Виды технологий в образовании

 

Императивы высокоразвитого постиндустриального информационного общества требуют от личности способности легко ориентироваться в увеличивающемся потоке информации, уметь принимать решения в нестандартных ситуациях. При этом целью стратегии развития высшего образования является формирование новой модели образования, способной обеспечить высокое качество обучения и воспитания молодых поколений. Необходимо подчеркнуть, что все современные технологии обучения ориентированы на диалог, в каких бы формах они не осуществлялись, будь то парацентрическая технология описанная Н.Н.Суртаевой или следующие виды, называемые А.Маджугой и другими авторами:

· Структурно-логические технологии представляют собой поэтапную организацию системы обучения, обеспечивающую логическую последовательность постановки и решения дидактических задач на основе адекватного выбора содержания, форм, методов и средств обучения на каждом этапе с учетом поэтапной диагностики результатов;

· Интеграционные технологии– это дидактические системы, обеспечивающие интеграцию разнопредметных знаний и умений на уровне курсов, учебных тем, проблем и других форм организации обучения;

· Игровые технологии представляют собой дидактические системы применения различных игр, формирующих умения решать задачи на основе выбора альтернативных вариантов: занимательное игровое проектирование, индивидуальный тренинг, решение практических задач и др.;

· Тренинговые технологии – это система деятельности обучаемых по отработке определенных решений. Сюда можно отнести и психологические тренинги интеллектуального развития, решения управленческих задач, тренинги деловой коммуникации, личностного развития;

· Информационно-компьютерные технологии реализуются в дидактической системе компьютерного обучения на основе диалога «обучаемый – машина» с помощью различного вида обучающих программ (информационных, контролирующих, тренинговых и др.;

· Диалоговые технологии представляют собой форму организации и метод обучения, основанные на диалоговом мышлении во взаимодействующих дидактических системах субъектно-субъектного уровня: «обучаемый – преподаватель», «преподаватель – автор», «обучаемый – автор» и т.п.

Среди инновационных наиболее перспективной является технология «кейс-стади» (обучение с использованием конкретных учебных ситуаций), состоящая из нескольких этапов:

1. Изучение текста с описанием ситуации. Студент пытается самостоятельно выяснить суть проблемы и определить собственную позицию в оценке ситуации, продумать ответы на вопросы и найти конкретные пути решения проблем.

2. Работа в небольших группах, обмен мнениями по кругу проблем. Выясняются интеллектуальные лидеры, способные предлагать пути решения проблем после группового обсуждения.

3. Общегрупповое обсуждение под руководством преподавателя.

Наиболее необходимым и целесообразным является рефлексия как способ самопознания, самооценки, самоанализа и как педагогическая технология, обеспечивающая активное восприятие учебного материала студентами.

Иной позиции придерживается М.Кларин. На основе анализа зарубежного опыта он выделяет следующие виды технологий:

1. Исследовательские технологии (развитие интеллекта умственной культуры)

· - технология опытно-экспериментальной работы;

· - технология научного исследования;

· - технология развивающего обучения;

· - технология проектного обучения и т.д.

2. Диалоговые технологии (связаны с общением субъектов образовательного процесса):

· - технология дискуссии;

· - технология КСО;

· - технология диалога культур;

· - тренинговые технологии и т.п.

3. Игровые технологии (носят развивающий характер):

· - технология дидактической игры;

· - технология ролевой игры;

· - технология деловой игры и т.д.

Заметим, что вопрос о видах технологий так же неоднозначен, как и их классификация, зависящая от того, какие признаки кладутся в основу.

В качестве признаков классификации педагогических технологий, Маврин С.А. выделяет следующие(16):

· количество учащихся одновременно обслуживаемых данной технологией (индивидуальные, индивидуализированные, групповые, коллективные, массовые);

· уровень автоматизации педагогического процесса (осуществляемый с применением ЭВМ и без такового);

· по направленности действий, целеполаганию (например профессионально-ориентированные, общеразвивающие);

· по технологичности самой педагогической деятельности.

По данным признакам, Маврин С.А. выделяет не только технологии, но и технологические модули, представляющие собой интегративные объединения сходных технологий, приемов, форм и методов обучения и воспитания учащихся, которые можно рассматривать как технологические (см. таблицу 2.4).