Сергей, журналист, 45 лет.

МОДЕРАТОР:У нас сегодня очень пунктуальные участники, и мы уже можем начинать. Меня зовут Максим Евгеньевич, как вас всех зовут, я тоже вижу. Для начала я расскажу, для чего мы вас сюда пригласили, и как будет происходить наше с вами общение. Наша встреча называется фокус-группой, может быть, кому-то из вас уже приходилось сталкиваться с этим, фокус-группа – это один из методов исследования мнений, оценок, позиций. То есть, мы сюда вас пригласили, чтобы узнать ваши мнения по тем вопросам, которые мы сегодня будем обсуждать, вопросы посвящены вину. Это нужно, чтобы компании, которые производят вино, могли учитывать ваши пожелания, ожидания, потребности и более продуктивно их удовлетворять.

Как проходит наша встреча: мы в течение двух часов будем общаться, я буду предлагать какие-то темы для обсуждения, и у меня будет просьба к вам по ним высказываться, прошу вас быть как можно более активными и подробными. Если мнение кого-то из участников у вас вызывает сомнение, или вы хотите возразить или дополнить, то это даже приветствуется. Единственно, большая просьба не говорить одновременно, иначе потом нам будет очень сложно работать с результатами нашей фокус-группы. Как вы видите, мы записываем нашу встречу на аудио- и видеопленку, но, чтобы снять негатив, оговорюсь, что эти записи делаются в рабочих целях, они конфиденциальные и не предназначены для тиражирования или публикаций. Их будут смотреть только члены нашей рабочей группы, чтобы потом подготовить отчет. Мы не ждем каких-то определенных ответов, любые мысли, ассоциации и мнения, которые приходят к вам в голову, можно и даже нужно высказывать.

Говорим мы сегодня исключительно о винах, другие алкогольные продукты можно упомянуть, если это в тему, но главной нашей темой являются все-таки вина. Если в течение нашей встречи вам захочется чая или кофе, то вы можете поставить вот так ваши таблички, и наш ассистент принесет вам чай или кофе. Ну а сам напиток, который мы обсуждаем, вы сможете попробовать в самом конце. Вот вся вводная информация. Если у вас есть вопросы по механизму проведения, то вы можете задать их прямо сейчас.

Светлана:Рекламная акция связана с какой-то конкретной компанией-производителем, или она адресована всем производителям сразу?

МОДЕРАТОР:Это не рекламная акция. Потому что цель рекламной акции – сообщить вам какую-то информацию, а у нас такой цели нет. Наша цель – узнать ваши мнения и соображения. Естественно, для сегодняшней встречи у нас есть заказчик, и в конце нашей встречи мы скажем, что это за организация. Итак, если вопросов больше нет, давайте будем переходить к вопросам, просьба к вам высказываться активней, подробней и говорить громче.

Первая просьба к вам такая: вспомнить один из последних случаев, когда вы покупали вино, как это происходило, как вы выбрали место для покупки, сорт вина?

Наталья: Мы предпочитаем покупать вина в дегустационном зале за Чапаева и Ленина, потому что там есть возможность попробовать. Прежде чем я покупаю вино, я должна знать, что оно из себя представляет. Красное, бело, сухое, полусухое, крепленое, то есть, это обязательно. И, конечно, необходимо знать, к какой дате и кому даришь, либо распиваешь это вино. В дегустационном зале вина не закусывают, чтобы не сбивать послевкусие. Наиболее интересными, на мой взгляд, в дегустационном зале были кубанские вина. Кубанские вина сейчас там, к сожалению, не продают, но в последний раз, когда мы брали, было вино «Жди меня», которое имеет несколько медалей: красное полусухое с хорошим послевкусием, которое очень хорошо идет к мясу, идет к шашлыку, причем, можно даже мясо вымачивать в этом вине. А так как я брала мясные блюда, то я выбрала именно это вино. В принципе, я стараюсь выбирать всегда то, что я знаю.

МОДЕРАТОР:То есть, приходите, дегустируете…

Анна:Желательно. Либо я уже представляю, что это за вино.

МОДЕРАТОР:Понятно, Кто продолжит?

