Вопросы и задания
1. Дайте в транскрипции слова с учетом вторичного смягчения полумягких согласных, подчеркните те мягкие согласные, которые до вторичного смягчения были твердыми в полумягкой разновидности: покор~ни~, повhсть, кънига, дhnтьми, qчени~, чьсть, жилиmе, коньць, вьсhмъ, шили, родители.
Примечание: 1) В примере вьсhмъ согласный с’ исконно мягкий (возник в результате II палатализации из х); 2) в суффиксе -тел’- согласный л’ исконно мягкий (из праславянского сочетания *lj).
2. Какими звуками различаются слова: быти – бити, волq – волю, радъ – р#дъ, жива – жив#, кqпъ (купля) – кqпь (наречие «вместе»). В каких парах слова различаются не одним звуком, а целым слогом? Перед какими гласными противопоставлены твердые и мягкие согласные?
3. Затранскрибируйте текст №3 сначала с учетом особенностей фонетической системы исходного периода, а затем с учетом вторичного смягчения согласных.
Тема 8. Развитие фонетической системы русского языка после падания редуцированных
План:
1) Процесс падения редуцированных в древнерусском языке.
2) Следствия падения редуцированных.
3) Судьба редуцированных [ы], [и].
4) Лабиализация.
5) История звука [ě] (ять).
6) Развитие аканья в истории русского языка.
7) Отвердение шипящих и [ц’]