Альтернативных видов топлив
В связи с перспективой истощения мировых запасов нефти, перед авиацией встаёт вопрос перехода на альтернативные виды топлив (АВТ). Уже в настоящее время авиации приходится преодолевать конкуренцию со стороны других потребителей, той, относительно небольшой доли сырой нефти, которая используется для производства авиационного керосина.
Принимая во внимание сложность создания структуры снабжения авиатранспорта альтернативными видами топлива (например, сжиженным водородом), а также учитывая прогноз ожидаемых пассажирских перевозок по России и странам ближнего зарубежья, можно сделать вывод о необходимости создания ближнемагистрального самолёта вместимостью до 100 человек и возможностью использования, как авиационного керосина, так и АВТ. Самолёт должен соответствовать нормам лётной годности гражданских самолётов АП-25. В качестве одного из вариантов АВТ предполагается использовать сжиженный водород.
Исходные данные для проектирования самолета
1.1
Крейсерская скорость: Vкр = 800 км/ч на высоте 11000 м.
Дальность полета: L = 3000 км.
Посадочная скорость: Vпос = 225 км/ч.; Vз.п. = 250 км/ч;
Длина ВПП: Lвпп = 1800м.
Максимальная коммерческая нагрузка: mцн = 11000 кг.
Максимальная пассажировместимость: Nпас = 100 чел.
Тип двигателя: два ТРДД.
Примечание редактора: Остальные данные записываются в ТЗ по форме, ранее представленной в главе 1, но, разумеется, со своими численными значениями. Самолет и его системы должны соответствовать АП-25.
Выбор прототипа
В качестве прототипа самолета, для использования АВТ, выбираем самолет Ту-334, т.к. его лётно-технические характеристики наиболее близки к проектируемому самолёту, а также другие самолеты, имеющие аналогичные ЛТХ.
Характеристики самолетов-прототипов. Таблица П3.1
Характеристики самолетов | FokkerlO | DC9-30 | ||
Дальность полета, км | 2400 | 2800 | ||
Массовые характеристики | ||||
Максимальная взлетная масса, кг | 43090 | 44450 | 46100 | |
Масса целевой нагрузки, кг | 11100 | 11800 | 11000 | |
Масса пустого снаряж. самолета, кг | 19490 | 18450 | 23700 | |
Масса топлива во внутренних баках, кг | 12500 | 14200 | 11300 | |
Относительн. масса конструкции | 0,24 | 0,23 | 0,27 | |
Относит. масса силовой установки | 0,12 | 0,11 | 0,14 | |
Относительная масса топлива | 0,29 | 0,32 | 0,245 | |
Относительная масса оборудования и управления | 0,11 | 0,10 | 0,13 | |
Геометрические параметры | ||||
Площадь крыла, м2 (S) | 93,5 | 92,97 | 93,27 | |
Размах крыла, м (l) | 28,08 | 28,47 | 29,8 | |
Удлинение крыла (l) | 8,43 | 8,72 | 8,71 | |
Углы стреловидности крыла (по 1/4 хорд) | 17°27 | 24° | 26° | |
Сужение крыла (h) | 4,19 | 4,42 | 4,42 | |
Характеристики, силовой установки | ||||
Тип и количество двигателей | 2ТРДД | 2ТРДД | 2ТРДД | |
Марка двигателя | Тау 620-5 | JT8D-7 | Д436т1 | |
Стартовая тяга (Ро), даН | 12320 | 12470 | 15500 |
Окончание таблицы П3.1
Характеристики самолетов | FokkerlO | DC9-30 | Ту-334 |
Степень двухконтурности двигателя(m) | 3,2 | 1,66 | 3,6 |
Удельный вес двигателя | 0,22 | 0,22 | 0,22 |
Стартовый удельный расход топлива (Сро), кг/(даН*ч) | 0,40 | 0,46 | 0,38 |
Удельный расход топлива в крейсерском полете(Сркр), кг/(даН*ч) | 0,69 | 0,73 | 0,61 |
Стартовая тяговооруженность ( Р_о) | 0,285 | 0,283 | 0,335 |
Стартовая уд. нагрузка на крыла, даН/м2 (рo) | 460 | 478 | 495 |