Злата:Последнее вино, которое я приобрела - это результат рекламной акции, когда рекламировали вина крепленые, и после дегустации я приобрела «Погреб монаха». Я вообще не очень люблю крепленые вина, но вот это вино обладало приятным вкусом и не отдавало алкоголем сильно. Мягкое - да. Это вино предназначалось для распития в компании и имело приятные свойства раскрепощать общение.

МОДЕРАТОР:То есть, Вы пришли в магазин, зная предварительно, что бы Вам хотелось?

Злата:Нет, я случайно попала на эту дегустацию, попробовала разные сорта. То есть, дегустация явилась поводом для того, чтобы приобрести напиток.

Алексей:Я хотел, дабы у нас вино обсуждается, сказать словами застолья алаверды беру предыдущих оппонентов. По-моему, пробовать вино бесцельно, потому что пьете не только вы, а вся компания, и у всех свои вкусы. Пробовать вино, мне кажется, бестолково. Последний раз я пил вино на день рождения сына, это совсем недавно было. Купил молдавское вино в обычном магазине, то есть, не пробовал. Доверяю больше марке или стране производителя. Требования были простые: заранее спросил гостей: сухое, красное, белое… Крепленое вино не люблю и считаю, что это уже ненатуральное вино. А покупать в хороших магазинах или плохих тоже не имеет смысла, потому что вы никогда не спросите бумагу, где будет написано, откуда им это вино привезли. Необязательно это будет верный документ, ксерокопия какая-нибудь. Поэтому лучше доверять известным производителям и покупать то вино, которое когда-то пробовал, или кто-то из гостей пробовал.

Злата:Вы все-таки признаете, что должен быть опыт, прежде чем купить продукт? Вот друзей или свой собственный?

Алексей:Всегда у взрослых есть опыт, в то время, когда вино было более доступно, и больше всего продавалось марок вин, чем сейчас есть. Поэтому я всегда доверяю мнению моей мамы и моего отца, который любил разные вина пробовать и имеет свои виды, и абсолютно с ним соглашаюсь. Всегда практически. Всегда почти угадывает. И последнее, сорт вина вы, кажется, тоже хотели услышать. «Мерлот», по-моему, мы пили, молдавское очень хорошее вино, всем советую. Для меня порошковых вин не существует, это не вино, а вот хорошие вина - это те, которые, натуральные, скажем так.

МОДЕРАТОР:А вот тогда вопрос к Вам и ко всем, кто будет рассказывать о своих покупках, припоминать название марки, то есть, например, «Мерлот» или «Изабелла», как правило, сейчас в магазинах можно встретить несколько вин под одной и той же маркой. Как вы все-таки выбираете разновидность?

Алексей:Страна-производитель, я же уже сказал. Все равно не запомнишь всех производителей, и тот, кто подделывает вино, может написать что угодно, по крайней мере, запоминается, как визуально выглядят всякие знаки, медали, то есть, самые простые вещи, которые легко запомнить.

МОДЕРАТОР:Спасибо. Кто бы хотел продолжить?

Светлана:Можно добавить? По мнению моих родителей, сейчас хорошее вино просто не производится, поэтому лучше не пить.

МОДЕРАТОР:На чем основано такое мнение?

Светлана:Ну просто говорит старшее поколение, что раньше вина были лучшего качества, а сейчас сложно найти напитки такого уровня. Вот то, что продают в комках, это совершенно другой уровень. А хорошее, то есть, же молдавские, у нас раньше действительно было сложно найти, ну, наверное, большинство сейчас руководствуется именно такими старыми классическими вкусами. Это просто уже традиция у нас у многих.

Анна:Вот эта традиция, кстати, и подводит. Вся вещь в том, что раньше молдавские вина бутилировались у себя, в Молдавии, а сейчас они в цистернах вывозятся в Санкт-Петербург, например, или в Москву, и из одной бочки розливаются все…

Светлана:Конечно, на марке можно сыграть, вот, например, вино мое любимое «Кагор», существует под этой маркой масса вин, «Кагор 32» – это низкое очень качество или настоящий молдавский кагор, который редко у нас можно купить в магазинах. Так что это проблема выбора.

