Альтернативных видов топлив

В связи с перспективой истощения мировых запасов нефти, перед авиацией встаёт вопрос перехода на альтернативные виды топлив (АВТ). Уже в настоящее время авиации приходится преодолевать конкуренцию со стороны других потребителей, той, относительно небольшой доли сырой нефти, которая используется для производства авиационного керосина.

Принимая во внимание сложность создания структуры снабжения авиатранспорта альтернативными видами топлива (например, сжиженным водородом), а также учитывая прогноз ожидаемых пассажирских перевозок по России и странам ближнего зарубежья, можно сделать вывод о необходимости создания ближнемагистрального самолёта вместимостью до 100 человек и возможностью использования, как авиационного керосина, так и АВТ. Самолёт должен соответствовать нормам лётной годности гражданских самолётов АП-25. В качестве одного из вариантов АВТ предполагается использовать сжиженный водород.

 

Исходные данные для проектирования самолета

1.1

Крейсерская скорость: Vкр = 800 км/ч на высоте 11000 м.

Дальность полета: L = 3000 км.

Посадочная скорость: Vпос = 225 км/ч.; Vз.п. = 250 км/ч;

Длина ВПП: Lвпп = 1800м.

Максимальная коммерческая нагрузка: mцн = 11000 кг.

Максимальная пассажировместимость: Nпас = 100 чел.

Тип двигателя: два ТРДД.

Примечание редактора: Остальные данные записываются в ТЗ по форме, ранее представленной в главе 1, но, разумеется, со своими численными значениями. Самолет и его системы должны соответствовать АП-25.


Выбор прототипа

В качестве прототипа самолета, для использования АВТ, выбираем самолет Ту-334, т.к. его лётно-технические характеристики наиболее близки к проектируемому самолёту, а также другие самолеты, имеющие аналогичные ЛТХ.

 

Характеристики самолетов-прототипов. Таблица П3.1

Характеристики самолетов FokkerlO DC9-30    
Дальность полета, км 2400 2800  
Массовые характеристики  
Максимальная взлетная масса, кг 43090 44450 46100  
Масса целевой нагрузки, кг 11100 11800 11000  
Масса пустого снаряж. самолета, кг 19490 18450 23700  
Масса топлива во внутренних баках, кг 12500 14200 11300  
Относительн. масса конструкции 0,24 0,23 0,27  
Относит. масса силовой установки 0,12 0,11 0,14  
Относительная масса топлива 0,29 0,32 0,245  
Относительная масса оборудования и управления 0,11 0,10 0,13  
Геометрические параметры  
Площадь крыла, м2 (S) 93,5 92,97 93,27  
Размах крыла, м (l) 28,08 28,47 29,8
Удлинение крыла (l) 8,43 8,72 8,71
Углы стреловидности крыла (по 1/4 хорд) 17°27 24° 26°
Сужение крыла (h) 4,19 4,42 4,42
Характеристики, силовой установки
Тип и количество двигателей 2ТРДД 2ТРДД 2ТРДД
Марка двигателя Тау 620-5 JT8D-7 Д436т1
Стартовая тяга (Ро), даН 12320 12470 15500

 

Окончание таблицы П3.1

Характеристики самолетов FokkerlO DC9-30 Ту-334
Степень двухконтурности двигателя(m) 3,2 1,66 3,6
Удельный вес двигателя 0,22 0,22 0,22
Стартовый удельный расход топлива (Сро), кг/(даН*ч) 0,40 0,46 0,38
Удельный расход топлива в крейсерском полете(Сркр), кг/(даН*ч) 0,69 0,73 0,61
Стартовая тяговооруженность ( Р_о) 0,285 0,283 0,335
Стартовая уд. нагрузка на крыла, даН/м2 (рo) 460 478 495