нереализованные желания, подавленные стремления различные опасения и беспокойства, амбиция и завышенные претензии.
КОММУНИКАЦИЯ – смысловой аспект социального взаимодействия.
КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ – это независимость отражения объективных качеств предметов от измененных условий их восприятия.
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ – метод выявления психологических особенностей текста, в котором выделяются смысловые единицы и осуществляется замер частоты их повторения.
КОНФОРМИЗМ – 1) приспособленчество, согласование с другими; 2) податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок.
КООПЕРАЦИЯ – это группа активно взаимодействующих людей, добивающихся определенного результата в своей деятельности.
КОРПОРАЦИЯ – это группа, которая характеризуется гиперавтономией, замкнутостью, закрытостью, изолированностью от других групп.
КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ – это интенсивность сосредоточения и степень отвлечения от всего, что не входит в поле внимания.
КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ – непосредственное запечатление совокупности объектов при однократном восприятии ситуации, фиксации объектов, попавших в поле восприятия.
КРЕАТИВНОСТЬ – интегративное качество психики человека, которое обеспечивает продуктивные преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потребность в исследовательской активности.
КРИТИЧНОСТЬ МЫШЛЕНИ - это умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке.
ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ – протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией.
ЛИДЕР – член группы, который имеет наиболее высокий положительный статус, т.е. пользуется авторитетом у остальных и имеет на них влияние, определяет алгоритм решения стоящих перед группой задач.
ЛИЧНОСТЬ – человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности.
ЛОГОТЕРАПИЯ – теория и практика психотерапии, исходит из того, что основной движущей силой в поведении личности и ее развитии является стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни.
ЛОКАЛИЗАЦИЯ – это пространственная характеристика ощущений.
ЛОНГИТЮДНЫЙ МЕТОД – (метод продольного среза) многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени.
МАЛЫЕ ГРУППЫ – это такие объединения людей, в которых все члены находятся в непосредственном контакте друг с другом, как правило, они насчитывают от двух до нескольких десятков человек.
МЕЖАНАЛИЗАТОРНЫЕ НЕРВНЫЕ СВЯЗИ – связи, образующиеся в пределах разных анализаторов.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – это субъективно переживаемые, в разной степени осознаваемые, взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения..
МЕТОД – 1)способ построения и обоснования научного знания, а также совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности; 2) способ получения фактов о психике и способ их интерпретации.
МЕЧТА – образ желаемого будущего.
МИМИКА – внешнее выражение психических состояний, особенно эмоционально проявляющихся в движении мышц лица.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система сложившихся взглядов на окружающий мир и место в нем человека.
МНЕМОТЕХНИКА – искусственные приемы облегчения запоминания.
МОДАЛЬНОСТЬ – качественная характеристика, в которой проявляется специфичность ощущения как простейшего психического сигнала по сравнению с сигналом нервным.
МОТИВ – осознанная причина, смысл, необходимость совершения определенного действия.
МОТИВАЦИЯ – динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку.
МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ – относительное преобладание второй сигнальной системы в психической деятельности.
МЫШЛЕНИЕ – психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем.
МЫШЛЕНИЕ АБСТРАКТНОЕ – вид мышления, связанный использованием абстрактных понятий и открытием всеобщих закономерностей.
МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ – вид мышления, при котором решение мыслительной задачи осуществляется при помощи физического преобразования ситуации.
МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ – вид мышления, связанный с образным представлением ситуации и производимых в ней изменений.
НАБЛЮДЕНИЕ – метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств.
НАВЫК – способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ – это система устойчивых предпочтений и мотивов личности, задающая главные тенденции поведения личности.
НАСТОЙЧИВОСТЬ – состоит в длительном преодолении трудностей, контролировании действия и направленности его на достижение цели.
НАСТРОЕНИЕ – это ситуативно обусловленное устойчивое эмоциональное состояние, усиливающее или ослабляющее психическую деятельность.
НАУКА – система научных знаний, представлений, концепций и мировоззренческих ориентаций.
НЕВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ – регистрирует социально-психологические явления со стороны, без взаимодействия с изучаемым человеком или группой.
НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ – вид памяти, когда информация запоминается сама собой без специального заучивания, в ходе выполнения деятельности.
НИЖНИЙ АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ ощущений – это минимальная величина раздражения, необходимая для возникновения едва заметного ощущения.
НОНКОНФОРМИЗМ – стремление, во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем.
НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА – это эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других.
ОБОБЩЕНИЕ – свойство мышления и в то же время мыслительная операция выделения существенных общих признаков.
ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ – это ощущения, возникающие в результате раздражения частицами пахучих веществ, находящихся в воздухе, слизистой оболочки носовой глотки, где находятся обонятельные клетки.
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ – это психологическая дисциплина, которая изучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики.
ОБЩЕНИЕ – взаимодействие двух и боле людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ – это благоприятные возможности развития особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности.
ОБЪЯСНЕНИЕ – это использование системы суждений относительно сущности каких-либо явлений.
ОДАРЕННОСТЬ – это комплекс способностей, обеспечивающий успех в определенной сфере деятельности.
ОНТОГЕНЕЗ – это развитие организма от момента образования зародыша до его смерти.
ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ – избирательное сохранение и актуализация информации, необходимой только для достижения цели данной деятельности.
ОРГАНИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ – ощущения, связанные с интерорецепторами, расположенными во внутренних органах.
ОПЕРАЦИЯ – единица деятельности, способ выполнения действия, определяемый условиями наличной ситуации.
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОТРАЖЕНИЕ – форма психического отражения, обеспечивающего возможность предвидеть ход развития процесса.
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ РЕФЛЕКС – сложная реакция животных и человека на новизну стимула.
ОТРАЖЕНИЕ – всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов.
ОТРИЦАНИЕ – человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие.
ОЩУЩЕНИЕ – психический процесс непосредственного, чувственного отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности при непосредственном воздействии на органы чувств.
ПАМЯТЬ – интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.
ПАНТОМИМИКА – выразительные движения тела.
ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ – это сознательное, преднамеренное, целенаправленное изменение психической деятельности, обусловленное постановкой новой цели.
ПЕРСЕВЕРАЦИЯ – это непроизвольное, навязчивое, цикличное всплывание образов.
ПОДВИЖНОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ – показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения.
ПОНЯТИЕ – форма мышления, в которой отражаются существенные свойства однородной группы предметов и явлений.
ПОТРЕБНОСТЬ – это испытываемая человеком необходимость.
ПРАКСИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА – чувства, возникающие в практической деятельности.
ПРЕДМЕТ ТРУДА – совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в ходе деятельности практически или мысленно взаимодействует.
ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ – человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним.
ПРЕДМЕТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ – это отнесенность мозговой информации о предметах к реальным предметам.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ – образы предметов, явлений и событий, возникающие в результате их припоминания или воображения.
ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ психической деятельности - обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения – умения, навыки, привычки, интуиция.
ПРИВЫЧКА – действия или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью.
ПРИПОМИНАНИЕ – это воспроизведение, связанное с преодолением трудностей.
ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ – вид памяти, когда информация запоминается с помощью специальных приемов.
ПРОЭКЦИЯ – бессознательный перенос на другое лицо, приписывание собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаваться, понимая их социальную неприемлемость.
ПСИХИКА – это субъективное, сигнальное, социально обусловленное отражение действительности в системе идеальных образов, на основе которых осуществляется активное взаимодействие человека со средой.
ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ – типичные для человека особенности его психики, особенности реализации его психологических процессов.
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ – отдельные целостные акты отражательно-регуляционной деятельности.
ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ – временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.
ПСИХОДРАММА – вид групповой психотерапии, в котором пациенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей, причем их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников, с целью устранения неадекватных эмоциональных реакций, отработки социальной перцепции, более глубокого самопознания.
