Внешние информационные потоки в системах корпоративного управления и стратегического менеджмента
Выделяют следующие входные и исходящие информационные потоки системы информационной поддержки корпоративного управления и стратегического менеджмента.
Входящие:
- информация о внешней среде;
- учетная информация (данные финансового и управленческого учета);
- неколичественная информация о компании.
Исходящие:
- публичная корпоративная отчетность (консолидированная финансовая отчетность и нефинансовая отчетность организации);
- корпоративные планы и бюджеты, которые впоследствии используют для текущего финансового и операционного планирования.
Рассмотрим каждый из перечисленных информационных потоков.
Информация о внешней среде— представляет собой сведения, характеризующие окружающую среду, в которой работает и развивается организация. Информация о внешней среде включает в себя финансовые и нефинансовые, количественные и качественные показатели. Основой для классификации такой информации может выступать модель РЕSТ, в рамках которой все влияющие на компанию факторы подразделяют на четыре категории: политические и законодательные (Р), экономические (Е), социальные и культурные (S) и технологические (Т).
Мониторинг внешней среды — основа для позиционирования предприятия в окружающей среде и формирования различных прогнозов. Часто информация о внешней среде слабоструктурирована или нерегулярна. Для обработки этой информации не всегда можно применять экономико-математические методы и модели, часто выводы основываются на экспертных оценках, учитывающих не только имеющиеся фактические данные, но и опыт предшествующих периодов, а также управленческую интуицию.
Учетная информация — фактические сведения о текущем состоянии и совершенных операциях компании: информация бухгалтерского учета (финансового и управленческого), а также данные других видов учета (например, материального или кадрового). Учетная информация всегда носит количественный характер и подлежит сбору и обработке на регулярной основе. При этом учетные процессы должны соответствовать определенным правилам (регламентам), а регистрацию тех или иных фактов деятельности предприятия нужно документировать.
Сбор учетной информации может носить незапланированный характер и осуществляться на нерегулярной основе исходя из информационных потребностей управленческих задач.
На крупных предприятиях и в группах компаний учетная информация формируется в разных подразделениях и изначально является разрозненной. Это предполагает централизованный сбор информации, ее выверку и обобщение.
Учетная информация используется для финансово-экономического анализа, выявления тенденций и прогнозирования. На ее основе формируется финансовая и управленческая отчетность, индивидуальная (для отдельных предприятий группы) и консолидированная, а также количественные показатели нефинансовой отчетности.
Неколичественная информация о компании — сведения, которые не могут быть представлены в виде количественных оценок. К ним относятся такие характеристики, как качество выпускаемой продукции, степень удовлетворенности заказчиков, уровень корпоративной лояльности ключевых специалистов и т.п. Эти характеристики могут выражаться в описательном виде и их нужно учитывать при формировании и реализации стратегических инициатив. Кроме того, неколичественные данные имеют большое значение при формировании нефинансовой отчетности, предусматривающей наличие качественных характеристик.
Источниками неколичественных данных служат самые разные подразделения и службы предприятия, поэтому сбор, структурирование и обобщение такой информации также требуют определенных усилий.
Публичная корпоративная отчетность — консолидированная финансовая и нефинансовая отчетность. Она адресована внешним пользователям экономической информации и может использоваться менеджерами предприятия для финансово-экономического анализа и контроля. Консолидированную отчетность составляют специализированные подразделения корпоративного уровня, которые обеспечивают преобразование учетной информации из национальных стандартов в международные. Консолидированные отчеты необходимы для управленческого учета, они не подлежат открытой публикации и их применяют в аналитических целях внутри компании.
К публичной отчетности относится также индивидуальная финансовая отчетность (относящаяся к отдельным предприятиям группы), однако она формируется не на корпоративном уровне, а в учетных системах отдельных компаний.
Информация для текущего финансового и операционного планирования — чтобы деятельность предприятия не была оторвана от его стратегии, текущие планы (финансовые и операционные) формируют с учетом планов и бюджетов, разработанных на стратегическом уровне. Корпоративные планы и бюджеты разрабатывает центральная планово-экономическая служба, а затем их используют локальные плановые подразделения для формирования детализированных краткосрочных планов текущей деятельности.
Система информационной поддержки корпоративного управления и стратегического менеджмента в наиболее общем виде (на уровне входящих и исходящих информационных потоков) показана на рис. 2.1.
Консолидированная финансовая отчетность обязательна по законодательству и формируется в соответствии с МСФО или национальными бухгалтерскими стандартами.
Учетные системы |
Система информационной поддержки корпоративного управления и стратегического менеджмента |
Внешние стейкхолдеры |
Система текущего планирования |
Учетная информация |
Неколичественная информация |
Информация о внешней среде |
Корпоративные планы и бюджеты |
Нефинансовая отчетность |
Консолидированная финансовая отчетность |
Внешняя среда |
Источники неколичественной информации |
Рис. 2.1. Внешние и внутренние потоки СИП КУСМ
2.3. Основные подсистемы системы информационной поддержки корпоративного управления и стратегического менеджмента
Основные подсистемы системы информационной поддержки корпоративного управления и стратегического менеджмента:
– подсистема стратегического анализа и стратегического выбора — осуществляет сбор и оценку информации для определения возможных сценариев развития организации, формирует предполагаемые глобальные стратегические инициативы (охватывающие всю организацию и направленные на достижение глобальных целей), оценивает и выбирает их для реализации. Стратегический анализ основан на информации о текущем и прогнозируемом состояниях внешней среды (внешний анализ), а также о самой организации (внутренний анализ). При этом информация о предприятии может быть получена из внутренних источников (учетных систем, источников неколичественной информации, других подсистем СИП КУСМ) и извне (например, от внешних аналитиков).
