ГЛОССАРИЙ

АБИОТИЧЕСКИЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬ – опосредованно биологически значимый для организма.

АБСТРАКЦИЯ – мысленное выделение какого-либо признака или свойства предмета, явления с целью его более детального изучения.

АБУЛИЯ – проявляется в отсутствии побуждений к деятельности, не способности принять решение и осуществить нужное действие, хотя необходимость его осознается.

АГГЛЮТИНАЦИЯ – создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов и представлений. Проявляется в отсутствии побуждений к деятельности, не способности принять решение и осуществить нужное действие, хотя необходимость его осознается.

АДАПТАЦИЯ – это изменение чувствительности анализаторов в результате его приспособления к силе и продолжительности действующего раздражителя.

АКТИВНОСТЬ – способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей.

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ – способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющиеся в творчестве, волевых актах, общении.

АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА – чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека.

АМБИВАЛЕНТНЫЕ ЧУВСТВА – противоречивость одновременно испытываемых эмоций к одному и тому же объекту.

АМНЕЗИЯ – полная утрата способности сохранить и воспроизвести ранее приобретенные знания.

АНАЛИЗАТОР – 1) совокупность афферентных эфферентных структур, участвующих в восприятии, переработке и реагировании на раздражители; 2) анатомо–физиологический аппарат, специализированный для приема определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения.

АНАЛИЗ – это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением.

АНКЕТА – методическое средство для получения первичной социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации, представляющее опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.

АНТИЦИПАЦИЯ – способность индивида предвидеть развитие событий, все возможные результаты действия, способность к опережающему отражению действительности.

АППЕРЦЕПЦИЯ – зависимость восприятия предметов и явлений действительности от прошлого опыта, индивидуальных особенностей и психического состояния личности.

АССОЦИАЦИЯ – соединение, связь психических явлений друг с другом.

АСТЕНИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА – чувства, тормозящие деятельность человека.

АТРИБУЦИЯ – приписывание индивиду или социальной группе непосредственно не воспринимаемых особенностей, стереотипное достраивание образа.

АТТРАКЦИЯ – привлекательность, влечение одного человека к другому, сопровождающееся положительными эмоциями.

АУТИЗМ – нарушение нормального хода мышления под влиянием болезни, психотропных или иных средств.

АФФАЗИЯ – нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры головного мозга.

АФФЕКТ – это внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания (его сужения) и крайней активизации импульсивных реакций.

АФФИЛИАЦИЯ – потребность человека в установлении, сохранении и упрочении эмоционально положительных отношений с окружающими людьми.

БАРЬЕР СМЫСЛОВОЙ – непонимание людьми друг друга из-за придания одним и тем же явлениям различного смысла.

БАРЬЕРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ – неадекватная пассивность в результате усиления отрицательных эмоций в отношении определенных явлений, избирательное торможение активности в результате низкой самооценки.

БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС – наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или изменения внутренней среды организма.

БЕСЕДА – метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путем речевого общения.

БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ – психические процессы, осуществляемые без сознательного контроля (инстинкты).

БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ психической деятельности - представляет собой врожденную инстинктивно-рефлекторную деятельность.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД – состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации.

БИОТИЧЕСКИЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬ – непосредственно биологически значимый для организма.

БИХЕВИОРИЗМ – направление, трактующее психику как совокупность реакций организма на внешние стимулы.

БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОД – свидетельствует о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака монозиготных или дизиготных близнецов.

БОЛЬШИЕ ГРУППЫ – представлены государствами, нациями, народностями, классами и другими социальными общностями, выделяемыми по различным признакам.

БЫСТРОТА УМА – определяется способностью быстро найти выход из ситуации, обдумать и принять правильное решение.

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это такая деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на какой-либо ступени развития.

ВЕРХНИЙ АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ ощущений – это максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает болевые ощущения или исчезновение ощущений.

ВИБРАЦИОННЫЕ ОЩУЩЕНИЯ – это ощущения, возникающие в результате отражения колебаний от 15 до 1500 Гц в упругой среде.

ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ – предполагает непосредственное взаимодействие исследователя с изучаемой группой.

ВКУСОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ – это ощущения, вызываемые химическими веществами, растворенными в слюне или воде

ВЛЕЧЕНИЕ – подсознательно возникающая направленность на определенные объекты, удовлетворяющие актуализированную потребность, влияющая на формирование интересов и мотивов поведения.

ВНИМАНИЕ – оптимальное состояние сознания, его организованность и направленность на деятельностно значимые объекты.

ВНУШЕНИЕ – внедрение в психическую сферу индивида помимо его воли, процесс воздействия на психику человека в условиях снижения его сознательности, критичности.

ВНУТРИАНАЛИЗАТОРНЫЕ НЕРВНЫЕ СВЯЗИ – связи, образуемые в пределах одного анализатора.

ВОЛЯ – сознательная саморегуляция поведения, преднамеренная организация поведенческой активности для достижения целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность.

ВООБРАЖЕНИЕ – образно-информативное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти.

ВОСПОМИНАНИЕ – это отнесение индивидом образных представлений к определенному месту и моменту своей жизни.

ВОСПРИЯТИЕ – отражение предметной действительности при ее непосредственном воздействии на рецептурную систему человека, отнесение чувственного образа к определенной группе явлений.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ – восстановление (реконструкция) ранее запомненного материала.

ВЫТЕСНЕНИЕ – это механизм психологической защиты, при котором энергия загоняется внутрь – не реализуется в деятельности, остается в человеке, вызывая напряженность его психического состояния.

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ – это обостренное нереалистическое восприятие действительности, искаженное сниженным контролем сознания и преобразованное воображением.

ГЕНИАЛЬНОСТЬ – 1) высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности; 2) исключительная, наивысшая степень одаренности, выражающаяся в качественно новых, уникальных результатах, достигнутых в одной или нескольких областях деятельности.

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ – направление в психологи, возникшее в Германии в ХХ в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур – гештальтов.

ГИБКОСТЬ УМА – способность человека широко использовать имеющийся опыт и знания, оперативно исследовать известные предметы в новых взаимосвязях и взаимоотношениях, преодолевать шаблонность мышления.

ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ – выражается в субъективном преувеличении (преуменьшении) размеров объекта (явления) или количества его отдельных частей и элементов.

ГИПНОЗ – временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания.

ГИПОТЕЗА – мысленно представляемая система, отображающая элементы проблемной ситуации.

ГЛУБИНА УМА – способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного.

ГНЕВ – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

ГРЕЗЫ – это пассивное, но преднамеренное воображение.

ГРУППА – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков.

ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ – борьба внутренних противоречий, борьба между старым и новым, между отживающим и нарождающимся.

ДЕЙСТВИЕ – это сознательный акт деятельности, направляется на объект.

ДЕДУКТИВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – это вероятностное умозаключение: от общего к частному.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – человеческий способ овладения действительностью посредством достижения сознательно поставленных целей на основе общечеловеческого опыта.

ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП – система устойчивых условно-рефлекторных реакций в ответ на пусковой раздражитель, нейрофизиологическая основа навыков и привычек.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ – это временная характеристика ощущений.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – мыслительный процесс утверждения истинности какого-либо положения.

ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ – запоминание на длительный срок информации, имеющей большую значимость.

ДОМИНАНТА – господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, придающий поведению определенную направленность.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ – протекает в обычных условиях труда, учебы, общения, и человек не знает, что над ним экспериментируют.

ЗАДАТКИ – 1) особенности нервной системы, обуславливающие работу различных анализаторов, отдельных корковых зон и полушарий мозга; 2) это некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу формирования и развития способностей.

ЗАБЫВАНИЕ – процесс, обратный сохранению, характеризующийся уменьшением возможности воспроизвести или узнать запомненный материал.

ЗАДАЧА – данная в определенных условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий согласно определенной процедуре.

ЗАМЕЩЕНИЕ – перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом.

ЗАПОМИНАНИЕ – это организация (кодирование, удержание) вновь поступающей информации.

ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ – ограждение индивидом своего сознания от травмирующих отрицательных переживаний, устранение психологического дискомфорта, тревоги.

ИГРА – особый вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ – процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образом.

ИЛЛЮЗИИ – неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств.

ИНДИВИД – 1) это конкретный человек как представитель рода человеческого; 2) это человек как типичный представитель своего рода, носитель типичных, природно обусловленных свойств.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств.

ИНДУКТИВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – это вероятностное умозаключение: по отдельным признакам некоторых явлений делается суждение обо всех предметах данного класса.

ИНИЦИАТИВНОСТЬ – умение работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственному почину.

ИНСАЙТ – мгновенное осознание решения некоторой проблемы.

ИНСТИНКТ – совокупность врожденных поведенческих комплексов, активизирующихся при воздействии ключевых раздражителей.

ИНТЕЛЛЕКТ – устойчивая структура умственных способностей индивида, уровень его познавательных возможностей.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных и выражающийся, прежде всего, в умении животного решать некоторые наглядно-действенные задачи.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА – чувства, возникающие в процессе умственной деятельности.

ИНТЕНСИВНОСТЬ – количественная характеристика ощущений.

ИНТЕРЕС – эмоционально насыщенная направленность личности на объекты, связанные с удовлетворением его потребностей.

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ – формирование внутренних, психических структур на основе усвоения структур внешней социально обусловленной деятельности, формирование ориентировочной основы поведения.

ИНТЕРОЦЕПТИВНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ – ощущения, находящиеся во внутренних органах.

ИНТРОВЕРТИРОВАННОСТЬ – проявляется в необщительности, замкнутости, отсутствии интереса к другим и склонности к углубленному самоанализу.

ИНТРОСПЕКЦИЯ – самонаблюдение (наблюдение, объектом которого являются психические состояния, действия самого субъекта).

ИНТУИЦИЯ – это процесс мгновенных озарений, комплексного охвата проблемной ситуации, всплывания неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта.

ИСКУССТВО – специфический вид духовно - практического освоения действительности образными средствами, образное моделирование различных сторон человеческого бытия.

КАТАРСИС – эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения.

КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ – субъективное объяснение причин и мотивов поведения других людей, субъективная интерпретация их личностных качеств.

КИНЕСТЕЗИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ – это ощущения положения и перемещения частей собственного тела.

КЛИМАТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ – качество межличностных отношений, влияющих на продуктивность совместной деятельности, зависящее от уровня группового развития.

КОЛЕБАНИЕ ВНИМАНИЯ – периодическое ослабление внимания к конкретному объекту.

КОЛЛЕКТИВ – это группа людей, осуществляющих совместную деятельность и добивающихся конечного результата на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов и ценностей.

КОМПЛЕКСЫ – нереализованные желания, подавленные стремления различные опасения и беспокойства, амбиция и завышенные претензии.

КОММУНИКАЦИЯ – смысловой аспект социального взаимодействия.

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ – это независимость отражения объективных качеств предметов от измененных условий их восприятия.

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ – метод выявления психологических особенностей текста, в котором выделяются смысловые единицы и осуществляется замер частоты их повторения.

КОНФОРМИЗМ – 1) приспособленчество, согласование с другими; 2) податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок.

КООПЕРАЦИЯ – это группа активно взаимодействующих людей, добивающихся определенного результата в своей деятельности.

КОРПОРАЦИЯ – это группа, которая характеризуется гиперавтономией, замкнутостью, закрытостью, изолированностью от других групп.

КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ – это интенсивность сосредоточения и степень отвлечения от всего, что не входит в поле внимания.

КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ – непосредственное запечатление совокупности объектов при однократном восприятии ситуации, фиксации объектов, попавших в поле восприятия.

КРЕАТИВНОСТЬ – интегративное качество психики человека, которое обеспечивает продуктивные преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потребность в исследовательской активности.

КРИТИЧНОСТЬ МЫШЛЕНИ - это умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке.

ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ – протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией.

ЛИДЕР – член группы, который имеет наиболее высокий положительный статус, т.е. пользуется авторитетом у остальных и имеет на них влияние, определяет алгоритм решения стоящих перед группой задач.

ЛИЧНОСТЬ – человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности.

ЛОГОТЕРАПИЯ – теория и практика психотерапии, исходит из того, что основной движущей силой в поведении личности и ее развитии является стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни.

ЛОКАЛИЗАЦИЯ – это пространственная характеристика ощущений.

ЛОНГИТЮДНЫЙ МЕТОД – (метод продольного среза) многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени.

МАЛЫЕ ГРУППЫ – это такие объединения людей, в которых все члены находятся в непосредственном контакте друг с другом, как правило, они насчитывают от двух до нескольких десятков человек.

