Вопросы и задания

 

1. Дайте в транскрипции слова с учетом вторичного смягчения полумягких согласных, подчеркните те мягкие согласные, которые до вторичного смягчения были твердыми в полумягкой разновидности: покор~ни~, повhсть, кънига, дhnтьми, qчени~, чьсть, жилиmе, коньць, вьсhмъ, шили, родители.

Примечание: 1) В примере вьсhмъ согласный с’ исконно мягкий (возник в результате II палатализации из х); 2) в суффиксе -тел’- согласный л’ исконно мягкий (из праславянского сочетания *lj).

2. Какими звуками различаются слова: быти – бити, волq – волю, радъ – р#дъ, жива – жив#, кqпъ (купля) – кqпь (наречие «вместе»). В каких парах слова различаются не одним звуком, а целым слогом? Перед какими гласными противопоставлены твердые и мягкие согласные?

3. Затранскрибируйте текст №3 сначала с учетом особенностей фонетической системы исходного периода, а затем с учетом вторичного смягчения согласных.

 

Тема 8. Развитие фонетической системы русского языка после падания редуцированных

План:

1) Процесс падения редуцированных в древнерусском языке.

2) Следствия падения редуцированных.

3) Судьба редуцированных [ы], [и].

4) Лабиализация.

5) История звука [ě] (ять).

6) Развитие аканья в истории русского языка.

7) Отвердение шипящих и [ц’]