Максим:У моих родителей такое же мнение бытует, поэтому тесть готовит сам домашние вина, а то, что покупается в комках, такого уровня нету просто. А последнее вино, которое было приобретено, это с первой зарплаты, жена устроилась на хорошую работу и покупала «Кагор», по-моему, красное вино, очень сладкое. К сожалению, производителя я не помню.

МОДЕРАТОР:То есть, ориентация была именно на марку «Кагор», а производитель – уже второстепенно?

Максим:Ну, она выбрала из тех вин, которые были в ларьке, чтобы не сильно дорогое, красное и сладкое. А вообще в основном домашнее пьем.

МОДЕРАТОР:Ясно. Но о любимых винах мы еще поговорим, а сейчас давайте еще о процессе покупки. Как вы выбираете вино, до покупки, в момент покупки… Кто бы хотел дополнить?

Светлана:Комки лично я обхожу, особенно если вино на день рождения или еще к какому-то празднику. Как-то приоритет отдается тому, чтобы покупать вино в магазинах. Ну, обычно близлежащий магазин по географии места жительства того пункта, где намечается праздник. А что касается марки вина, то я ориентируюсь на свой личный вкус, но если я знаю, к кому иду, и кто какое вино любит, то основываюсь, конечно, на этих ориентирах. А если под одной маркой скрываются несколько вин разной цены, то ориентируешься просто на более высокую цену в надежде на то, что за ней таится более высокое качество.

Модератор:Светлана, а какая цена является порогом для Вас?

Светлана:Ну, я считаю, что до 100 рублей - это вино средне-низкого качества, выше 100 можно выбрать уже вино средне-хорошего качества, ну а дальше – нет предела совершенству.

МОДЕРАТОР:То есть, Вы считаете, что цена может быть в какой-то степени критерием?

Светлана:Ну, она должна быть критерием. В надежде на то, что она все-таки является критерием, хотя у нас есть совершенно бессовестные продавцы и производители, которые за этим соответственно следят, просто на что-то же надо надеяться, это же все-таки какой-то закон торговли, что должна цена соответствовать качеству.

МОДЕРАТОР:Ясно. Кто бы хотел дополнить?

Максим:Я насчет цены хотел сказать. Это очень важный критерий выбора вина. Иногда приходишь в хороший магазин, есть вина, которые стоят тысячу, две тысячи, хочется попробовать это вино, но не можешь купить, не потому что жалко денег, а потому что просто не знаешь, что там такое внутри. Поэтому все, в основном, покупают дешевые вина. То есть, исходя из своих возможностей.

МОДЕРАТОР:Понятно. Давайте обратим еще внимание на то, как выбирается вино. Я так понимаю, у каждого есть своя любимая марка, сорт, вы приходите в магазин именно с целью купить то, что вашим вкусам отвечает, а вот уже как вы поймете, что конкретная бутылка отвечает вашим вкусам? Вариантов очень много, и по цене, и по производителю, и по оформлению, здесь вот какие факторы оказываются главными?

Герман:Ну, есть вот магазин, «Русские вина», там есть дегустационный отдел, поэтому не возникает вопросов, надо ли брать это вино или нет, можно просто попробовать. Единственное, что разочаровывает в этом магазине – это достаточно низкий ассортимент. Вообще там есть и кубанские, и грузинские вина, французские даже. Но если там был бы выбор больше, было бы более интересно. Я покупаю вина там, потому что можно попробовать, а после этого уже взять.

Алла:Я вот могу сказать чисто внешний фактор, который меня всегда отталкивает от вина: чем меньше золота на этикетке, чем меньше она блестит, тем лучше. Если я увижу какую-то позолоченную надпись, я практически сто процентов это вино не куплю.

Максим:Это можно сказать, просто проще…

Алла:Ну почему, я не считаю, что если золоченое, то это...

Максим:Да, но Вы же не делаете акцент именно на золотую или серебряную окраску, а просто на этикетку. Если просто яркий цвет – значит это плохо.

Алла:Это просто внешний фактор, может, под этой золотой этикеткой скрывается чудесное вино, но вряд ли я его попробую.

МОДЕРАТОР:Спасибо. Кто бы хотел добавить?