МЕЖАНАЛИЗАТОРНЫЕ НЕРВНЫЕ СВЯЗИ – связи, образующиеся в пределах разных анализаторов.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – это субъективно переживаемые, в разной степени осознаваемые, взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения..

МЕТОД – 1)способ построения и обоснования научного знания, а также совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности; 2) способ получения фактов о психике и способ их интерпретации.

МЕЧТА – образ желаемого будущего.

МИМИКА – внешнее выражение психических состояний, особенно эмоционально проявляющихся в движении мышц лица.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система сложившихся взглядов на окружающий мир и место в нем человека.

МНЕМОТЕХНИКА – искусственные приемы облегчения запоминания.

МОДАЛЬНОСТЬ – качественная характеристика, в которой проявляется специфичность ощущения как простейшего психического сигнала по сравнению с сигналом нервным.

МОТИВ – осознанная причина, смысл, необходимость совершения определенного действия.

МОТИВАЦИЯ – динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку.

МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ – относительное преобладание второй сигнальной системы в психической деятельности.

МЫШЛЕНИЕ – психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем.

МЫШЛЕНИЕ АБСТРАКТНОЕ – вид мышления, связанный использованием абстрактных понятий и открытием всеобщих закономерностей.

МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ – вид мышления, при котором решение мыслительной задачи осуществляется при помощи физического преобразования ситуации.

МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ – вид мышления, связанный с образным представлением ситуации и производимых в ней изменений.

НАБЛЮДЕНИЕ – метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств.

НАВЫК – способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ – это система устойчивых предпочтений и мотивов личности, задающая главные тенденции поведения личности.

НАСТОЙЧИВОСТЬ – состоит в длительном преодолении трудностей, контролировании действия и направленности его на достижение цели.

НАСТРОЕНИЕ – это ситуативно обусловленное устойчивое эмоциональное состояние, усиливающее или ослабляющее психическую деятельность.

НАУКА – система научных знаний, представлений, концепций и мировоззренческих ориентаций.

НЕВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ – регистрирует социально-психологические явления со стороны, без взаимодействия с изучаемым человеком или группой.

НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ – вид памяти, когда информация запоминается сама собой без специального заучивания, в ходе выполнения деятельности.

НИЖНИЙ АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ ощущений – это минимальная величина раздражения, необходимая для возникновения едва заметного ощущения.

НОНКОНФОРМИЗМ – стремление, во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем.

НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА – это эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других.

ОБОБЩЕНИЕ – свойство мышления и в то же время мыслительная операция выделения существенных общих признаков.

ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ – это ощущения, возникающие в результате раздражения частицами пахучих веществ, находящихся в воздухе, слизистой оболочки носовой глотки, где находятся обонятельные клетки.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ – это психологическая дисциплина, которая изучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики.

ОБЩЕНИЕ – взаимодействие двух и боле людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ – это благоприятные возможности развития особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности.

ОБЪЯСНЕНИЕ – это использование системы суждений относительно сущности каких-либо явлений.

ОДАРЕННОСТЬ – это комплекс способностей, обеспечивающий успех в определенной сфере деятельности.

ОНТОГЕНЕЗ – это развитие организма от момента образования зародыша до его смерти.

ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ – избирательное сохранение и актуализация информации, необходимой только для достижения цели данной деятельности.

ОРГАНИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ – ощущения, связанные с интерорецепторами, расположенными во внутренних органах.

ОПЕРАЦИЯ – единица деятельности, способ выполнения действия, определяемый условиями наличной ситуации.

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОТРАЖЕНИЕ – форма психического отражения, обеспечивающего возможность предвидеть ход развития процесса.

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ РЕФЛЕКС – сложная реакция животных и человека на новизну стимула.

ОТРАЖЕНИЕ – всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов.

ОТРИЦАНИЕ – человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие.

ОЩУЩЕНИЕ – психический процесс непосредственного, чувственного отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности при непосредственном воздействии на органы чувств.

ПАМЯТЬ – интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.

ПАНТОМИМИКА – выразительные движения тела.

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ – это сознательное, преднамеренное, целенаправленное изменение психической деятельности, обусловленное постановкой новой цели.

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ – это непроизвольное, навязчивое, цикличное всплывание образов.

ПОДВИЖНОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ – показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения.

ПОНЯТИЕ – форма мышления, в которой отражаются существенные свойства однородной группы предметов и явлений.

ПОТРЕБНОСТЬ – это испытываемая человеком необходимость.

ПРАКСИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА – чувства, возникающие в практической деятельности.

ПРЕДМЕТ ТРУДА – совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в ходе деятельности практически или мысленно взаимодействует.

ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ – человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним.

ПРЕДМЕТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ – это отнесенность мозговой информации о предметах к реальным предметам.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ – образы предметов, явлений и событий, возникающие в результате их припоминания или воображения.

ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ психической деятельности - обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения – умения, навыки, привычки, интуиция.

ПРИВЫЧКА – действия или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью.

ПРИПОМИНАНИЕ – это воспроизведение, связанное с преодолением трудностей.

ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ – вид памяти, когда информация запоминается с помощью специальных приемов.

ПРОЭКЦИЯ – бессознательный перенос на другое лицо, приписывание собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаваться, понимая их социальную неприемлемость.

ПСИХИКА – это субъективное, сигнальное, социально обусловленное отражение действительности в системе идеальных образов, на основе которых осуществляется активное взаимодействие человека со средой.

ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ – типичные для человека особенности его психики, особенности реализации его психологических процессов.

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ – отдельные целостные акты отражательно-регуляционной деятельности.

ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ – временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.

ПСИХОДРАММА – вид групповой психотерапии, в котором пациенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей, причем их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников, с целью устранения неадекватных эмоциональных реакций, отработки социальной перцепции, более глубокого самопознания.

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ – основное действие психолога на дискретные характеристики внутреннего мира человека.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ – краткое, стандартизированное, как правило, ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – область практической психологии, цель которой заключается в оказании консультантом психологической помощи клиенту в ходе специально организованной беседы, направленной на осознание клиентом сути проблемы и способов ее решения.

ПСИХОТЕРАПИЯ – комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.

РАДОСТЬ – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае неопределенна.

РАЗДРАЖИМОСТЬ – свойственная всей живой материи способность изменять физиологическое состояние под влиянием факторов внешних раздражителей.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ – это такая организация психической деятельности, при которой одновременно выполняются два или более действия.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ – это механизм психологической защиты, при котором инстинктивным стремлениям придается определенная видимость.

РЕЛИГИЯ – культ сверхъестественной силы, воплощающий в себе идеальные качества, духовная опора верующих людей.

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ – более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с его первичным воспроизведением.

РЕШИТЕЛЬНОСТЬ – психическое состояние мобилизованности на быстрый и обоснованный выбор цели и способов ее достижения.

РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА – это реальная или воображаемая социальная общность, с которой соотносят себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой они ориентируются в своем поведении и самооценке.

РЕФЕРЕНТОМЕТРИЯ – способ выявления референтности членов группы для каждого, входящего в нее индивида.

РЕФЛЕКСИЯ – это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению.

РЕЧЬ – процесс общения людей посредством языка.

РЕЦЕПТОРЫ – специализированные нервные окончания, преобразующие раздражения в нервное возбуждение.

РИГИДНОСТЬ – это инертность, консервативность, трудность переключаемости психической деятельности.

РОЛЬ – социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

САМОНАБЛЮДЕНИЕ (ИНТРОСПЕКЦИЯ) – это наблюдение за собственными внутренними психическими процессами.

САМООБЛАДАНИЕ - способность человека осуществлять деятельность в дезорганизующих ее ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу.

САМООЦЕНКА – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

САМОСОЗНАНИЕ – это система ценностно-смысловых, личностных отношений человека к миру.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ – умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от достижения цели, критически оценивать советы и предложения других, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ – целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности.

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД – это временной диапазон, максимально чувствительный и благоприятный для развития ой или иной функции , той или иной способности человека.

СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ – повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов.

СИЛА НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ – способность нервной системы выдерживать сильные раздражители (она характеризуется выносливостью и работоспособностью).

СИНЕСТЕЗИЯ – 1) взаимодействие ощущений разных модальностей. 2) явление, когда какой-либо раздражитель, действующий на один орган чувств, вызывает добавочное ощущение, которое обычно вызывает другой орган.