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ – основное действие психолога на дискретные характеристики внутреннего мира человека.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ – краткое, стандартизированное, как правило, ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – область практической психологии, цель которой заключается в оказании консультантом психологической помощи клиенту в ходе специально организованной беседы, направленной на осознание клиентом сути проблемы и способов ее решения.
ПСИХОТЕРАПИЯ – комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.
РАДОСТЬ – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае неопределенна.
РАЗДРАЖИМОСТЬ – свойственная всей живой материи способность изменять физиологическое состояние под влиянием факторов внешних раздражителей.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ – это такая организация психической деятельности, при которой одновременно выполняются два или более действия.
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ – это механизм психологической защиты, при котором инстинктивным стремлениям придается определенная видимость.
РЕЛИГИЯ – культ сверхъестественной силы, воплощающий в себе идеальные качества, духовная опора верующих людей.
РЕМИНИСЦЕНЦИЯ – более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с его первичным воспроизведением.
РЕШИТЕЛЬНОСТЬ – психическое состояние мобилизованности на быстрый и обоснованный выбор цели и способов ее достижения.
РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА – это реальная или воображаемая социальная общность, с которой соотносят себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой они ориентируются в своем поведении и самооценке.
РЕФЕРЕНТОМЕТРИЯ – способ выявления референтности членов группы для каждого, входящего в нее индивида.
РЕФЛЕКСИЯ – это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению.
РЕЧЬ – процесс общения людей посредством языка.
РЕЦЕПТОРЫ – специализированные нервные окончания, преобразующие раздражения в нервное возбуждение.
РИГИДНОСТЬ – это инертность, консервативность, трудность переключаемости психической деятельности.
РОЛЬ – социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.
САМОНАБЛЮДЕНИЕ (ИНТРОСПЕКЦИЯ) – это наблюдение за собственными внутренними психическими процессами.
САМООБЛАДАНИЕ - способность человека осуществлять деятельность в дезорганизующих ее ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу.
САМООЦЕНКА – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
САМОСОЗНАНИЕ – это система ценностно-смысловых, личностных отношений человека к миру.
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ – умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от достижения цели, критически оценивать советы и предложения других, действовать на основе своих взглядов и убеждений.
САМОРЕГУЛЯЦИЯ – целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности.
СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД – это временной диапазон, максимально чувствительный и благоприятный для развития ой или иной функции , той или иной способности человека.
СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ – повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов.
СИЛА НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ – способность нервной системы выдерживать сильные раздражители (она характеризуется выносливостью и работоспособностью).
СИНЕСТЕЗИЯ – 1) взаимодействие ощущений разных модальностей. 2) явление, когда какой-либо раздражитель, действующий на один орган чувств, вызывает добавочное ощущение, которое обычно вызывает другой орган.
СИНТЕЗ – мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико0синтетическом процессе мышления переходить от частей к частному.
СКЛОННОСТЬ – выражается в том, что человек по собственному желанию усиленно и постоянно занимается определенным видом деятельности, предпочитает ее другим, связывает с этой деятельностью свои жизненные планы.
СМЕЛОСТЬ – умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия или даже жизни.
СМЕШАННЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ – примерно равное соотношение 1 и 2 сигнальных систем в психической деятельности человека.
СОЗНАНИЕ – высший уровень развития психики, состоящий в категориально-ценностном отражении действительности, саморегуляции человеком своего поведения на основе присвоенного индивидом общечеловеческого опыта.
СОХРАНЕНИЕ – активное или пассивное преобразование запомненной информации.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ – качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и развитию личности в группе.
СОЦИОМЕТРИЯ – процедура, предполагающая опрос каждого члена малой группы с целью установления возможности его участия (или неучастия) в соответствующем виде определенном совместной деятельности или ситуации.
СОЦИОНОРМАТИВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ – система нравственных, идеологических, политических и правовых ценностей и норм данного общества.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ – это возможность к развитию отдельных психических процессов и качеств личности для какого-то конкретного вида деятельности.