Наталья:Да, еще добавлю, наверное, я, что вот это имя, о котором здесь все говорили по-разному, с разными ориентациями и разными ожиданиями, вот эта магия имени все-таки присутствует. И если мы говорим о зарубежных винах, то престижно, или ожидается от раскрученного бренда какой-то вкус, определенное качество. Это первое. И второе, что касаемо советских вин, то действительно, была наработана система брендов, которые были известны старшему поколению, в общем, это культурная информация, которая по наследству передается. Хотя после того, как перераспределение рынка произошло, возникло много всяких проблем. Но поскольку я вино покупаю довольно часто и в разных вариантах, то, наверное, каждый из нас в определенный момент руководствуется совершенно разными вещами. И я понимаю, что это ужасно порочно, совершенно солидарна с Вами и боюсь всяких этих блестящих помпадуров, но я знаю, что у меня есть приятельница, которая в высшей степени неравнодушна к форме бутылки и всяким этим наклейкам, а о качестве она все равно мало представления имеет и ей в общем-то все равно. И когда я покупаю в подарок ей, то ориентируюсь на это. Когда покупаешь себе, то, безусловно, хочешь найти какого-то такого поставщика, куда можно было бы прийти и, не разочаровываясь, что-то там постоянно брать. И тут разные тоже бывают варианты. Скажем, вот несколько лет назад было хорошее вино «Лидия», оно было молдавское, по-моему, и с какими-то особыми характеристиками, но когда ты являешься покупателем, то все равно берешь эту сопроводиловку, этикетку и пытаешься понять, что здесь может соответствовать. Ну вот было такое вино «Лидия», несколько раз я его покупала, и оно было довольно приличное. Через какое-то время расплодилось страшное количество «Лидий», они были все, правда, на разные лица, потому что на каждой этикеточке была разная дама, но угадать было совершенно невозможно, потому что в этой толпе найти одну хорошую оказалось трудно. И еще один опыт, недалеко от нашего дома открылся павильон «Вина Кубани». И мы туда пришли сначала попробовать, взяли понемногу каждого. И там были довольно классические кубанские марки: по-моему, «Букет Кубани», «Улыбка» и что-то еще в этом роде. Они были почти похожи на настоящие вина, и мы поняли, что пока они открываются, им нужна клиентура, и они не будут сильно разбавлять. Там можно было покупать вина на обед, без особого торжественного случая. Прошло какое-то время, пока мы были рады, что у нас есть свой поставщик, и мы поняли потом, что у них с клиентурой более менее нормально, и они уже начали разбавлять немного больше, чем было. И пришлось искать другую какую-то точку. Что касается иностранных вин, в том числе французских, то всегда лучше покупать дешевые и ординарные вина, потому что в них большая вероятность более качественное что-то найти. Потому что я не верю, например, что «Вдову Клико» можно выпить у нас в Саратове, чтобы она была настоящей «Вдовой Клико». А когда какое-нибудь там «Анжуйское» или еще какое-то легкое, столовое, то больше вероятность, что это будет именно то, что надо.

МОДЕРАТОР:Спасибо. Кто-то еще что-то добавит по процессу выбора?

Сергей:Традиции нашего пития берут истоки в институте, я заканчивал мединститут и длительное время занимался наркологией, то есть, для меня как бы проблема прошла через специальность. И мы в институте, а тогда выбор вин был ограничен, и сами, может быть, помните, более старшее поколение, что эти вина были болгарские, венгерские, с традиционным качеством. Хотя их было очень трудно покупать, отстаивали очереди. И с тех пор сформировалось не такое достаточно большое требование к качеству вина, и я для себя сделал ряд выводов, то есть, приверженность традициям. Те марки вин, которые я покупал раньше, если они меня удовлетворяют по качеству сейчас, я не смотрю, что большое расхождение идет во вкусовых качествах и каких-то еще свойствах самого продукта, то я приобретаю практически те же сорта вин. То есть, та же «Медвежья кровь», но опять-таки использую ее довольно в узко-специфичном варианте, то есть, для приготовления глинтвейна для гостей, который я люблю делать, готовить, то есть это как ритуал такой идет: вечер приятный, свечи… Везет сейчас, что нечасто получается покупать вина, потому что друзья теперь привозят такие хорошие вина настоящие, но тоже я обратил внимание, что вот последний раз знакомая была в Германии и привезла итальянское вино: очень скромная бутылка, очень скромная по полиграфии этикетка, но очень хорошее качество. Такое, которое отвечает многим требованиям, то есть, и вкус, и послевкусие, и ощущение, которое возникает при питие. Самое интересное, что эту бутылку 0,7 л объемом мы 3-4 дня выпивали, то есть, ее не хотелось выпить сразу в один вечер, как бывает у тех вин, которые выпиваются для опьянения. Хотелось этот вкус еще испытать. В некоторых случаях доверяю тем винам, которые можно попробовать в дегустационном зале, и есть сейчас точки, в которых вино на розлив, это в районе Глебучева оврага, за мостом, в Ленинском районе есть такая же точка. Но там еще, конечно, внешний вид продавца, то есть, посмотришь насколько человек заинтересован в том, чтобы вино было не слишком фальсифицированное.