СИНТЕЗ – мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико0синтетическом процессе мышления переходить от частей к частному.

СКЛОННОСТЬ – выражается в том, что человек по собственному желанию усиленно и постоянно занимается определенным видом деятельности, предпочитает ее другим, связывает с этой деятельностью свои жизненные планы.

СМЕЛОСТЬ – умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия или даже жизни.

СМЕШАННЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ – примерно равное соотношение 1 и 2 сигнальных систем в психической деятельности человека.

СОЗНАНИЕ – высший уровень развития психики, состоящий в категориально-ценностном отражении действительности, саморегуляции человеком своего поведения на основе присвоенного индивидом общечеловеческого опыта.

СОХРАНЕНИЕ – активное или пассивное преобразование запомненной информации.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ – качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и развитию личности в группе.

СОЦИОМЕТРИЯ – процедура, предполагающая опрос каждого члена малой группы с целью установления возможности его участия (или неучастия) в соответствующем виде определенном совместной деятельности или ситуации.

СОЦИОНОРМАТИВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ – система нравственных, идеологических, политических и правовых ценностей и норм данного общества.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ – это возможность к развитию отдельных психических процессов и качеств личности для какого-то конкретного вида деятельности.

СПОСОБНОСТИ – индивидуально-психологические свойства, которые обеспечивают успешность деятельности.

СРАВНЕНИЕ – мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая провести классификацию явлений и их обобщение.

СРЕДСТВА ТРУДА – совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на него.

СТАТУС – положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.

СТЕНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ – переживания, повышающие активность личности.

СТЕРЕОТИП – относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (группы, человека, события и т.п.), складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе.

СТРАХ – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности.

СТРЕСС – вызванное сверхсильным воздействием нервно-психическое перенапряжение, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации.

СТРУКТУРА – совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе.

СТЫД – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

СУБЛИМАЦИЯ – это наиболее эффективный механизм психологической защиты, направление сексуальных и агрессивных инстинктов в другое русло, в сферу культурной деятельности.

СУГГЕСТИЯ – (внушение) процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта.

СУЖДЕНИЕ – определенное знание о предмете, утверждение и отрицание каких-либо его свойств, связей и отношений.

ТАЛАНТ – это высокий уровень развития способностей человека, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.

ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ – ощущения прикосновения, разновидность кожных ощущений.

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – мышление, приводящее к новым открытиям, принципиально новым результатам.

ТЕМПЕРАМЕНТ – характеристика индивида со стороны нервно-динамических особенностей его психической деятельности.

ТЕМПЕРАТУРНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ – это ощущения, возникающие от раздражения терморецепторов кожи.

ТЕСТ - метод испытаний, установления определенных психических качеств человека.

ТИП ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – тип высшей нервной деятельности (сила, уравновешенность, подвижность), определяемый в основном совокупностью свойств нервной системы.

ТИПИЗАЦИЯ – прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощения их в новом образе.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это устойчивость к трудностям, терпимость к поведению других людей.

ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ – 1) структурный анализ эго-состояний; 2) анализ деятельности и общения, основанный на понятии «трансакция» как взаимодействие эго-состояний двух вступающих в общение индивидов.

ТРОПИЗМЫ – изменения направления движения растений под влиянием биологически значимых раздражителей.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей.

УБЕЖДЕНИЕ – осознанная потребность личности, побуждающая ее деятельность в соответствии со своими ценностными ориентациями.

УВЕРЕННОСТЬ – это волевое психическое состояние, которое представляет собой высоко вероятностное ожидание запланированного результата деятельности на основе учета исходных условий.

УДИВЛЕНИЕ – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

УЗНАВАНИЕ – идентификация (опознание) объектов или явлений как ранее известных в момент непосредственного контакта с ними.

УМЕНИЕ – способность осознанно выполнить определенное действие.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

УРАВНОВЕШЕННОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ – характеризуется соотношением процессов возбуждения и торможения.

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ – стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

УСТАНОВКА – готовность к упрочившимся стереотипным действиям в типовых для данной личности ситуациях.

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – способ усвоения предметных и познавательных действий, в основе которого лежат механизмы преобразования усваиваемого материала.

УЧЕНИЕ – процесс приобретения и закрепления знаний и способов деятельности индивидов.

ФАНТАЗИЯ – конструирование вымышленных, часто далеких от реальности образов.

