О необходимости реформы в армии
Приводимая здесь записка (хатт-и хумайюн) султана Селима III относится примерно к 1796 г. В ней ярко проявляются характерные для Селима нерешительность и колебания при проведении реформ, проистекавшие как от слабости социальной опоры сторонников реформ, так и от безволия и трусости самого султана.
Мой везир, я твердо знаю, что наши войска не смогут противостоять обученному войску. Уже тридцать лет доказывается это, и никто не понял. Я прилагал много усилий к тому, чтобы подготовить обученные войска в Левенд-чифт-лике4 и других местах. Но меня никто не поддержал. Иначе к сегодняшнему дню было бы уже некоторое количество таких войск. Но от разных наставлений проку нет. Чем больше соберется необученных солдат, тем выгоднее это для неприятеля и тем пагубнее для нас. Я владею оружием наших предков значительно лучше многих других. Умею пользоваться и луком, и стрелой, и ружьем, и саблей. Но я отлично знаю, что это оружие не сдержит войск, действующих по новой тактике. Это и составляет предмет моих забот и стараний. Но кому это нужно объяснять? И кто знает, когда это поймут?
Enver zlya Karal, Sultan Selim III
hatt-i humayunlari. Nizam-1 cedit (1789—1807),
Гюльханейский хатт-и-шериф (3/XI 1839 г.)
Приводимый ниже декрет, изданный от имени турецкого султана Абдул-Меджида (1839—1861 гг.) положил начало танзимату—периоду умеренно буржуазных реформ в Османской империи (1839— !870 гг.).
...В последние полтораста лет ряд происшествий и разные причины привели к тому, что священные законы и проистекающие из них правила перестали применяться по-прежнему, сила же и внутреннее благосостояние превратились в слабость и скудость: действительно, каждое государство, перестающее соблюдать законы, теряет всякую прочность. ...Географическое же положение оттоманских областей, плодородие почвы, способность и здравый смысл жителей убеждают, что поприложении действительных мер результат, коего мы с помощью божьей надеемся достигнуть, получится в течении нескольких лет. Таким образом... мы благорассудили посредством новых установлений доставить областям, составляющим Оттоманскую империю, выгоды хорошего управления. Установления эти должны особенно касаться трех сторон: I) обеспечения подданным нашим полной безопасности относительно их жизни, чести и имущества; 2) правильности в определении и взимании податей; 3) равно правильности набора в военную службу и ее продолжительности...
Что касается до правильного и постоянного распределения податей, то весьма важно привести в порядок эту часть, ибо государство, для защиты своей территории принужденное делать различные издержки, может получать суммы на содержание войска и для других нужд лишь посредством сборов со своих подданных. Однако существует еще пагубный обычай, могущий повести к злополучному исходу: это система откупа, известная под названием ильтизам. При этой системе гражданское и финансовое управление известной местности отдается на произвол одного человека, т. е. иногда попадает в железные руки самых жестоких и алчных страстей, ибо неблагонамеренный откупщик заботится лишь о собственных выгодах. Поэтому необходимо, чтобы на будущее время каждый оттоманский гражданин был обложен пошлиной в известном размере, сообразно его достоянию и имуществу, и чтобы сверх этого ничего от него не требовалось.
Также необходимо особыми законами установить и определить расходы на наши сухопутные и морские силы. ...Защита государства — дело важное, и поставка солдат для этого лежит на обязанности всех жителей, однако необходимо утвердить законом долю, приходящуюся с каждой местности, смотря по требованию обстоятельств, и уменьшить на 4 или 5 лет время военной службы.
Одним словом, без различных узаконений, необходимость которых была сейчас доказана, в империи не будет ни силы, ни богатства, ни счастья, ни спокойствия; она должна ожидать их лишь при осуществлении этих новых законов. Вот почему каждый подсудимый будет судиться открыто по нашему божественному закону после производства следствия и изысканий, и до произнесения правильного приговора никому не дозволится тайно или явно губить другого посредством яда или каким-либо иным способом. Никому не дозволится наносить оскорбления чести кого бы то ни было...
Эти императорские льготы распространяются на всех моих подданных без различия вероисповедания или секты...
Так как настоящие установления имеют целью привести в цветущее состояние религию, правительство, народ и государство, то мы обязуемся ничего противного сему не совершать.
Всякий из улемов и сановников империи или иное лицо за нарушение этих установлений понесет наказание соответственно его доказанной виновности, невзирая ни на чин, ни на звание, ни на значение его. Для чего будет составлен устав о наказаниях...
Всякий же противодействующий настоящим установлениям да будет проклят свыше и навсегда лишен возможного счастья!
«Современное состояние Отоманской империи».
Сост. А. Убичияи и П. де-Куртейль. пер. и изд.
О. И. Бакст. СПб., 1877, стр. 206-207.