МОДЕРАТОР:Вот насчет внешнего вида продавца, пожалуйста, подробней. В каком смысле?

Сергей:Ну это уже больше психология. Я вот сейчас по долгу работы много по городу перемещаюсь и стараюсь наблюдать людей, то есть, чем они занимаются, меня вот удивило, вот на Сенном открыли на первом этаже розлив вина, там сидел молодой человек, в общем, обычные, стандартные бутылки, впрочем, понятно, что не совсем качественное вино. Конечно, вид этого молодого человека натолкнул меня на мысль, что там точно будет не совсем качественное вино, а фальсификация.

МОДЕРАТОР:А можно описать его?

Сергей:Ну это вид молодого дельца, которого посадил хозяин, то есть, у хозяина свой интерес, у молодого человека – свой. Это выражение глаз, что они бегают периодически, то есть, он оценивает клиентов: кто к нему подходит, пьяный или трезвый, можно ли обсчитать, можно ли добавить больше воды. И видно было, что он там, как стратег, сидит и занимается своим делом, хотя эту точку открыли всего две недели назад. Просто хотелось посмотреть, что за люди, чем занимаются, хотя Сенной Рынок, вы понимаете, контингент уже заведомо не очень элитный. Я смотрел за его работой, так, не подходя особо близко, просто интересно.

МОДЕРАТОР:Ну раз уж эта тема всплыла, мы ее все равно хотели обсудить, то какое у вас вообще отношение к продавцу вина, как он должен выглядеть, и доводилось ли вам видеть продавцов, которые отпугивают от покупки вина или, наоборот, советуют и помогают. И вообще часто ли вы меняете свой выбор из-за совета продавца?

Максим:Ну, это тоже психологический момент. Вот я никогда не буду покупать вот в этих розливных, я живу в Ленинском районе, на Техучилище. Магазин там открылся, бочки такие красивые, краники, но вот тоже внешний вид продавца и та посуда, в которую они наливают, одноразовые пластиковые стаканчики, не внушают доверия. Даже если они чистые, только из упаковки.

МОДЕРАТОР:Можно чуть подробней, какой там внешний вид, почему он не внушает доверия?

Максим:Ну, в фартуке когда продавец, как и во всех магазинах… Более приятно когда в ресторан приходишь, там тебе наливают. На той же самой Московской, где уютная обстановка, можно. Даже внешний вид помещения и контингент, который там собирается, - это очень важный фактор в выборе, то есть более приятно прийти на Московскую, где дегустационный зал, там посидеть, попить вина с шоколадом, пообщаться - чем в розливном виде покупать в магазине каком-то.

МОДЕРАТОР:Кто еще добавит?

