Как работать с книгой.

При чтении текста мозг формирует «свою трактовку содержания» прочитанного. Происходит перекодирование сообщения на языке собственных мыслей читателя. Мозг выделяет «ядерное», сущностное значение из текста. Эффективность такой перекодировки зависит от осмысления и внимательности чтения.

Методы эффективной работы с книгой в целях развития интеллекта можно условно разделить на две группы:

1. правильная организация процесса чтения;

2. повешение скорости чтения и восприятия. В комплексе оба метода могут в 2-3 раза сократить время прочтения различных материалов.

Возможны три основных способа чтения. Первый способ – артикуляция или проговаривание вслух (или почти вслух) того, что читаешь. Скорость такого чтения невелика. Второй способ - чтение про себя, при котором речевой процесс проявлен в форме внутренней речи, т.е. без открытой артикуляции. Текст при этом усваивается более эффективно. Способ допускает быстрое чтение. Третий, наиболее совершенный способ чтения - тоже молча, но в условиях максимального сжатия внутренней речи, при котором она проявляется в виде коротких залпов ключевых слов и смысловых рядов, адекватно отражающих смысл текста.

Рекомендациипо работе с книгой (по материалам Л.Г.Одинцова «Как научится хорошо учиться»).

· В тексте всегда есть элементы, нахождение и использование которых позволяет извлечь требуемую информацию наиболее быстро. Например, при чтении учебника в первую очередь отыскивается наиболее важная информация данной главы, параграфа, а она часто следует после слов: в итоге, в результате, выводы и т.д.

· Попробуйте в процессе чтения мысленно заглянуть вперёд, представить себе, о чём дальше будет идти речь, к какому выводу придёт автор, как далее будет строиться изложение и т.д.

· Хорошим упражнением по развитию навыков «предвидения» является остановка чтения в момент, когда, по вашему мнению, заканчивается какая-то часть текста. Попытайтесь предугадать содержание следующий части.

· До начала чтения текста важно собрать о нём как можно больше информации, чтобы точнее представить, что можно получить из данного текста и как лучше работать с ним. Это помогут сделать название, автор, издательство, аннотация, оглавление, предисловие и заключение. Предварительное ознакомление с книгой перед настоящим чтением позволяет сберечь время и труд.

· Перед углубленным чтением любого текста ( статьи, книги, конспекта лекций перед экзаменом) сначала бегло просмотрите его целиком. При этом постарайтесь выявить основные стержневые идеи, наиболее крупные части и логику их изложения. Лишь после такого просмотра переходите к более детальному чтению.

· *Перед чтением статьи или параграфа учебника попробуйте проделать следующие: прочитайте внимательно первый абзац, потом бегло просмотрите первые или последние фразы следующих абзацев, обратите внимание на курсивы, разрядки, подзаголовочный текста и, наконец, внимательно прочтите один – два последних абзаца; постарайтесь выявить основное направление текста и его построение.

· *Прочитав в тексте интересную идею, полезно остановить своё внимание на ней, прислушаться к тем мыслям, которые она у вас вызвала, подумать о тех последствиях, которые из неё вытекают, попытаться развить её дальше.

· Существенно замедляют чтение регрессии- частые возвратные движения глаз, многократное повторное прочитываниематериала. Возвратиться к уже прочитанному, но недостаточно хорошо понятому участку лучше всего, когда прочитан законченный смысловой фрагмент текста и сделана хотя бы попытка его осмысления, а не в процессе чтения предложения.

· Текст имеет «смысловой рельеф». Чем точнее читатель умеет определить степень важности каждого отрезка текста и приспособить к «смысловому рельефу» способ своего чтения, тем продуктивнее чтение. Постарайтесь гибко варьировать способ работы с текстом в соответствии с его «смысловым рельефом».

· *Чтобы чтение было эффективным, попробуйте по прочитанному отвечать на шесть вопросов: «кто делает? Что делает? Когда? Почему? Где и как?»