Диалог как форма интерактивного обучения.

Диалог в обучении может развёртываться по разным схемам. Вопрос и ответ могут чередоваться один с другим в определённой последовательности, причём каждый ответ стимулирует постановку очередного вопроса.

Часто встречаются диалоги, в которых на один и тот же вопрос даются разные ответы, а каждый из ответов, в свою очередь, порождает «пучок» вопросов. Одни вопросы являются стержневыми и пронизывают данный диалог насквозь. Они выступают своего рода направляющими диалога. Другие вопросы имеют локальное значение и исчерпываются на промежуточных фазах диалогического общения. Одни вопросы направлены на искомую цель, а другие адресуются субъектами друг другу для прояснения своих личностных позиций.

Диалогическое обучение предполагает постановку, свою стилистику «с притушённым вызовом»:

· «А попробуем на это посмотреть с другой стороны».

· «Предвижу и допускаю возражения»;

· «Я думаю так, но, может быть, я не прав…»

Одни вопросы обращены к прошлому опыту субъекта: «Видел ли ты пар?», «Может ли быть у треугольника нулевая площадь?». Другие вопросы устремлены в будущее и наделены прогностическим значением: «Что будет с человечеством, если мы не предотвратим экологическую катастрофу?», «Что будет, если из алфавита пропадут гласные?».

 

Принципы диалогического общения.

· Открытость субъектных позиций друг другу в совместной деятельности. Открываясь друг другу, участники диалога открываются и себе. Любая из сторон диалога хочет знать другую, и сама претендует быть указанной.

· В силу разности субъектных позиций участников диалога каждая сторона приобретает статус оппонента. Достижение искомой цели и получение нового знания в совместной мыслительной деятельности есть результат противоречивого и негативного отношения каждого из субъектов к своему опыту и опыту других, к собственному мнению и мнению других.

· Ставя вопрос, субъект всегда ожидает ответ. Можно сказать, что обязательным условием диалогических отношений является терпимость к «инакомыслию».

· Субъект, вступающий в диалогические отношения, должен обладать способностью или умением задавать вопросы и быть настроенным услышать ответ. Уместны вопросы для схватывания позиции друг друга: «если я вас правильно понял», «можно уточнить вашу позицию», «разрешите расшифровать» и т.д.

· На успешное достижение диалогических целей можно надеяться только благодаря аргументированности высказываний и убедительности субъектных позиций.