Наталья:Я хотела сказать, что все наши сложности в связи с неопределенностью рынка: с одной стороны, с его изобилием, а с другой – все мы опасаемся, что результат будет плачевный, когда мы что-то берем. И в этом смысле продавец имеет очень большое значение, может быть, мы тут тоже обманываемся, но когда ты замечаешь в каком-то магазине к себе приятное отношение, когда тебя квалифицированно обслужили, то ты всегда стремишься прийти туда. Ты хочешь, чтобы это был твой магазин, и иногда, даже если очень неудобно ехать в гости, то ты все-таки так спланируешь свой маршрут, чтобы попасть по пути в этот магазин. Это может быть даже не фирменный магазин, хотя в фирменном гораздо приятней покупать, там другое отношение, в этом я с Вами абсолютно согласна. И всегда считаешь, что лучше потратить немного больше времени, но остается чувство удовлетворения, что ты это сделал качественно. Иногда бывает и другой вариант, вот около нашего дома очень скромный мини-маркет, но мы всегда покупаем там много чего, и они уже нас знают и плохого не продадут. Это тоже важно. Когда уже представляют твои вкусы, и ты можешь быть уверен, что совсем некачественного не продадут.

Максим:Я хотел бы поспорить с Натальей Александровной по поводу первого мнения. Я считаю, что оно все равно всегда обманчиво, и даже если вы пришли в обычный магазин, и вам там понравилось, то это мнение быстро изменится. Там сидит обычный продавец, которой платят зарплату, и ей неинтересно, Вы это или Ваша подружка, вот у нее хорошее настроение – она Вас обслужила вежливо, а завтра Вы придете – и мнение просто исчезнет.

Наталья:Я думаю, что тут противоречия нет, и я с Вами совершенно согласна.

Максим:А вот в фирменных магазинах продавец заинтересован, чтобы покупатель купил что-нибудь хорошее, и он спрашивает, что вас интересует, то есть, отношение совсем другое. А если что-то срочно и подешевле, мы все идем на оптовку, я думаю.

Наталья:Мне до оптовки далеко, а вот до этого магазина, который я знаю, и где тетки меня знают, мне близко. Но это будет единичная покупка, все равно вино я пойду брать в фирменный.

МОДЕРАТОР:Светлана Владимировна, пожалуйста!

Светлана:На тему внешнего вида. Вообще если о нем говорить, то можно говорить о внешнем виде продавца, магазина, бутылки. Для меня важнее внешний вид тары, потом магазина, а уж потом продавца. Потому что если продавец навязывает какой-то товар, это всегда имеет негативный отпечаток. Ну, смотря, конечно, как, если он умеет это делать, это не будет смотреться как навязчивость, но у нас мало кто это умеет делать, в обычных магазинах особенно. Поэтому когда так нарочито предлагают вино, я просто развернусь и уйду. Мне не нравится такое обращение. А если мы будем отдельно говорить о внешнем виде тары, то вот если я пришла, и у меня такое настроение, что я не хочу покупать свой излюбленный «Кагор», а хочу попробовать что-то новое, то, что я не пробовала. Конечно, здесь, исходя из тех критериев, какое вино я хочу пить, крепленое, сладкое и т.д. Ну а исходя из внешних факторов, то это, первое, название. Я вот из всего этого просмотренного буклетика увидела название «Трофей охотника». Вот мне интересно, что это за вино такое. Второе, что имеет значение, это форма бутылки и оформление этикетки. Лично мои предпочтения: это в темных тонах, выдержанные, изящные, без ярких, аляпистых, золотых и серебряных надписей.

Максим:Я хотел бы поддержать Светлану. Вот недавно было сказано про бренд, я думаю, что большинство людей все-таки не покупает для себя то есть, вина, названия которых крутятся в голове, а исходят из каких-то критериев, будь то цена, свои вкусовые привязанности и новые интересные названия. Лично я приходил в магазин, и для меня было важно самому посмотреть бутылку, то есть, не просить продавца, а подойти и посмотреть. И не то, что написано на бутылке, то есть, вот мне нравится «Кагор», но я сразу его не покупаю, смотрю, вдруг что есть интересное.

Алла:Я совершенно не согласна с Максимом Алексеевичем. Я как-то зашла в магазин и там увидела просто череду каких-то монастырских, монашеских и прочих вин на монастырскую тему: «Слеза монашки», «Секрет монастыря» и так далее. Убийственное количество. Я люблю классику: «Каберне», «Шардоне», «Мерло». А новые названия, они меня просто отпугивают, я уверена, что там суррогат.

Максим:Ну здесь Вы говорите немного другое, то есть, не бренд, а именно тот сорт вина, который Вы когда-то пили. Я говорил именно про бренд, не то, что стоит десять бутылок с одним названием, и какую-то из них я куплю, потому что это именно то название, а вот именно, чтоб можно было выбрать именно того производителя, который мне нравится.

