Подготовка исходных данных для проектирования
Непосредственно процессу проектирования самолета предшествует ряд этапов, формирующих исходные данные для проектирования. Наиболее существенными из них являются:
- Анализ предпосылок создания данного самолета.
- Формирование технического задания (ТЗ) на проектируемый самолет.
- Анализ ТЗ, выбор прототипов проектируемого самолета, сбор и анализ их статистических данных.
- Формирования научно-технического и методического задела.
Два первые из перечисленных этапов являются задачами «внешнего проектирования» и выполняются государственными учреждениями и специализированными научно-исследовательскими институтами, учитывающими как внутренние потребности страны, так и ее внешнеэкономические и оборонные задачи.
Так, например, исходя из существующего и прогнозируемого объема внутренних и международных грузопассажирских авиаперевозок, решается задача формирования потребного парка воздушных судов и их рациональных летно-технических характеристик. В новых экономических условиях эту задачу могут решать соответствующие подразделения авиакомпаний.
Аналогично, для военных самолетов с учетом политической обстановки и военной доктрины разрабатываются стратегии применения авиации в возможных конфликтах и на основании анализа операций и теории игр формируются требования к количеству и летно-техническим характеристикам различных видов военных самолетов.
Следует отметить, что хотя два названных этапа и не относятся к процессу «внутреннего проектирования», в рамках которого выполняется курсовая работа, студент должен иметь представление о задачах, решаемых на этих стадиях разработки проекта, тем более что эти вопросы рассматриваются в лекционных курсах «Проектирование и эффективность авиационных комплексов» и «Проектирование самолетов». Кроме того, в последнее время наблюдается все большее взаимопересечение и взаимопроникновение задач внутреннего и внешнего проектирования.
Основные этапы первоначальной стадии внутреннего проектирования, а именно этапы разработки Технического предложения, в рамках которого выполняется сначала курсовая работа, а затем и дипломный проект, показаны на рис. 1.1.
Начинается разработка Технического предложения (в нашем случае курсовой работы) с предварительных изысканий, содержанием которых являются:
1.– формирование (с обязательным учетом требований задания на курсовую работу) предварительного ТЗ на проектирование самолета;
2.– формирование научно-технического и методического задела;
3.– выбор схемы самолета, типа и числа его двигателей.
Первый пункт предварительных изысканий необходим, так как в задании на курсовую работу дается лишь минимальный перечень требований к проектируемому самолету ( m цел.нагр, N пасс., ЛТХ потребн. и т.п.). Остальные же требования, регламентируемые техническим заданием (такие, например, как ресурсные характеристики, состав экипажа, требования к комфорту пассажиров и др.) должны быть сформулированы самим студентом.
Итак, основным документом, определяющим потребные характеристики будущего самолета, является техническое задание (ТЗ)на его проектирование. Для военных самолетов оно оформляется в виде тактико-технических требований (ТТТ)к самолету.
|
Рис. 1.1. Блок-схема предварительного проектирования.
Структура технического задания, содержание его общей и специальной частей, а также учитываемые в процессе проектирования ограничения представлены на рис. 1.2.
Техническое задание на проектирование пассажирского самолета должно содержать:
1. Назначение проектируемого самолета, включая условия его применения (в том числе характеристики используемых аэродромов).
2. Общие требования – в виде указаний на нормы летной годности и другие стандарты, которыми необходимо руководствоваться в процессе проектирования.
3. Требуемые летно-технические характеристики.
4. Требуемые ресурсные характеристики.
5. Состав экипажа самолета.
6. Требуемый уровень комфорта в кабине пассажиров.
7. Состав оборудования самолета.
8. Требования к силовой установке.
9. Общие требования к системе технического обслуживания.
10. Характеристики технического уровня самолета.
Предварительное формирование ТЗ (а только такое требуется в курсовой работе) выполняется студентом путем анализа и сравнения статистических данных самолетов аналогичного класса, то есть самолетов-прототипов. Такой подход позволяет использовать обобщенный опыт мирового самолетостроения.
. В число прототипов, как правило, включаются самолеты аналогичного назначения, обладающие характеристиками, максимально близкими к проектируемому самолету.
Например, для магистрального пассажирского самолета критерием выбора прототипа будет близость величин:
максимальной пассажировместимости (или масса коммерч.нагр. ),
расчетной дальности полета Lрасч, крейсерских скорости и высоты полета,
условий базирования: Lвпп, Vзп и Vпос.
|
Перечень норм, используемых при проектировании самолета.
§ АП-21 – процедура сертификации
§ АП-21FG – сертификация для производства
§ АП-23 – ЛЕГКИЕ САМОЛЕТЫ
§ АП-25 – ТРАНСПОРТНЫЕ САМОЛЕТЫ
§ АП-183 – представители авиационной власти
§ Нормы по шуму
§ Нормы по эмиссии
и другие
Для военного (например, ударного) самолета соответствующими величинами будут:
масса целевой нагрузки- mцелев. нагр;
боевой радиус действия Rбоев.;
длина разбега L разб., длина пробега Lпроб;
максимальная скорость полета V max. на высоте H;
крейсерская скорость полета V крейс на высоте H крейс;
максимальная эксплуатационная перегрузка nу.
Необходимо также указать при этом период разработки самолета, т.е. определить его поколение, влияющее на уровень научно-технических достижений, использованных при его создании.
По каждому из самолетов-прототипов подбирается, обрабатывается и систематизируется информация по особенностям схемы и конструкции, их геометрическим, массовым и аэродинамическим характеристикам, силовой установке, составе оборудования и систем, а также ЛТХ.
Следует обратить особое внимание на три основных проектных параметра самолета, величины которых должны обязательно присутствовать в таблице: взлетную нагрузку на крыло, взлетную тяговооруженность и относительную массу топлива. Если по каким-либо причинам их не удалось найти в технической литературе, их величины вычисляются на основании приведенных данных по известным формулам [1].
Полученная статистическая информация позволяет обоснованно сузить поле поиска при выборе схемы самолета, типа и количества двигателей, диапазона варьирования проектных параметров. Пример оформления результатов подобной работы представлен в таблице 1.1 Приложения 3 к данному пособию.