III. Использование технологии РКМЧП в лекционной форме.
Для осознанного использования стратегий развития критического мышления в лекционных формах полезно знать закономерности восприятия лекции студентами и динамики их состояния во время работы.
Фазы учебной лекции:
· Начало восприятия (4-5 мин.) У студентов активизируется ориентационные процессы, или руководит потребность в структуризации психологической среды. В это время важно максимально заинтересовать их темой занятия и совместно определить последовательность работы, т. к. многие студенты на основе этих 5-ти минут определяют для себя, какой уровень активности они будут проявлять в течение лекции.
· Оптимальная активность восприятия (25 – 30 мин.). Основные блоки информации необходимо прорабатывать именно на этом этапе. Его основная задача заключается в том, чтобы студенты самостоятельно определили направление в изучении темы.
· Фаза восприятия с усилием (19 – 15 мин.). Последние минуты лекции необходимо посвятить занимательным творческим заданиям, подведению итогов, обмену мнениями. Поэтому на последний стадии необходимо разнообразить материал и повысить интерес студентов. Обычно после 40 – 45 мин. Лекции студенты отдыхают 10 – 15 минут. Для продолжения занятия можно провести интеллектуальную разминку или игру.
При чтении лекции нужно придерживаться той методики, которая позволила бы строить необходимые дедуктивные и индуктивные умозаключения. Студент должен уверовать в то, что в любой проблеме есть место поиску и любая проблема нуждается в развитии.
Стратегия “продвинутой” лекции.
Разработчики этой стратегии Джонсон, Джонсон и Смит. Использование “продвинутой” лекции способствует развитию у студентов таких сторон критического мышления, как умение:
- Самостоятельно структурировать материал во время подготовки к работе.
- Выделять основные блоки в предоставляемой информации.
- Одновременно рассматривать разнообразные взгляды на проблему.
- Излагать сущность проблемы и делать выводы в письменной форме.
- Сотрудничать в паре и использовать различные источники информации.
- Фиксировать фрагменты информационного сообщения в оптимальной форме.
Схема использования “продвинутой” лекции для развития критического мышления.