В результате стратегического анализа формируют общие цели развития (в иерархической системе стратегических целей они располагаются на верхнем уровне иерархии), определяют глобальные стратегические инициативы, принятые к реализации, составляют прогнозы, формируют нефинансовую корпоративную отчетность.
return false">ссылка скрытаМногие модели стратегического анализа носят преимущественно качественный характер (РЕSТ- или SWOT-анализ), но в рамках данной подсистемы могут применяться и количественные методы — стратегический управленческий учет, статистический анализ, методы поддержки принятия решений и т.д.;
– подсистема управления по ключевым показателям— предназначена для трансформации выбранной стратегии в конкретные целевые показатели (индикаторы стратегического развития), формирования конкретных мероприятий и сценариев развития. Исходной информацией для данной подсистемы служат конкретные цели верхнего уровня иерархии и принятые к реализации глобальные стратегические инициативы (данные из подсистемы стратегического анализа и стратегического выбора), а также информация, поступающая из учетных систем.
На основе целей верхнего уровня иерархии в рамках подсистемы управления по ключевым показателям происходит декомпозиция целей, в результате которой формируется детальная система ключевых показателей и их целевых значений. Для этого используют различные методики, наиболее известная — сбалансированная система показателей.
В данной подсистеме происходит формирование, оценка и выбор конкретных действий и сценариев развития, направленных на достижение поставленных целей. Сценарии составляют на основе глобальных инициатив, выбранных для реализации в рамках функционального блока стратегического анализа и стратегического выбора. Формируют, тестируют и выбирают сценарии с учетом целевых значений ключевых показателей, полученных в результате декомпозиции.
Такая система ключевых показателей и их целевые значения, а также сценарии развития, выбранные для реализации, впоследствии применяют при создании корпоративных планов и бюджетов.
Учетная информация позволяет сопоставить целевые и фактические значения стратегических индикаторов и на их основе оценить степень выполнения намеченной программы развития;
– подсистема корпоративного планирования и бюджетирования — позволяет связать стратегические цели и ключевые показатели, определенные для компании в целом, с финансовыми и операционными планами отдельных бизнес-единиц и подразделений, обеспечив их сонаправленность и непротиворечивость.
Исходные данные для планирования и бюджетирования — это целевые значения ключевых показателей и принятые к реализации сценарии развития, составленные подсистемой управления по ключевым показателям, а также прогнозы, сформированные подсистемой стратегического анализа и стратегического выбора. Если планы и бюджеты формируют с точки зрения полученного результата, то наряду с целевыми показателями используют учетную информацию, которая также служит для план-факт-анализа.
– подсистемаконсолидации финансовой отчетности— предназначена для формирования и анализа финансовой отчетности по группе в целом с возможной трансформацией учетной информации из одного стандарта в другой. Эта задача связана со сбором финансовой отчетности дочерних и зависимых компаний, выполнением корректирующих проводок, обеспечением процедур консолидации и формированием итогового комплекта финансовых отчетов. Анализ консолидированной отчетности приобретает особое значение в свете глобализации бизнеса и все более широкого применения МСФО. Следует отметить, что консолидированная отчетность используется для поддержки принятия решений как внешними пользователями финансовой информации, так и менеджерами самой компании.
В качестве исходной информации данной подсистемы выступают учетные данные, в частности финансовая отчетность отдельных предприятий группы, а в качестве объекта консолидации — фактическая и бюджетная управленческая информация. Поэтому бюджеты, сформированные в подсистеме корпоративного планирования и бюджетирования, также могут быть исходными данными для блока консолидации.
Выходная информация блока включает в себя консолидированную финансовую и управленческую отчетность, а также результаты ее анализа.
Таким образом, систему информационной поддержки корпоративного управления и стратегического менеджмента можно структурировать в виде источников информации, потребителей информации, функциональных подсистем, а также соответствующих внешних и внутренних информационных потоков (рис. 2.2).
Корпоративные планы и бюджеты |
Консолидированная финансовая отчетность |
Информация о внешней среде |
Учетные системы |
Источники неколичественной информации |
Внешняя среда |
Система текущего планирования |
Внешние стейкхолдеры |
Система информационного обеспечения корпоративного управления и стратегического менеджмента |
Неколичественная информация |
Учетная информация |
Глобальные иинициативы, принятые к реализации |
Конкретные цели верхнего уровня |
Нефинансовая отчетность |
Подсистема стратегического анализа и стратегического выбора |
Прогнозы |
Сценарии развития (основные и резервные), принятые к реализации |
Целевые значения ключевых показателей |
Корпоративные планы и бюджеты |
Консолидированная управленческая отчетность |
Подсистема консолидации финансовой отчетности |
Результаты анализа консолидированной отчетности |
Результаты план- факт-анализа |
Подсистема корпоративного планирования и бюджетирования |
Результаты достижения целей |
Подсистема управления по ключевым показателям |
Рис. 2.2. Функциональные блоки и информационные потоки СИП КУСМ |