Определение основных проектных параметров самолета

 

Следующим этапом формирования облика самолета является определение его основных проектных параметров. Перечислим их – это:

стартовая удельная нагрузка на крыло - , [даН/м2;];

стартовая тяговооруженность самолета - , [б/р].

относительная масса топлива - [б/р].

 

В учебнике [1] и курсе лекций по дисциплине «Проектирование самолетов» показывается, что заданные в ТЗ значения потребных летно-технических характеристик (ЛТХ) самолета однозначно зависят от значений его основных проектных параметров (см. таблицу 2.1)

Следовательно, для выполнения требований ТЗ, нам необходимо заложить в проект самолета соответствующие значения основных проектных параметров - нагрузки на крыло, тяговооруженности и относительной массы топлива, а с их помощью определить и основные абсолютные размерные параметры (ресурсы) самолета – площадь крыла, тягу (или мощность) двигателя и потребный запас топлива на борту.


Таблица 2.1. Зависимость между ЛТХ, проектными и абсолютными параметрами самолета.

    Летно-технические характеристики, заданные в Техническом задании       Проектный (относительный) параметр, обеспечивающий выполнение ТЗ   Ресурс – размерный (абсолютный) параметр самолета, обеспечивающий выполнение ТЗ
Для неманевренных самолетов Посадочная скорость (или скорость захода на посадку).   Крейсерская скорость на крейсерской высоте полета.   Максимальная перегрузка при маневре.     Стартовая нагрузка на крыло: ; (выбирается меньшая из найденных)     Площадь крыла
  Градиент набора высоты с одним отказавшим двигателем.   Крейсерская скорость полета на крейсерской высоте.   Длина разбега самолета при взлете.   Для маневренных самолетов: Скороподъемность самолета. Максимальная скорость на заданной высоте. Заданная установившаяся эксплуатационная перегрузка       Стартовая тяговооруженность самолета: ; (выбирается большая из найденных)     Стартовая тяговооруженность самолета: ; (выбирается большая из найденных)     Суммарная стартовая тяга двигателей:     Суммарная стартовая тяга двигателей:    
  Дальность полета самолета     Относительная масса топлива   Масса топлива на борту самолета

 

 

Для получения полного представления об облике проектируемого самолета студент должен определить и другие абсолютные и относительные параметры, как самолета в целом, так и его отдельных агрегатов. Поскольку это весьма трудоемкая задача, в процессе выполнения курсовой работы рекомендуется брать значения этих параметров такими же, как у выбранных прототипов (см. пример выполнения курсовой работы в Приложении 3).

 


 

Пример определения основных проектных параметров и массы среднемагистрального пассажирского самолета, использующего в качестве топлива сжиженный водород, приведен в Приложении 3 к данному пособию. В этом примере используется изложенная в [1] методика определения проектных параметров самолета из условия получения заданных в ТЗ значений летно-технических характеристик.

Поскольку определение массы и основных проектных параметров легких пассажирских самолетов имеет свои специфические особенности, студентам, выполняющим Курсовую работу и дипломный проект на подобную тему, рекомендуется пользоваться пособием А.Н. Арепьева [6], в котором данные вопросы описаны подробно. Здесь же, в качестве примера рассмотрим определение основных проектных параметров легкого пассажирского самолета.