Алла:Ну, возможно, я предпочту названия. Если, например, будет чудесный производитель, но «Трофеи охотника», то я предпочту производителя похуже, но «Каберне». В общем, еще я хотела сказать насчет внешнего вида магазина. Убивает, когда продается в одном отделе колбаса, хлеб, сыры и еще вино на какой-нибудь верхней полке. Таких магазинов, по-моему, масса. И еще когда спрашиваешь у продавщицы, какое вино она посоветует, и она отвечает, что «у нас все хорошие».

МОДЕРАТОР:То есть, когда продавец не может что-то посоветовать, это вызывает негатив?

Алла:Конечно.

МОДЕРАТОР:Как часто вы при покупке вина спрашиваете у продавца совета или задаете конкретные вопросы?

ВСЕ ВМЕСТЕ:Конечно! Часто!

МОДЕРАТОР:И какие вы конкретно вопросы задаете?

Алексей:Я считаю, что вино должно продаваться везде. Потому что конкуренция двигает рынок и т.д. В каком бы ни было, в приглядном, неприглядном, каждый человек сам выберет себе продавца: в полосатой майке, полупьяного или приятную девушку в мини-бикини. То есть, это по ситуации. Выпить хочется всегда, правильно? У некоторых, конечно. Другое дело – пробовать. Там идешь и выбираешь для себя марку. А для компании – ты не всех так хорошо знаешь все равно. И я хочу выступить в защиту продавцов, у которых много видов, что «Монастырской избы», что «Мерлот», главное, чтобы был консультант. Не человек, который пробовал, а консультант.

Герман:Очень приятно, когда витрины, где продается вино, оформлены под дерево, разложено в таких деревянных упаковках. Приятное впечатление создается.

МОДЕРАТОР:Чтобы завершить тему насчет роли продавца: с какими вопросами вы к нему чаще обращаетесь? Может быть, что под воздействием какой-то информации, сообщенной продавцом, вы меняете свой выбор? Хотели купить одно, а вам сказали что-то, и вы передумали?

Анна:Да, так бывает. Вообще у меня четко с коммунистических времен – что вино должно продаваться отдельно, я помню то есть, времена, когда были продуктовые и винные магазины. Если опять вернуться к дегустационному залу на Московской, то очень приятно общаться с человеком, вот я знаю трех девочек, которые исчерпывающую дают информацию по всем видам вин, которые есть в этом магазине. Я прихожу, нет того вина, которое я хотела. И я могу спокойно попросить девочку Светлану, что она мне посоветует. Она говорит: «Ну, исходя из того, что Вам нравится, я могу предложить вот это. Это более терпкое, это более сладкое, здесь такая-то сахаристость». Я уж не говорю о внешнем виде этого магазина, и о той музыке, которая там звучит. Как пример, в квартале от него находится довольно богатый дегустационный зал на Вольской и Московской. Там выбор маленький, но там и людей не бывает. Да, вот я хочу там купить бутылку дорогого французского вина. И продавец-консультант так называемая на пальцах мне начинает объяснять. Она никогда не пробовала этого вина, не имеет представления, чем отличается «Бордо» от «Божоле», не имеет представления вообще ни о чем. Поэтому я пожму плечами и уйду в другое место, где куплю грузинское: или «Хванчкару», или «Киндзмараули» ничуть не хуже.

Наталья:Я бы присоединилась к Алексею Валерьевичу в каком смысле. Безусловно, выпить хочется всегда, но не всегда мы имеем возможность позволить себе такой праздник. И, конечно, нужен такой продавец, к которому ты придешь как к консультанту, и от которого ты будешь ждать совета. И если в каком-то минимаркете есть какой-то маленький отдел, в котором сыры, и там стоит пять бутылок, и они скажут, что вот это вино лучше к этому сыру, то я могу купить, надеюсь, они меня не разочаруют. Или хотя бы просто я буду знать, что здесь не сильная отрава, и в критический момент я, пробегая мимо, забегу и куплю.

