Традиционные формы организации учебного процесса
Формы обучения, направленные преимущественно на подготовку | Формы контроля | |
теоретическую | практическую | |
1. Лекция 2. Семинар 3. Лабораторная работа 4. Экскурсия 5. Самостоятельная аудиторная работа 6. Самостоятельная внеаудиторная работа 7. Консультация 8. Конференция | 1. Практическое занятие 2. Курсовое проектирование 3. Дипломное проектирование 4. Все виды практики | 1. Контрольная работа 2. Индивидуальное собеседование 3. Коллоквиум 4. Зачет 5. Переводные и семестровые экзамены 6. Защита курсового проекта 7. Квалификационные испытания 8. Государственные экзамены 9. Защита дипломного проекта 10. Комплексный экзамен по специальности |
Вопрос для самопроверки:
1. Дайте понятие традиционной технологии обучения в ВУЗе.
2. Выделите основные особенности традиционной парадигмы образования.
Вопросы для размышления:
- Насколько эффективна, на Ваш взгляд, традиционная технология обучения в ВУЗе для раскрытия личностного потенциала студентов?
- В чем заключаются отличительные особенности традиционной технологии обучения в ВУЗе от инновационной? Обоснуйте свой ответ.
- Почему, по мнению В.И.Загвязинского, в ВУЗе преобладают три основные формы организации учебного процесса? Назовите и охарактеризуйте их.
Задание для самостоятельной работы:
Определите положительные и отрицательные стороны традиционной технологии обучения в ВУЗе. Сделайте сравнительную таблицу.
ТЕМА 2: Основные формы организации обучения в ВУЗе.
Понятие формы пришло в педагогику из философии. Форма рассматривается как способ выражения содержания, а следовательно, как его носитель. Способ выражения содержания заключается в его структурировании, расположении, соотнесении частей, дозировки, установления связей между частями. Благодаря форме содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию. Форма объединяет все другие компоненты, составляющие содержание педагогического процесса в его философском смысле.
Зарождение любой педагогической формы начинается тогда, когда найдена соответствующая деятельность по достижению цели, выражающей потребности. Практически все названия форм организации педагогического процесса имеют действенное происхождение. Деятельностная сущность формы несомненна.
Форма через цели, принципы, содержание, методы и средства определяет деятельность преподавателей и студентов, их воспитательные отношения. В форме происходит концентрация их усилий по развитию друг друга. Участвуя в той или иной форме организации педагогического процесса, студенты и преподаватели должны тренировать в себе лучшие качества, формировать новые знания, умения, навыки.
В.С. Безрукова определяет форму как устойчивую организацию педагогического процесса в единстве всех его компонентов.
По мнению И.М. Чередова, форма организации обучения есть ограниченная жесткими рамками конструкция отдельного звена или сочетания звеньев педагогического процесса. Она включает управление преподавателя учебно-познавательной работой студентов над определенным содержанием учебного материала, зафиксированного в соответствующих источниках знаний, с использованием совокупности методов, приемов, средств обучения и форм учебной работы.
Как считает С.И. Архангельский, форма в учебном процессе – это не только выражение порядка организационной и методической структуры обучения, но и система, обоснованно представляющая содержание. Форма учебного процесса широка и многогранна. Каждый элемент формы обучения несет в себе содержание и его направление
Ведущая роль содержания высшего образования раскрывается по частям, соответственно уровням обучения, и в целом, причем всегда в связях и отношениях с формами обучения. Оптимальную связь формы и содержания обучения определяют рациональная организация и обоснованная методика обучения.
Процесс обучения реализуется только через конкретные формы его организации. Однако форма организации обучения – абстрактное понятие. В реальном педагогическом процессе она проявляется в конкретном типе лекции, семинара, практического занятия, конференции и др.