Информационные системы корпоративного

планирования и бюджетирования

Аналитические системы планирования и бюджетирования позволяют обеспечить операционное и финансовое планирование на корпоративном уровне, что необходимо для реализации стратегии. Существенное отличие систем планирования корпоративного уровня от модулей планирования ERP-систем заключается в том, что планирование корпоративного уровня охватывает всю компанию (или даже группу компаний), проводится в агрегированных показателях, в рамках длительных плановых периодов (например, год с разбивкой по кварталам или месяцам). ERP-системы обеспечивают текущее (краткосрочное) планирование с применением более детальных показателей в рамках отдельных подразделений и производственных участков. Таким образом, обе категории систем планирования в совокупности объединяют полный спектр планов — от стратегических до оперативных. Далее под системами планирования и бюджетирования будем подразумевать системы корпоративного уровня.

Рассмотрим основные функции корпоративных систем планирования и бюджетирования.

Многомерное хранение информации. Для хранения управленческой информации системы планирования и бюджетирования применяют многомерные базы данных. Управленческая информация хранится в многомерном кубе, грани которого (аналитические направления) имеют конкретную экономическую интерпретацию: план счетов (бюджетные статьи); календарь планирования; валюты; объекты (центры финансовой ответственности); виды продукции; рынки и т.п. Некоторые аналитические направления (план счетов и календарь) обязательны, а другие — определяются пользователями.

План счетов. Предусмотрен для систематизации и структурирования показателей планирования, имеет иерархическую структуру и предусматривает детализацию до необходимого уровня. В структуре счетов описывают арифметические зависимости между показателями, а более сложные взаимосвязи — с помощью специальных расчетных процедур — бизнес-правил.

Календарь планирования. Позволяет описать горизонт планирования и разбить его на отдельные интервалы времени, обеспечивает иерархическое представление временных интервалов.

Мультивалютность. Финансовую информацию планируют, прогнозируют и анализируют как в одной, так и в нескольких валютах. Для каждого центра финансовой ответственности (ЦФО) указывают его локальную (базовую) валюту, которая по умолчанию считается валютой ввода финансовой информации для данного ЦФО.

Бизнес-правила. Для бюджетной модели необходимы более сложные расчеты, чем арифметические действия, определяемые иерархией аналитических направлений. Для этого в системе предусмотрены специальные средства описания расчетных процедур (бизнес-правила), они позволяют выполнять сложные многошаговые вычисления, применять распределения и формулы экономических расчетов, а также использовать глобальные параметры — предпосылки и допущения, являющиеся общими для нескольких счетов.

Описание финансовой структуры предприятия. В процессе планирования взаимоотношения между сотрудниками выстраиваются определенным образом в соответствии с финансовой структурой предприятия, т.е. совокупностью и иерархией ЦФО. Так как аналитические направления допускают иерархическое представление, то в системе можно описать отношения подчиненности с учетом финансовой структуры предприятия.

Описание пользователей. Системы корпоративного планирования и бюджетирования рассчитаны на одновременную работу большого количества пользователей в условиях централизованного процесса планирования, охватывающего все подразделения, филиалы и дочерние структуры корпорации. Пользователей подразделяют на следующие категории:

- системный администратор — технический специалист, занимающийся инсталляцией, контролем работоспособности и поддержкой программного комплекса;

- администратор бюджетов — специалист финансово- экономического профиля, который координирует и направляет все процессы, связанные с формированием, контролем и анализом исполнения бюджета. Он обладает полным набором прав доступа к бюджетной информации;

- аналитик бюджетов — сотрудник финансового департамента, исполняющий роль связующего звена между руководителями подразделений и финансовой службой компании. Его функции заключаются в просмотре, анализе, изменении и представлении плановых и бюджетных данных, именно он разрабатывает и внедряет правила и модели планирования, а также создает отчеты для руководства;

- составитель бюджетов (планировщик) — специалист, представляющий определенное структурное подразделение и отвечающий за бюджеты на уровне подразделения или проекта. Он вводит в систему информацию (вместе с аннотациями), анализирует бюджетные данные и представляет их на рассмотрение, контролирует состояние плана или бюджета.

Сценарии и версии. В любой крупной организации планирование носит многовариантный характер. Система позволяет описывать различные вариации планов и бюджетов, при этом любой версии может соответствовать собственная процедура согласования. Версии бюджета придают процессу планирования дополнительную гибкость и могут иметь различную интерпретацию по отношению к определенному плану.

Управление процессом планирования. Предусматривает функции управления бюджетным процессом, позволяющим организовать формирование бюджетов, их согласование, утверждение, а также последующий контроль исполнения.

Рассмотренная функциональность автоматизированной системы корпоративного планирования и бюджетирования достаточна для организации бюджетного процесса даже в очень крупных организациях.