Графические приемы организации материала.

Денататный граф – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

Принципы построения.

· Выделение ключевого слова (словосочетания).

· Чередование имени и глагола в графе.

· Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак.

· Дробление ключевого слова по мере построения графика на слова – веточки.

· Соотнесение ключевого слова с каждым словом – веточкой, чтобы исключить несоответствие, противоречия и т. д.

Пример:

 

Организационная культура

 

Включает

регулирует

 

           
   
     
 
 

 


Господствующие ценности
Межличностные отношения

 

Этот прием может использоваться как на фазе вызова, так и на этапе рефлексии. В группах, индивидуально, в парах.

 

“Мышления под прямым углом”.

 

Список А. Факты: 1-; 2-; 3-;

 

Тема

 

Выводы

 

Список Б: Ассоциации и мнения 1. 2. 3.

 

Данную стратегию целесообразно использовать на семинарских занятиях для работы с понятиями, фактами. Новые понятия усваиваются хорошо, если переведены на индивидуальный язык, т. е. интерпретированы своими словами.

 

“Фишбоун” (рыбий скелет).

Используется для решения проблем. Дает возможность увидеть все аспекты проблемы. Решить ее, опираясь на достаточно ясную фактическую базу.

Ход работы:

· Стадия вызова – постановка проблемы.

· Стадия осмысления – чтение текста, в процессе которого студенты работают со схемой, в голове скелета – проблема, на верхних косточках студенты обозначают причины возникновения проблемы, на нижних факты, подтверждающие наличие сформулированных ими причин.

· Стадия рефлексии – вывод в хвосте скелета

 

Причина Причина

 

 

Факт Факт

 

“Концептуальная таблица”

Представляет собой матрицу, составление которой дает возможность белее четкого сравнительного анализа или комплексной оценки. Студент должен самостоятельно классифицировать элементы рассматриваемого материала, а также сформулировать критерии для их анализа и оценки. Преподаватель не задает параметры, по которым необходимо анализировать текст. Весь наработанный материал студент сводит в таблицу.

 

Резюме: Особенность графических приемов технологии РКМЧП состоит в том, что они являются ядром, вокруг которого строится процесс обучения. Таблицы, схемы, графики не даются студентам в готовом вие, а служат инструментом для формирования навыков эффективного мышления. Другая особенность – они используются для формирования культуры работы с информацией.