Глава 3. ЛПР 3
Компоновка и вычерчивание общего вида самолета
Содержание этапа проектирования «компоновка самолета»
Под компоновкой (как процессом) будем подразумевать последовательность действий проектировщика, целью которых является: уточнение внешней конфигурации самолета, полученной на этапе синтеза схемы, размещение функциональных элементов внутри этой конфигурации, минимизация размеров конфигурации с целью достижения минимальной массы, центровка самолета.
Таким образом, этап проектирования "компоновка самолета" включает:
· размещение функциональных элементов (целевой нагрузки, экипажа, оборудования, топлива) внутри заданной аэродинамической конфигурации. Эта операция, кроме всего прочего, позволяет провести контроль "осуществимости" самолета в рамках ранее выбранной схемы;
· процесс минимизации размеров (объема) принятой конфигурации для достижения наиболее плотной компоновки и снижения массы и аэродинамического сопротивления проектируемого самолета;
· уточнение геометрических параметров принятой аэродинамической конфигурации, вызванное потребностями наиболее плотной компоновки;
· расчет геометрических и весовых характеристик сформированных вариантов компоновки самолета, определение их центра масс (центровку), а также предоставление необходимой информации для оценки эффективности проекта.
После выполнения в процессе проектирования этапа "компоновка", самолет приобретает конкретный физический облик (образ), которому присущи размеры, масса, аэродинамические характеристики, ЭПР и прочие свойства.
Присутствие "физического образа" самолета на всех последующих этапах проектирования является необходимым условием корректного определения его эффективности.
Компоновка представляет собой совокупность трех взаимосвязанных процессов: аэродинамической компоновки, объемно-весовой компоновки и конструктивно-силовой компоновки.
Хотя при реальном проектировании все три процесса выполняются одновременно (то есть параллельно), в учебно-методическом плане целесообразно их рассмотреть последовательно.