ФАСИЛИТАЦИЯ – повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие наблюдения за ней другого человека (людей), в частности, соперника.

ФИЗИОГНОМИКА – учение об однозначной связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психические характеристики этого типа.

ФИЛОГЕНЕЗ – процесс эволюционного развития вида

ФОБИИ – навязчивые, гипертрофированные с представления об определенном виде опасности.

ФРЕНОЛОГИЯ – выдвинутое Ф. Галлеем учение о связи психических особенностей человека с наружной формой черепа.

ФРУСТРАЦИЯ - конфликтное отрицательно-эмоциональное состояние, возникшее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими непреодолимыми препятствиями на пути достижения высоко значимых целей.

ХАРАКТЕР – совокупность устойчивых ценностно-ориентационных и поведенческих качеств личности, тип поведения человека.

ХИРОМАНТИЯ – одна из древнейших систем определения индивидуальных особенностей человека, черт его характера, пережитых им событий и его грядущей судьбы по кожному рельефу ладоней.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ – относительное преобладание первой сигнальной системы в психической деятельности человека.

ЦЕЛЬ – 1) определяет содержание, структуру и динамику (временную организацию) деятельности; 2) то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конечного результата деятельности..

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ – это психическое состояние, которое характеризуется сосредоточенностью сознания на основных, наиболее значимых целях.

ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПИЯТИЯ – это отражение предмета в качестве устойчивой системной целостности.

ЧЕЛОВЕК – 1) существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального; 2) это общественное существо, неразрывно связанное с социальной средой, в которой оно живет и без которой не может существовать.

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА – это индивидуальные привычные формы поведения человека в соответствующих ситуациях, в которых реализуется его отношение к действительности.

ЧУВСТВО – 1) это эмоциональная форма отражения социально значимых явлений; 2) отражение в сознании человека его отношения к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ – способность некоторых живых организмов воспринимать раздражители, обладающие сигнальной функцией по отношению к раздражителям, имеющим прямое биологическое значение.

ШИРОТА МЫШЛЕНИЯ – это способность охватить процесс в целом.

ЭЙДЕТИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ – зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

ЭЙФОРИЯ – повышенное радостное, веселое настроение, состояние благодушия и беспечности, не соответствующе объективным обстоятельствам.

ЭКСПЕРИМЕНТ – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

ЭКСТРАВЕРТИРОВАННОСТЬ – характерологическая особенность некоторых людей, проявляющаяся в повышенной общительности, открытости внутреннего мира и интереса к другим людям

ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ – переход от внутреннего (умственного) плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами.

ЭКСТЕРОЦЕПТИВНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ – ощущения, связанные с рецепторами, находящимися на поверхности тела.

ЭМОЦИИ – психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

ЭМПАТИЯ это мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью понять переживания и чувства познаваемого человека.

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА – это чуткость, восприимчивость к прекрасному в окружающей предметной и социальной среде, придание прекрасному ценностного значения.

ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК – явление, характеризующее позитивное влияние на процессы памяти перерывов в деятельности.

ЭФФЕКТ ОРЕОЛА – 1) общее оценочное впечатление о человеке в зависимости от его социального статуса в условиях дефицита информации о нем, доминирование первого впечатления о человеке при последующем взаимодействии с ним.2) влияние самого общего впечатления о человеке на дальнейшую оценку его поведения и поступков.

ЯЗЫК – система словесных знаков, опосредствующих психическую (прежде всего интеллектуальную) деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи.

Я-КОНЦЕПЦИЯ – относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система преставлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе; 2) это целостный, хотя и нелишенный внутренних противоречий образ собственного «Я», выступающий как установка по отношению к самому себе.

ЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Глуханюк, Н.С. Практикум по общей психологии: учеб. пособие / Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко, С.Л. Семенова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006, - 224 с.
2. Общая психология: учебник / под ред. А.В. Карпова. - М.: Гардарики, 2004. – 232 с.
3. Психология: учебник / М.В. Аллахвердов [и др.]; отв. ред. А.А. Крылов. – М.: ТК Велби, Проспект, 2004. – 752 с.
4. Ратанова, Т.А. Психология общая: Экспериментальная психология: учебник / Т.А. Ратанова, И.А. Домашенко. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. – 464 с.
5. Сонин, В.А. Психологический практикум: задачи, этюды, решения / В.А. Сонин. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. – 272 с.
6. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: Практикум. Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону; Феникс, 2006.

