Активные формы групповой работы.
Личностный ростчеловека может происходить в особой форме активности, такой как «проживание». Это состояние сопровождается формированием новых мотивов и потребностей, их преобразованием, иным соподчинением.
Чтобы процесс "проживания" и, соответственно, его подлинного усвоения стал возможным, необходима реальная жизненная ситуация, всегда эмоционально насыщенная, часто конфликтная, связанная с творческим, субъективным переживанием личности.
Создать такую ситуацию возможно, если, помимо традиционной формы усвоения знаний, накопленных ранее (лекции, доклады, устные или письменные сообщения на семинарах), использовать активные формы групповой работы. В педагогике известны ситуации групповой работы:
· совещание
· групповая дискуссия,
· мозговой штурм,
· синектические сессии,
· фокус-группы,
· ситуационно-ролевые и деловые игры,
· социально-психологический тренинг.
Оценка эффективности таких форм групповой работы связана с обращением к самой личности, усваивающей новые знания на базе собственного опыта. При квалифицированной организации групповой работы такой процесс усвоения знаний перерастает постепенно в процесс их опробования, "примеривания" к собственным целям и задачам, личностным смыслам, характеру и содержанию профессиональной деятельности и часто — личной жизни.
Активные методы групповой работы различаются между собой как по своим целям и задачам, так и по степени их "приближенности" к личности. Наиболее глубоко проникающим в личностно-значимые сферы деятельности участников групповой работы является социально-психологический тренинг. Именно эта форма позволяет работать с реальными жизненными ситуациями. Собственно и целью тренинга является не столько приобретение знаний, сколько формирование недостающих поведенческих навыков и умений. Предметом группового обсуждения на социально-психологическом тренинге становятся собственный психологический опыт участников группы, а также их нераскрытый поведенческий ресурс.
Другие формы групповой работы обычно предметно ориентированы на конкретно поставленные тематические задачи. Они могут быть обращены к человеку как к личности, но не содержательно, а формально — как к носителю знаний, мнений, убеждений, нерешенных рабочих проблем, конкретных трудностей, профессиональных задач, функций, намерений и планов. Они, возможно, стратегически проигрывают в "психологичности", но тактически — более привычны.
Совещания — это метод коллективной выработки решений или передачи информации, основанный на данных, полученных непосредственно от участников групповой работы.
Цель совещания — взаимная ориентация участников, обмен мнениями, координация планов, намерений, мотивов, жизненного и профессионального опыта.
Существенный недостаток совещания — неконструктивность некоторых позиций, которые занимают участники в силу своих личностных особенностей, часто неосознанно (то есть человек не хочет идти на компромисс, противится принятию эффективных коллективных решений, не принимает критику и т.д., отчего результативность метода в целом падает).
Групповая дискуссия — используется для выработки разнообразных решений в условиях неопределенности или спорности обсуждаемого вопроса путем разрядки межличностной напряженности; определениям мотивации участия и побуждения каждого присутствующего к детальному выражению мыслей; возрождения ассоциаций, ранее скрытых в подсознании человека; стимуляции участников; оказание помощи в высказывании того, что участники не могут сформулировать в обычной обстановке; корректировки самооценки участников и содействия росту их самосознания.
Групповая дискуссия включает четыре этапа:
1. контакт-знакомство, установление взаимоотношений и доброжелательной атмосферы;
2. ориентировка в проблеме — создание рабочего напряжения, настрой на групповое решение, знакомство с проблемой;
3. поиск решения — высокий уровень мотивации и активности, групповое единство, удержание в рамках проблемы;
4. нахождение и формулировка решения — сбор мнений, выявление противоположных блоков, формирование поэтапного решения, осознание вклада каждого участника, выявление и преодоление трудностей, контроль корректности формулировок, появление новых идей, пошаговое обобщение и коррекция, выделение узловых моментов, принятие решения.
Предметом групповой дискуссии, проводимой в учебных целях, могут быть:
· спорные вопросы из области профессиональной деятельности участников дискуссии;
· противоречивые интересы участников группы;
· проблемные ситуации, в том числе предложенные к обсуждению самими участниками групповой работы;
· совместные или привнесенные проекты, модели, типологии;
· разнообразные технологии и пути их применения.
Мозговой штурм — групповое генерирование большого количества идей за относительно короткий отрезок времени.
В его основе лежит принцип ассоциативного мышления и взаимного стимулирования. Этот метод ослабляет стереотипы и шаблоны привычного группового мышления и при этом никто не отмалчивается и "ценные мысли не сохнут на корню". Проводится он при остром дефиците творческих решений и новых идей.
Основные правила (принципы) работы:
1. никаких замечаний и никакой критики;
2. "свободное парение мысли";
3. чем больше предложений, тем выше вероятность появления новых идей;
4. желательна комбинация идей, их развитие и усовершенствование;
5. краткость.