Максим:Я бы хотел поддержать женскую половину. Человеческий фактор – это важная вещь. Но я, когда покупаю вино, обычно выбираю магазин самообслуживания, где, если мне не подскажут, я могу взять в руки и прочитать, что написано.

Светлана:Я, например, больше доверяю тому, что написано на этикетке, чем тому, что говорит продавец. И если много качеств перечислено на этикетке, то быстрей узнают, что это подделка и перестанут покупать. Все-таки для меня это гарантия. То есть, не просто крепкое, полусухое, сладкое, крепленое, а когда перечислены сорта винограда, свойства и т.д.

Максим:Я вообще привык первым делом у красного вина смотреть содержание сахара. А продавцы в большинстве случаев не могут эту цифру сказать, а они берут бутылку и ищут.

МОДЕРАТОР:Давайте еще один момент, он сегодня уже прозвучал, связанный с выбором вина. Все вы говорили, что важно место, где произведено вино. А насколько вы обращаете внимание на то, где вино розлито? И бывает ли, что если вино произведено в хорошем месте, а розлито где-то еще, то мы отказываемся от покупки?

Анна:Мне неприемлемо. Вино само по себе должно сразу розливаться в бутыли, потом выдерживаться. В чем у нас транспортируется все это? В металлических бочках, цистернах. Это уже не вино, уже происходит химическая реакция.

Максим:Я лично никогда не покупаю вина иностранные, потому что считаю, что наши лучше. И как-то с детства это, что кубанские, грузинские виноградники. Почему-то мне не верится, что во Франции, например, лучше виноградники, чем у нас.

МОДЕРАТОР:И все-таки важно, чтобы было розлито в Грузии или это не важно, по-Вашему?

Максим:Ну, это, конечно, но сейчас все в основном из одной бочки, как говорится.

Герман:Смотря как скажется на цене.

Максим:Еще бывает, вот «Киндзмараули», «Хванчкара». Стоят в магазине две бутылки, одна яркая и красочная, а другая более старинная, потертая и стоит на 100р. дороже. Сразу понятно, что вторая – настоящая.

Анна:То есть, та «Хванчкара», что за 500 р., она розлита в Грузии, а та, что за 250 р. – в Питере.

Максим:И еще смотря для чего берешь. Если для себя, то возьмешь подороже, а если для большой компании, то несколько, но подешевле.

МОДЕРАТОР:Я так понимаю, что все согласны с тем, что если вино розливается не там, где производится, то оно что-то теряет?

ВСЕ ВМЕСТЕ:Да, конечно!

МОДЕРАТОР:А в чем эта потеря, на ваш взгляд, присутствует?

Максим:Ну, на большинстве импортных вин, то есть, это видно, что как и пиво, порошком привозится, а тут розливается.

Светлана:К слову об импортных винах: вот итальянские и испанские, которые у нас стоят 200-300 рублей, в Испании стоят около доллара. С учетом транспортировки и прочих накладок у нас вина стоят дороже и намного. А вот что касается нашего Ближнего Зарубежья, то есть надежда, что эти вина транспортируются не в сухом виде, а в нормальном.

Алексей:А можно юмора чуть-чуть? На самом деле все проще. В Грузии добавили воды чуть-чуть, привезли в Пензу, еще чуть-чуть воды добавили, в Саратове еще чуть-чуть, вон если в «Юбилейном» магазине, где из бочек продают. Поэтому приоритет к географии, где розливается. А что касается вина за доллар, то мне кажется, что тут надо быть супер-специалистом, чтобы определить. По-моему, себестоимость нормального вина около десяти долларов. Вот у меня друг работает в компании, которая возит вина, он рекомендует попробовать чилийские вина. Я год назад вообще не знал, что в Чили делают вина. И во многих зарубежных ресторанах сочтут за удачу иметь не только французское вино или коньяк, но и чилийское.

Светлана:Я просто еще вспомнила про магазин такой момент: если ты приходишь и видишь, что в магазине большой разброс цен, то возникает доверие, что в магазине действительно представлены разные сорта, и качество соответствует цене. А если ты входишь в ларек и все вина там стоят по сто рублей, просто поворачиваешься и уходишь.

(окончание фрагмента)


Приложение 6.