Линейная компоновка

.

При компоновке дозвуковых пассажирских самолетов (ДПС) наибольше распространение получила методика, которую условно можно назвать "линейной". Она может успешно использоваться также при компоновке других типов самолетов, традиционно имеющих устоявшееся, отличающееся лишь дистанцией, положение функциональных элементов относительно друг друга. Согласно этой методике элементы линейно стыкуются ("нанизываются" на продольную ось самолета) в определенном порядке.

В процессе реального проектирования перед проведением продольной компоновки фюзеляжа ДПС обычно формируют несколько альтернативных вариантов его поперечных сечений, отличающихся числом пассажирских кресел в ряду (рис. 3.4). При этом радиус верхней «пассажирской» части фюзеляжа определяется обычно как половина суммы ширины кресел (с учетом размеров подлокотников), ширины проходов между креслами и зазоров между конструкцией кресел и внутренней обшивкой фюзеляжа. Радиус нижней части фюзеляжа, описывающий подпалубный грузоотсек, определяется из условия размещения (с учетом зазоров) наиболее крупного грузового контейнера из заданных типов. Полученные таким образом верхний и нижний радиусы сечения фюзеляжа являются внутренними и должны быть увеличены на толщину тепло- и звукоизоляции, а также на высоту конструкции шпангоутов, для получения внешних «габаритных» размеров сечения (рис. 3.5).

 

Конкретные размеры пассажирских кресел, проходов, багажных полок, в зависимости от класса салона, а также габариты стандартных грузовых и багажных контейнеров даны в книгах [1, 2 ], см. также табл. 3.2.

После формирования нескольких вариантов поперечных сечений фюзеляжа, для каждого из них формируется свой вариант плановой проекции самолета путем линейного «нанизывания» на продольную ось функциональных элементов в определенном порядке.

Для дозвукового пассажирского самолета этот порядок обычно таков (см. рис. 3.6): большая антенна РЛС - технический отсек с электронным оборудованием -кабина экипажа- технический отсек и служебные помещения экипажа -вспомогательные помещения пассажирской кабины -I-й пасса-жирский салон - кухня - II-й пассажирский салон - ... и т.д. Длина фюзеляжа самолета определяется при этом методе практически "за один проход"

При компоновке пассажирского салона следует учитывать рекомендации, изложенные в лекционном курсе, а также в литературе [1,2,3], например, несовместимость расположения рядом кухни и туалета и т.п. Там же даны конкретные данные по величине шага кресел, относительным (на одного пассажира) площадям кухни, гардеробов, туалетов в зависимости от класса пассажирского салона. Из всех сформированных вариантов компоновки пассажирского салона для дальнейшей проработки выбирается тот, который обеспечивает наименьшую массу самолета с учетом изменения размерности и массы, сопряженных с фюзеляжем агрегатов самолета (крыла, оперения, шасси).

В процессе учебного проектирования (курсового, дипломного) можно ограничиться рассмотрением одного варианта поперечного сечения фюзеляжа, выбрав число пассажирских кресел в ряду таким же, как у большинства самолетов данного класса (т.е. «по статистике»).


 

 

Рис. 3.4. Различные типы поперечных сечений фюзеляжей

пассажирских самолетов

 


Рис. 3.5. Поперечное сечение фюзеляжа самолета

схемы «летающее арыло»

 

 

 

Рис.3.6. Пример «линейной компоновки» фюзеляжа дозвукового пассажирского самолета


 

Характеристики авиационных пассажирских кресел

 

Таблица 3.3

 

Классы сидений Расстояние между подлокотниками В, Ширина подлокотников b Длина подушки сидения до спинки L Высота сидения над полом h Высота сидения над спинкой H Угол отклонения спинки от вертикали, градус Ширина блока сидений
B2 B3
I -
III

 

Примечание.Все размеры в таблице 3.3 даны в мм.В блоках сидений 1 класса расстояние между сидениями равно 120 мм; в сидениях повышенного комфорта этот размер увеличивается до 300 мм, а общая ширина блока В2 увеличивается до 1480

Рис. 3.7. Геометрические размеры кресел (к табл. 3.2)


Рис.3.8. Примеры различных компоновок пассажирских салонов ДПС.