Мозговой штурм включает четыре этапа:
1. подготовительный этап — формулируется проблема, подбираются участники, обеспечиваются средства фиксации идей;
2. вводный этап — знакомство с проблемой и принципами работы;
3. этап генерирования идей — генерируются и записываются идеи (после пятиминутной тренировки, в течение не более чем 30 минут, в атмосфере эмоциональной свободы, непринужденности, раскрепощенности, с помощью профессионального ведущего);
4. заключительный этап — оценка идей и "выуживание ценных предложений" с помощью группы компетентных экспертов.
Очевидные достоинства метода мозгового штурма:
· снижается критичность и закрытость мышления, тем самым, способствуя развитию творчества, оригинальности, формированию позитивной установки человека по отношению к собственным способностям;
· участникам предоставляется хорошая возможность проявить сочувствие, одобрение и поддержку друг другу;
· эффективно преодолеваются внутренние логические и психологические барьеры, снимаются предубеждения, осознаются стереотипы.
Метод «Синектика» — "соединение разнородного" за счет включения в группу "разнородных специалистов" (по квалификации, опыту, стажу и др.).
Основной механизм работы метода — "использование аналогий как средства смещения процесса с уровня осознанного мышления на уровень подсознательной активности".
Связи между процессами устанавливаются с помощью метафор и аналогий, парадоксального объединения понятий, относящихся к одному объекту.
return false">ссылка скрытаСуть метода заключается в следующем:
1. - концентрация на задаче внимания людей с наиболее разносторонними знаниями;
2. - освобождение мышления от узкопрофессиональных шаблонов и концепций;
3. - вероятный поиск решения в пограничной зоне;
4. - "патологический оптимизм" участников "в сочетании с упрямством";
5. - использование элементов внушения, медитации, введения в транс как средства повышения сдвига процесса мышления в подсознание. Способ использования данного метода называется синектическая сессия.
Синектическая сессия — выработка решения путем поиска удобных аналогий:
· личная (персональная, субъективная) аналогия — отождествление себя с объектом обсуждения, мобилизация не только мышления, но и чувств (например, вообразить свое тело на месте объекта, почувствовать себя им);
· прямая аналогия — сравнение параллельных фактов, систем (например, биологических и технических, психофизиологических и социально-экономических, строения тела и структуры общества);
· символическая аналогия — образное и сжатое описание явления в понятиях из других областей знания, игнорируя при этом препятствия (например, физические законы, социальные требования, психологические ожидания и др.).
Фокус-группа — фокусированное групповое интервью, целью которого является получение добротных качественных данных по проблеме.
Все участники имеют отношение к некоторой ситуации, событию, виду деятельности. Внимание акцентируется на субъективном опыте людей, которые дают свое понимание, определение и объяснение обсуждаемой темы или проблемы.
Фокус-группы используются как метод исследования, мониторинга, изучения и прогноза развития ситуации, но не как технология принятия группового решения, рекламного воздействия, манипулятивногдования, мониторинга, изучения и прогноза развития ситуации, но не как технология принятия группового решения, рекламного воздействия, манипулятивного влияния.
В фокус-группах осуществляется глубинный поиск информации, которая не всегда проявляется впроцессе повседневного общения. Изучая мнения участников по определенному предмету, ведущий действует по строгому плану и стремится получить наибольшее количество подробных индивидуальных точек зрения. Обсуждение ведется свободно и не директивно, с высокой степенью вовлечения участников.
Ситуационно-ролевые и деловые игры — позволяют моделировать, обсуждать и реально проигрывать по ролям различные ситуации из области профессиональной деятельности, включая процессы межличностного и группового общения.
При ситуационно-ролевом проигрывании чаще моделируют какую-то реальную или желаемую ситуацию, делая акцент на деловых, межличностных и внутриличностных проявлениях людей, роли которых изначально заданы самой ситуацией (например, беседа руководителя и подчиненного, просителя и спонсора, мужа и жены).
В деловых играх обычно моделируются некоторые ситуации, а акцент делается на то, как подобные ситуации могут повлиять на ход дел в реальности (например, что будет, если мы внедрим что-то новое или станем работать как-то по-другому).
Главное преимущество игрового метода — возможность опробовать неиспользованный ресурс поведения в конкретной "учебной" ситуации с наименьшим риском, как для результатов самой профессиональной деятельности, так и для взаимодействующих личностей.
Психологический эффект ролевого проигрывания сложных и непонятных ситуаций проявляется в том, что человек получает возможность с помощью группы увидеть себя одновременно и со стороны, и "изнутри", что обычно приводит к возникновению неожиданных решений, личных открытий, "просветлений".
Игровой подход используется для решения многих задач:
1. реагирование на собственные поведенческие ошибки;
2. осознание себя, собственных целей, мотивов, желаний, собственных поведенческих ошибок, своего ресурса, своих сильных и слабых сторон, причин своих неадекватных отношений и взаимодействий с другими людьми;
3. подготовка к инновациям;
4. групповое проектирование;
5. выявление скрытого ресурса отдельного члена группы или группы в целом;
6. формирование эффективно работающих "команд";
7. освоение новых психологических или профессиональных навыков и умений;
8. снятие напряжения, преодоление барьеров общения, поиск новых путей решения хорошо знакомых проблем;
9. разработка эффективных индивидуальных технологий делового общения и приемов их модификации под меняющиеся задачи.