Глава 3. ЛПР 3

Компоновка и вычерчивание общего вида самолета

Содержание этапа проектирования «компоновка самолета»

Под компоновкой (как процессом) будем подразумевать последовательность действий проектировщика, целью которых является: уточнение внешней конфигурации самолета, полученной на этапе синтеза схемы, размещение функциональных элементов внутри этой конфигурации, минимизация размеров конфигурации с целью достижения минимальной массы, центровка самолета.

Таким образом, этап проектирования "компоновка самолета" включает:

· размещение функциональных элементов (целевой нагрузки, экипажа, оборудования, топлива) внутри заданной аэродинамической конфигурации. Эта операция, кроме всего прочего, позволяет провести контроль "осуществимости" самолета в рамках ранее выбранной схемы;

· процесс минимизации размеров (объема) принятой конфигурации для достижения наиболее плотной компоновки и снижения массы и аэродинамического сопротивления проектируемого самолета;

· уточнение геометрических параметров принятой аэродинамической конфигурации, вызванное потребностями наиболее плотной компоновки;

· расчет геометрических и весовых характеристик сформированных вариантов компоновки самолета, определение их центра масс (центровку), а также предоставление необходимой информации для оценки эффективности проекта.

После выполнения в процессе проектирования этапа "компоновка", самолет приобретает конкретный физический облик (образ), которому присущи размеры, масса, аэродинамические характеристики, ЭПР и прочие свойства.

Присутствие "физического образа" самолета на всех последующих этапах проектирования является необходимым условием корректного определения его эффективности.


Компоновка представляет собой совокупность трех взаимосвязанных процессов: аэродинамической компоновки, объемно-весовой компоновки и конструктивно-силовой компоновки.

Хотя при реальном проектировании все три процесса выполняются одновременно (то есть параллельно), в учебно-методическом плане целесообразно их рассмотреть последовательно.