СПОСОБНОСТИ – индивидуально-психологические свойства, которые обеспечивают успешность деятельности.
СРАВНЕНИЕ – мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая провести классификацию явлений и их обобщение.
СРЕДСТВА ТРУДА – совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на него.
СТАТУС – положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.
СТЕНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ – переживания, повышающие активность личности.
СТЕРЕОТИП – относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (группы, человека, события и т.п.), складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе.
СТРАХ – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности.
СТРЕСС – вызванное сверхсильным воздействием нервно-психическое перенапряжение, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации.
СТРУКТУРА – совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе.
СТЫД – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
СУБЛИМАЦИЯ – это наиболее эффективный механизм психологической защиты, направление сексуальных и агрессивных инстинктов в другое русло, в сферу культурной деятельности.
СУГГЕСТИЯ – (внушение) процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта.
СУЖДЕНИЕ – определенное знание о предмете, утверждение и отрицание каких-либо его свойств, связей и отношений.
ТАЛАНТ – это высокий уровень развития способностей человека, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.
ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ – ощущения прикосновения, разновидность кожных ощущений.
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – мышление, приводящее к новым открытиям, принципиально новым результатам.
ТЕМПЕРАМЕНТ – характеристика индивида со стороны нервно-динамических особенностей его психической деятельности.
ТЕМПЕРАТУРНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ – это ощущения, возникающие от раздражения терморецепторов кожи.
ТЕСТ - метод испытаний, установления определенных психических качеств человека.
ТИП ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – тип высшей нервной деятельности (сила, уравновешенность, подвижность), определяемый в основном совокупностью свойств нервной системы.
ТИПИЗАЦИЯ – прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощения их в новом образе.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это устойчивость к трудностям, терпимость к поведению других людей.
ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ – 1) структурный анализ эго-состояний; 2) анализ деятельности и общения, основанный на понятии «трансакция» как взаимодействие эго-состояний двух вступающих в общение индивидов.
ТРОПИЗМЫ – изменения направления движения растений под влиянием биологически значимых раздражителей.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей.
УБЕЖДЕНИЕ – осознанная потребность личности, побуждающая ее деятельность в соответствии со своими ценностными ориентациями.
УВЕРЕННОСТЬ – это волевое психическое состояние, которое представляет собой высоко вероятностное ожидание запланированного результата деятельности на основе учета исходных условий.
УДИВЛЕНИЕ – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.
УЗНАВАНИЕ – идентификация (опознание) объектов или явлений как ранее известных в момент непосредственного контакта с ними.
УМЕНИЕ – способность осознанно выполнить определенное действие.
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.
УРАВНОВЕШЕННОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ – характеризуется соотношением процессов возбуждения и торможения.
УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ – стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным.
УСТАНОВКА – готовность к упрочившимся стереотипным действиям в типовых для данной личности ситуациях.
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – способ усвоения предметных и познавательных действий, в основе которого лежат механизмы преобразования усваиваемого материала.
УЧЕНИЕ – процесс приобретения и закрепления знаний и способов деятельности индивидов.
ФАНТАЗИЯ – конструирование вымышленных, часто далеких от реальности образов.
ФАСИЛИТАЦИЯ – повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие наблюдения за ней другого человека (людей), в частности, соперника.
ФИЗИОГНОМИКА – учение об однозначной связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психические характеристики этого типа.
ФИЛОГЕНЕЗ – процесс эволюционного развития вида
ФОБИИ – навязчивые, гипертрофированные с представления об определенном виде опасности.
ФРЕНОЛОГИЯ – выдвинутое Ф. Галлеем учение о связи психических особенностей человека с наружной формой черепа.
ФРУСТРАЦИЯ - конфликтное отрицательно-эмоциональное состояние, возникшее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими непреодолимыми препятствиями на пути достижения высоко значимых целей.
ХАРАКТЕР – совокупность устойчивых ценностно-ориентационных и поведенческих качеств личности, тип поведения человека.