7.1.2 Дополнительная литература

1. Айсмонтас, Б.Б. Общая психология: Схемы / Б.Б. Айсмонтас. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 207 с.
2. Батаршев, А.В. Диагностика способности к общению / А.В. Батаршев. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с.
3. Большой толковый психологический словарь / А. Ребер. – М.: Вече, АСТ, 2000. - 704 с.
4. Василенко, Т.Д. Психология. Тестовый контроль знаний: учеб. пособие / Т.Д. Василенко, В.Б.Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 109 с.
5. Величковский, Б.М. Когнитивная психология: Основы психологии познания: в 2 т. – Т. 1 / Б.М. Величковский. – М.: Смысл: Академия, 2006. – 448 с.
6. Знаков, В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы / В.В. Знаков. – М.: Институт психологии РАН, 2005. - 448 с.
7. Ительсон, Л.Б. Лекции по общей психологии: учеб. пособие / Л.Б. Ительсон. - М.: ООО «АСТ»; Минск: Харвест, 2002. – 896 с.
8. Колесов, Д.В. Поведение: физиология, психология, этика: учеб. пособие / Д.В. Колесов. – Моск-й психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. -696 с.
9. Коноваленко, С.В. Удача – не случайность: Как психологически подготовиться к экзаменам и успешно сдать их / С.В. Коноваленко. – М.: Эксмо, 2004. – 96 с.
10. Крысько, В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: учеб. пособие / В.Г. Крысько. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. – 192 с.
11. Кузин, Ф.А. Культура делового общения: практ. пособие / Ф.А. Кузин. – М.: Ось-89, 2005. - 320 с.
Леонов, Н.И. Психология делового общения: учеб. пособие / Н.И. Леонов. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – 256 с.
Маланов, С.В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности: учеб. пособие / Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – 480 с.
Мелехова, А.А. Ясный ум, хорошая память. Помоги голове работать / А.А. Мелехова. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2005. – 160 с.
Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Просвещение, 2003. – 250 с.
Немов, Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов. – М.: Высшее образование, 2008. - 639 с.
Немов, Р.С. Путь к коллективу / Р.С. Немов. – М.: Педагогика, 1998. – 144 с.
18. Никиреев, Е.М. Направленность личности и методы ее исследования: учеб. пособие / Е.М. Никиреев. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – 192 с.
19. Нуркова, В.В. Психология: учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. – М.: Высшее образование, 2006. – 484 с.
20. Психология высших когнитивных процессов / под ред. Т.Н. Ушаковой, Н.И. Чуриковой. – М.: ИП РАН, 2004. – 304 с.
21. Психология: учебник / под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.
22. Психология: учебник / под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 660 с.
23. Прусова, Н.В. Общая психология: учеб. пособие / Н.В. Прусова, И.А. Пивоварова, Т.В. Ножкина. – М.: Экзамен, 2005. – 384 с.
24. Станкин, М.И. Общая психология. Функциональные явления человеческой психики / М.И. Станкин. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – 400 с.
25. Станкин, М.И. Психология общения / М.И. Станкин. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – 304 с.
26. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 736 с.
27. Тертель, А.Л. Психология в вопросах и ответах: учеб. пособие / А.Л. Тертель. – М.: ТК Велби, Проспект, 2005. – 176 с.
28. Трофимова, Н.М. Общая психология: практикум / Н.М. Трофимова, Е.В. Поленякина, Н.Б. Трофимова. – СПб.: Питер, 2005. – 320 с.
29. Фьюсел, Б. Супермозг: тренинг памяти, внимания и речи / Б. Фьюсел, А.В. Лихач. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 224 с.
30. Хорошевский, Н.И. Современные методы развития памяти и мышления / Н.И. Хорошевский. – М.: «Дашков и К»; «Наука-Спектр», 2008. – 256 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …..……………………………………………………………………3

Краткий курс лекций…………………………………………………………...4

Семинарские и практические занятия……………………………………….85

Темы рефератов……………………………….……………………………..126

Вопросы к экзаменам ……………………………………………….……….128

Глоссарий…………………………….……………………………………….131

Рекомендуемая литература …………………………………………………156