ТЕМА 8. Основные эстетические категории.

 

Эстетические категории как узловые моменты эстетического познания, отражающие специфические свойства и связи объективного мира, своеобразие эстетических представлений. Основные эстетические категории как система взаимообусловленных понятий. Проблема выбора системообразующей категории эстетики.

Эстетическое как наиболее общая, универсальная категория эстетики, специфическая характеристика человеческого культурного сознания. Эстетическое как совершенное в своем роде. Эстетическое и прекрасное. Эстетическое в природе и в искусстве. Проблема антропоморфности эстетических объектов. Эстетизация и эстетство.

Прекрасное. Красивое и прекрасное. Этимологические истоки понятия, идущие от древнейших уровней синкретической культуры. Прекрасное в действительности. Представление о прекрасном в истории эстетики. Проблема объективности прекрасного. Идеалистическая эстетика о прекрасном как проявлении сверхъестественных объективно-идеальных сил или духовных способностей субъекта. Материалистическая эстетика о прекрасном как о качестве самих тел, проявлении природных закономерностей или же как об общественно-человеческой ценности, образующейся во взаимодействии природы и общества.

Историческая изменяемость представлений о прекрасном. Целесообразностьи красота в представлениях Аристотеля и Канта. Гармония, совершенство, целостность как объективные основы прекрасного. Прекрасное и полезное, прекрасное и истинное, прекрасное и доброе. Разновидности прекрасного: красивое, изящное, грациозное, прелестное, очаровательное, определяемые взаимоотношением различных компонентов явлений, их пропорциями, ритмом, взаимосвязью частей и целого, а также чувственной выразительностью внешнего вида и внутренней жизни освоенного предмета. Субъективный момент в оценках прекрасного.

Прекрасное и эстетический идеал. Прекрасное в искусстве как объективное отражение действительности в совершенной художественной форме с позиций передовых эстетических идеалов. Прекрасное как гармоническое единство содержания и формы. Прекрасное и безобразное.

Возвышенное и прекрасное. Объединяет эти категории принадлежность к сфере эстетических явлений, обладающих большой положительной общественной значимостью. Различие их связано с масштабами явлений: в отличие от прекрасного, относящегося к сфере свободы (поскольку оно включает прежде всего освоенную человеком действительность, соразмерную с человеческими возможностями), возвышенное (как нарушение привычной меры) выражает превосходство объектов по отношению к воспринимающему их индивиду и создаёт сферу относительной несвободы человека. Псевдо-Лонгин о возвышенном.

Возвышенное в природе и в социальной действительности. Противоречивость восприятия возвышенного в природе: чувство восторга может соединяться с тревогой, даже страхом. Проблемы возвышенного в истории эстетики. Кант о возвышенном (возвышая, оно выступает мерилом нравственности; суждение о возвышенном требует культуры – развитого воображения и высокой моральности). Возвышенное и героическое, способы и формы их выражения в искусстве.

Безобразное как негативная эстетическая ценность, которая, в отличие от низменного, воплощает ценностные характеристики таких природных и общественных явлений, которые при современном уровне развития общества хотя и имеют отрицательное значение, однако, как правило, не представляют серьёзной угрозы человечеству, так как заключённые в них силы освоены человеком и подчинены ему. Парадокс безобразного в искусстве, проявляющийся в том, что действительно безобразный предмет может быть изображён прекрасно.

Место безобразного в различных художественных системах. Безобразное и ужасное в фантастических образах древних культур. Актуализация безобразного в готике, в романтическом искусстве и в искусстве модернизма. Гротеск как соединение прекрасного и безобразного. Безобразное как комическое и безобразное как объект сатиры. Критика эстетизации безобразного в декадентских произведениях и в искусстве “массовой культуры”. Низменноеи вульгарное и границы эстетического. Социально-этическое содержание низменного. Осуществление низменного в искусстве через создание образов зла.

Трагическое. Различие между житейским представлением о трагическом и содержанием трагического как эстетической категории. Проблема смерти с философской и эстетической точек зрения. Трагический конфликт как острое, непоправимое противоречие, касающееся судьбы общечеловеческих ценностей, затрагивающее основы бытия.

Проблема трагического в истории эстетики. Античные драматурги о трагедии как о «прообразе мира» с его нескончаемой борьбой страстей и идей. Аристотель о трагедии и о трагическом. Исторический характер трагического. Объективные основы трагического. Трагическое и эстетический идеал. Трагическое и прекрасное. Трагическое и драматическое. Трагический конфликт и трагический герой. Трагическая вина. Возвышенное и героическое в сочетании с трагическим. Понятие катарсиса (греч. k`atharsis - очищение) в различные художественные эпохи.. Трагическое и гуманное. Неадекватность категории трагического понятиям пессимизма и оптимизма. Степень допустимости трагического в различных культурных моделях. «Слёзная комедия» или мелодрама как альтернатива трагедии. «Оптимистические трагедии» и высокий философский смысл подлинного трагизма.

Ужасное – эстетическое понятие, охватывающее явления действительности, которыми человек свободно не владеет, которые несут несчастья и гибель, непреодолимые даже на историческом уровне. Различие между трагическим и ужасным. Ужасное в первобытных обрядах и мистериях. Ужасное в «готическом романе». Актуализация ужасного в романтическом искусстве. Функции ужасного в искусстве нового времени. Ужасное как рудимент древних культур в детской и юношеской литературе. Пессимистический характер категории ужасного как знак кризисного мироощущения. Ужасное как средство осуществления гедонистической функции произведений «массовой культуры».

Комическое. Смех как эстетический феномен. Проблемы комического в истории эстетики. Комическое и смешное в действительности. Эстетическое отражение противоречий идеала и действительности в комическом. Роль комического в жизни человека. Амбивалентность народной смеховой традиции. Комическое в карнавальной стихии. Комическое в искусстве, многообразие форм его выражения (сатира, юмор, ирония, пародия, шарж, карикатура, памфлет, сарказм). Разновидности комических произведений. Историческое развитие форм комедии. Художественные средства комедии. Проявление комического в различных видах и жанрах искусства.

Юмор как форма эстетического переживания противоречивости воспринимаемого объекта, в котором сочетается серьёзное и смешное при преобладании позитивного момента в смешном. Доля субъективного начала в юморе. Юмор как универсальный взгляд на мир в целом, выражающий способность субъекта поставить себя на место комического объекта и приложить к себе мерку идеала. Юмор как умение видеть возвышенное в малом и ограниченном, значительное в смешном и несовершенном. Комическое и остроумное. Гносеологическая функция остроумия. Уровни остроумия в каламбуре.

return false">ссылка скрыта

Комическое как выражение конфликта, как осуждение. Сатира как острая форма эмоционально-эстетической критики, специфический способ воспроизведения действительности, раскрывающий её как нечто нелепое, несостоятельное с помощью преувеличения, доходящего иногда до гиперболы, до гротеска. Жанр сатиры как самостоятельная форма, адекватная аксиологической, воспитательной и общественно-преобразующей функциям искусства гражданского общества, и сатирическое начало в прочих жанрах. Специфика анекдота как юмористического и сатирического жанра.

Диалектическая взаимосвязь эстетических категорий.