ХИРОМАНТИЯ – одна из древнейших систем определения индивидуальных особенностей человека, черт его характера, пережитых им событий и его грядущей судьбы по кожному рельефу ладоней.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ – относительное преобладание первой сигнальной системы в психической деятельности человека.
ЦЕЛЬ – 1) определяет содержание, структуру и динамику (временную организацию) деятельности; 2) то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конечного результата деятельности..
ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ – это психическое состояние, которое характеризуется сосредоточенностью сознания на основных, наиболее значимых целях.
ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПИЯТИЯ – это отражение предмета в качестве устойчивой системной целостности.
ЧЕЛОВЕК – 1) существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального; 2) это общественное существо, неразрывно связанное с социальной средой, в которой оно живет и без которой не может существовать.
ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА – это индивидуальные привычные формы поведения человека в соответствующих ситуациях, в которых реализуется его отношение к действительности.
ЧУВСТВО – 1) это эмоциональная форма отражения социально значимых явлений; 2) отражение в сознании человека его отношения к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей.
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ – способность некоторых живых организмов воспринимать раздражители, обладающие сигнальной функцией по отношению к раздражителям, имеющим прямое биологическое значение.
ШИРОТА МЫШЛЕНИЯ – это способность охватить процесс в целом.
ЭЙДЕТИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ – зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.
ЭЙФОРИЯ – повышенное радостное, веселое настроение, состояние благодушия и беспечности, не соответствующе объективным обстоятельствам.
ЭКСПЕРИМЕНТ – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.
ЭКСТРАВЕРТИРОВАННОСТЬ – характерологическая особенность некоторых людей, проявляющаяся в повышенной общительности, открытости внутреннего мира и интереса к другим людям
ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ – переход от внутреннего (умственного) плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами.
ЭКСТЕРОЦЕПТИВНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ – ощущения, связанные с рецепторами, находящимися на поверхности тела.
ЭМОЦИИ – психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.
ЭМПАТИЯ это мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью понять переживания и чувства познаваемого человека.
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА – это чуткость, восприимчивость к прекрасному в окружающей предметной и социальной среде, придание прекрасному ценностного значения.
ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК – явление, характеризующее позитивное влияние на процессы памяти перерывов в деятельности.
ЭФФЕКТ ОРЕОЛА – 1) общее оценочное впечатление о человеке в зависимости от его социального статуса в условиях дефицита информации о нем, доминирование первого впечатления о человеке при последующем взаимодействии с ним.2) влияние самого общего впечатления о человеке на дальнейшую оценку его поведения и поступков.
ЯЗЫК – система словесных знаков, опосредствующих психическую (прежде всего интеллектуальную) деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи.
Я-КОНЦЕПЦИЯ – относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система преставлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе; 2) это целостный, хотя и нелишенный внутренних противоречий образ собственного «Я», выступающий как установка по отношению к самому себе.
ЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1. | Глуханюк, Н.С. Практикум по общей психологии: учеб. пособие / Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко, С.Л. Семенова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006, - 224 с. |
2. | Общая психология: учебник / под ред. А.В. Карпова. - М.: Гардарики, 2004. – 232 с. |
3. | Психология: учебник / М.В. Аллахвердов [и др.]; отв. ред. А.А. Крылов. – М.: ТК Велби, Проспект, 2004. – 752 с. |
4. | Ратанова, Т.А. Психология общая: Экспериментальная психология: учебник / Т.А. Ратанова, И.А. Домашенко. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. – 464 с. |
5. | Сонин, В.А. Психологический практикум: задачи, этюды, решения / В.А. Сонин. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. – 272 с. |
6. | Столяренко, Л.Д. Основы психологии: Практикум. Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону; Феникс, 2006. |
7.1.2 Дополнительная литература
1. | Айсмонтас, Б.Б. Общая психология: Схемы / Б.Б. Айсмонтас. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 207 с. |
2. | Батаршев, А.В. Диагностика способности к общению / А.В. Батаршев. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с. |
3. | Большой толковый психологический словарь / А. Ребер. – М.: Вече, АСТ, 2000. - 704 с. |
4. | Василенко, Т.Д. Психология. Тестовый контроль знаний: учеб. пособие / Т.Д. Василенко, В.Б.Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 109 с. |
5. | Величковский, Б.М. Когнитивная психология: Основы психологии познания: в 2 т. – Т. 1 / Б.М. Величковский. – М.: Смысл: Академия, 2006. – 448 с. |
6. | Знаков, В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы / В.В. Знаков. – М.: Институт психологии РАН, 2005. - 448 с. |
7. | Ительсон, Л.Б. Лекции по общей психологии: учеб. пособие / Л.Б. Ительсон. - М.: ООО «АСТ»; Минск: Харвест, 2002. – 896 с. |
8. | Колесов, Д.В. Поведение: физиология, психология, этика: учеб. пособие / Д.В. Колесов. – Моск-й психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. -696 с. |
9. | Коноваленко, С.В. Удача – не случайность: Как психологически подготовиться к экзаменам и успешно сдать их / С.В. Коноваленко. – М.: Эксмо, 2004. – 96 с. |
10. | Крысько, В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: учеб. пособие / В.Г. Крысько. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. – 192 с. |
11. | Кузин, Ф.А. Культура делового общения: практ. пособие / Ф.А. Кузин. – М.: Ось-89, 2005. - 320 с. |
Леонов, Н.И. Психология делового общения: учеб. пособие / Н.И. Леонов. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – 256 с. | |
Маланов, С.В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности: учеб. пособие / Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – 480 с. | |
Мелехова, А.А. Ясный ум, хорошая память. Помоги голове работать / А.А. Мелехова. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2005. – 160 с. | |
Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Просвещение, 2003. – 250 с. | |
Немов, Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов. – М.: Высшее образование, 2008. - 639 с. | |
Немов, Р.С. Путь к коллективу / Р.С. Немов. – М.: Педагогика, 1998. – 144 с. | |
18. | Никиреев, Е.М. Направленность личности и методы ее исследования: учеб. пособие / Е.М. Никиреев. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – 192 с. |
19. | Нуркова, В.В. Психология: учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. – М.: Высшее образование, 2006. – 484 с. |
20. | Психология высших когнитивных процессов / под ред. Т.Н. Ушаковой, Н.И. Чуриковой. – М.: ИП РАН, 2004. – 304 с. |
21. | Психология: учебник / под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с. |
22. | Психология: учебник / под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 660 с. |
23. | Прусова, Н.В. Общая психология: учеб. пособие / Н.В. Прусова, И.А. Пивоварова, Т.В. Ножкина. – М.: Экзамен, 2005. – 384 с. |
24. | Станкин, М.И. Общая психология. Функциональные явления человеческой психики / М.И. Станкин. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – 400 с. |
25. | Станкин, М.И. Психология общения / М.И. Станкин. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – 304 с. |
26. | Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 736 с. |
27. | Тертель, А.Л. Психология в вопросах и ответах: учеб. пособие / А.Л. Тертель. – М.: ТК Велби, Проспект, 2005. – 176 с. |
28. | Трофимова, Н.М. Общая психология: практикум / Н.М. Трофимова, Е.В. Поленякина, Н.Б. Трофимова. – СПб.: Питер, 2005. – 320 с. |
29. | Фьюсел, Б. Супермозг: тренинг памяти, внимания и речи / Б. Фьюсел, А.В. Лихач. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 224 с. |
30. | Хорошевский, Н.И. Современные методы развития памяти и мышления / Н.И. Хорошевский. – М.: «Дашков и К»; «Наука-Спектр», 2008. – 256 с. |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …..……………………………………………………………………3
Краткий курс лекций…………………………………………………………...4
Семинарские и практические занятия……………………………………….85
Темы рефератов……………………………….……………………………..126
Вопросы к экзаменам ……………………………………………….……….128
Глоссарий…………………………….……………………………………….131
Рекомендуемая литература …………………………………………………156